Уважаемые авторы! Конкурс «На войне, как на войне» подходит к концу. В данном обзоре упомянуты произведения, представленные в номинации «Художественная проза» и соответствующие Положению конкурса. Итак… Мария Сидорова - "Жди меня, и я вернусь" В первом же предложении стилистический недочёт: повтор прилагательного "высокий". Рассказ, в целом, написан простым, почти разговорным языком. Сюжет стар, как сама тема войны: героиня сошла с ума, ожидая возвращения любимого. Думаю, совпадение названия рассказа с названием известного произведения Константина Симонова не случайно: строки того стихотворения вполне подошли бы в качестве эпиграфа. "Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет..." Рассказ производил бы более сильное впечатление, будь в нём хоть что-то оригинальное. Anira - "24 часа" Хроника одного дня в Хайфе. Интересно наблюдать за тем, какими обыденными для жителей постепенно становятся вещи, из ряда вон выходящие для тех, кого не коснулась война. Действительно, человек может быть гораздо сильнее, чем кажется на первый взгляд. Даже в такой тревожной ситуации можно сохранять не только чувство собственного достоинства... но и чувство юмора. Написано очень простым языком. Есть пунктуационные ошибки. Дмитрий Зотиков - "Рождество в штрафбате" Если отвлечься от размышлений о реалистичности событий, описываемых в рассказе, то главной идеей рассказа я бы назвал ненужность войны как той, так и другой стороне. Не "верхам", а простым солдатам, призванным исполнять свой долг. Люди прекрасно понимающие, что как только начнется весеннее наступление, те из них, кто останется жить пойдут в атаку и будут стрелять друг в друга, но пока есть возможность, они пьют немецкий шнапс и русскую самогонку, справляют католическое рождество и может быть соберутся вместе на православное. Если, конечно, наши добудут начальника особого отдела дивизии. Они выжили еще один день - это и было главным на Ленинградском фронте в декабре 1942 года. Рассказ выдержан в духе мемуаров. Есть стилистические и пунктуационные недочёты. Ирина Шухаева - "Каска на льдине" В этой миниатюре могла быть раскрыта тема конкурса, если бы акценты стояли совсем по-другому - не на представлении контраста/гармонии каски с деталями окружения, а на создании более подробного образа того, что стоит за символом каски. Поэтому считаю тему не раскрытой. Что касается техники - слишком много всевозможных повторов, в том числе смысловых. Михаил Лезинский - "ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЗА ГРАД СЕВАСТОПОЛЬ. Отрывок из повести "СЫН БОМБАРДИРА" , написанной Михаилом Лезинским и Борисом Эскиным." Перед нами отрывок, но, тем не менее, вполне самодостаточное произведение, посвящённое героической обороне Севастополя. Мастерски переданы диалоги. Общая картина на глазах становится целостной, в оптимальной степени детализированной, почти визуальной. К недостаткам я бы отнёс чередование времён, в которых ведётся повествование - настоящее и прошедшее - причём чередование происходит не в различных частях, а даже в рамках одного абзаца. Также чуть затрудняет восприятие большое количество опечаток. Мария Гринберг - "Школьница" Неплохая задумка, но реализация сильно подводит. Весь рассказ напоминает схематичные наброски, особенно предыстория в первых абзацах. Описания скомканы, образы героев не раскрыты. Виктор Корсуков - "Ещё не вечер..." Для тех, кто знаком с прозой Виктора Корсукова, основные черты данного рассказа не станут неожиданностью: спокойное, но нередко психологически напряжённое повествование о простых, на первый взгляд, ничем не выделяющихся из толпы, людях. События разворачиваются прежде всего в душах героев и заключаются в переосмыслении жизненных ценностей и внутренней борьбе. Есть небольшие стилистические ошибки. Не везде корректна пунктуация при оформлении прямой речи, из-за чего реплики сливаются с основным текстом. Таня Кузьмина - "Кинжал Маджахеда" Замысел отличный! Талант автора вне всяких сомнений. Но, к огромному сожалению, стиль напоминает пересказ истории "в двух словах" (к тому же, обилие многоточий, вызывающих ощущение незаконченности, непродуманности), из-за чего произведение не производит должного впечатления. А какой сильный психологический аспект мог быть у этого рассказа, если бы он был написано более полно, обстоятельно... более литературно, скажем так. Но нет. Пока - нет. Юрий Юлов - "Солдат" Рассказ довольно приличного объёма, и, тем не менее, читается на одном дыхании. Мне даже показалось, что некоторые вещи стоило изложить более развёрнуто. В произведении есть и захватывающий, изобретательный сюжет, и обволакивающая апокалиптичная атмосфера, и выраженный философский подтекст - всё для поклонников мистики и "чёрной фантастики". К слову, в большинстве рассуждений капитана Азазела видны постулаты небезызвестной "Сатанинской Библии" Антона ЛаВея - было интересно ознакомиться с авторским взглядом на эту идеологию. Хороший стиль, если не считать некоторых перегруженных предложений. Эллахэ - "Блеск стали" Игра образами - яркими, романтичными, печальными. Сразу вспоминается произведение Эллахэ в поэтической номинации, написанное в том же духе. У автора замечательно получаются красивые эпические миниатюры. В конце небольшая ошибка: о песне было бы правильнее написать не "скорбящая", а "скорбная". Aluna - "Битва воимя..." Какие мысли приходят в голову бойца после убийства врага? Что, если попытаться взглянуть на противника, как на простого человека, тоже исполняющего свой долг? По данному произведению заметно, насколько отвратительна автору война, какие чувства она вызывает. Написано, к сожалению, довольно скупо, неотшлифованно. Владимир Безладнов - "Семья" Блокадный Ленинград... Четко и прочувствованно показаны в этом рассказе борьба между отчаянием и волей, смирением и силой духа. Повествование правдиво, страшные детали тех дней показаны в идеальной пропорции: без лишнего акцентирования, но и без сглаживания и идеализации. Михайлов - "Серебряная табакерка" Совершенно невнятно. История, которая, видимо, должна быть трогательной, в подобном изложении никак не впечатляет. Павел Малов-Бойчевский - "Казаки-разбойники" Малоизвестная изнанка войны в Чечне - благородные полевые командиры, защищающие свою Родину, и русские казаки, воюющие на их стороне. Чувствуется, что автор хотел, прежде всего, показать свою идеологическую позицию по данной тематике, а герои и сюжет служат лишь для придания художественности. Читается с интересом, но сцена возвращения писателя Кресталевского в Ростов выглядит несколько надуманно - военная проза автору явно ближе, чем сентиментальная. Рэйпов - "Рядовая зачистка" Неразборчивый, непродуманный сюжет. Нападение волков вообще малопонятно - это была попытка внести элемент мистики, или просто крайнее неправдоподобие?.. Написано слабовато, с грамматическими ошибками. Иван Мазилин - "Гайдук" Отрывок из повести. Прекрасно проработаны характеры героев, акцент ставится на сугубо индивидуальном пути человека, Личности - вопреки всевозможным обстоятельствам. Не буду говорить за всех, но у меня после данного отрывка возникло желание прочитать повесть до конца. Princess - "ТРЕТЬЯ ПЛЕВНА ЦЕСАРЕВИЧА. Хроника русско – турецкой войны глазами Наследника престола. "Отрывок из биографического очерка – новеллы "Две Марии Александра Третьего" Написано интересно, со знанием дела. Соблюдается баланс между детальностью хроник и сохранением сюжетной линии. Успешно используется автором такой элемент, как письма. Рогочая Людмила - "Песня боли" Реалии Великой Отечественной Войны, переданные словами её участника - отца героини. Очень искренне. Аксель - "Veni, vidi, vici" Хорошее историческое произведение, эпоха Древнего Рима. Яркие, продуманные образы, увлекательное во всех планах повествование. Кое-где заметил приятные отголоски Болеслава Пруса, но у автора "Veni, vidi, vici" проза, на мой взгляд, даже более "живая". Стилистические ошибки незначительны. Бельферман Моисей - "Ракетная база в Афганистане" На художественную прозу похоже очень отдалённо. Скорее публицистика, где, непонятно зачем, по ходу дела вводятся герои - кстати, их образы абсолютно не раскрыты. Всё очень сумбурно. Игорь Даровский - "Запах дождя" Тонкое произведение, пронизанное печальной, обволакивающей атмосферой. Один из тех рассказов, о которых не стоит много писать – его нужно прочувствовать… Владимир Борисов (Vladimir) - "Не стреляйте в Бабье Лето" Наверное, одна из страшных войн - это та, где не знаешь, за кого и против кого воевать; от кого в следующую минуту получишь пулю - от "своих" или от "чужих"... И эта война – гражданская. Ей и посвящён данный рассказ. Легко читается, хороший сюжет. Инга Пидевич - "Лучший вариант" Напоминает отрывок из повести. В качестве самостоятельного произведения - не слишком смотрится, хотя и есть довольно интересные моменты первых дней войны. Светлана Эр - "Эдельвейс" Красивый, лёгкий рассказ. Есть не совсем проработанные, наивные моменты: например, довольно странное желание для 12-летней (а не 6-летней) девочки - найти некий цветок, с которым все будут счастливы. Тем не менее, после прочтения остаются приятные чувства. Хельга Янссон - "Долой войну!" Смесь публицистики и художественной прозы; доля последней, надо сказать, довольно мала для данной номинации.. Есть размышления, идеи, но всё это стоило изложить более развёрнуто. Yefim Gammer - "Небо на всех одно" Прекрасное, с чувством и со знанием дела написанное произведение, заставляющее вчитываться буквально в каждое слово. Безусловно, автор вложил в него часть души, а это говорит о многом. Yana - "Сотворённая" Необычный подход к теме. Однако, сюжет показался незавершённым. В чём суть? Просто описание, как факт? Хотя, может быть, не стоит везде искать "мораль сей басни"... поруТчик - "Шёлковые дорожки войны" Рассказ интересен по нескольким причинам: во-первых, время действия - средневековье (или даже раньше), во-вторых, хороший замысел: противоборство юношеской романтики и реальности, не имеющей с романтикой ничего общего. Есть доля иронии. Что касается техники, то ближе к концу бросаются в глаза лишние повторы местоимений. Комарова Наталья - "Люди и война" Представляю себе героиню, которая в камере начинает кричать перед единственным слушателем: "Если есть такие как я, хотя бы отдаленно напоминающие меня, те, кто также думает об этом, отзовитесь!"... Содержание для сообщений-призывов на форумах в Интернете. Или, в крайнем случае, для листовок. Но не для рассказа. Веселов Антон - "Страшный час" Целью автора было передать чувства, которые испытывает солдат в первом своём бою. Они раскрываются пусть и прямолинейно, но постепенно, по аспектам: чувство ожидания боя, первый вражеский танк, первое убийство... Как указывает автор, на момент написания ему было 13 лет, поэтому многие недочёты простительны. Нужно признать, что немногие пишут так в этом возрасте. Вита Осинова - "Это была большая и дружная семья" Огромное количество стилистических, пунктуационных ошибок; недостатки изложения порой мешают адекватно воспринимать текст, с соответствующими эмоциями. Жаль. Эда Уинслетт - "Когда не надо слов" Замысел, сам по себе, довольно неплох, однако, сюжет чересчур наивен. Многие сцены выглядят надуманно, окончание абсолютно предсказуемо. Есть стилистические ошибки - повторы слов, лишние местоимения. Дятлов Дмитрий - "Каменная ящерица" Присутствует намёк на философию, но... лишь намёк. Единственное, что понравилось - образ ящерицы, некий внутренний диалог. Всё остальное - на порядок ниже уровнем. Эрнест Стефанович - "Великая война. Маленькая школа." Опять-таки, отрывок, который не тянет на самостоятельное произведение, хотя и передаёт читателю соответствующий настрой. Есть непродуманные моменты. Дмитрий "Неждан" Нежданов - "Погружение. Всплытие" Суровая, качественная проза, без лишних "украшательств". Написано в духе боевой фантастики. А вот описание наркотического бреда, в который погружается главный герой, мне показалось излишне затянутым, т.к. он не связан с основным повествованием. В итоге, отступление от сюжета получается слишком долгим. Элла Ольха - "Маруся и её команда" Правдивый рассказ о судьбе советских женщин в оккупированном городе. Читается с интересом. В техническом отношении произведение нельзя назвать совершенным. Есть всевозможные повторы, в том числе смысловые; излишняя упрощённость. Тем не менее, очень достойное произведение. Арт-Pain - "Разбуди меня, когда закончится война" Попытка передать войну глазами ребёнка. Чёткие визуальные образы. Ключевая фраза, выполняющая также роль названия, безусловно, хороша, но не нова. Петров-Протуберанцев - "Зачем?" Даже если это можно назвать сценарием, то, пожалуй, именно такие фильмы о войне НЕ нужно снимать. Крови много, смысл стандартен. Написано крайне слабо. Вадим Куняев - "Лёнька" Cтандартно. Рассуждения героев ничем не примечательны. Избитое окончание. Павел Отставнов - "Урод" Темы, затрагиваемые автором, безусловно, заслуживают тщательного рассмотрения. Как раз этого и не хватает в данной работе - получилось довольно скомкано. Личностные изменения сержанта показаны прямолинейно - впрочем, скорее всего, тоже по причине излишней сжатости; т.е., акценты ставятся не там, где их стоило бы ставить. Есть стилистические ошибки. Вадим Чекунов - "Первый бой" Собственно, никаких мыслей и идей я здесь не заметил. Рассказ описательного характера. Достаточно скудный язык, с большим количеством нецензурных выражений, особой необходимости в которых не видно. Геннадий Решетников - "Полина" Такой приём используется очень часто: передать чувство бесконечного ожидания любимого с помощью некоего символа, образа. В данном случае в роли символа выступает цветочная клумба. Поэтому - ничего нового. Кроме того, количество стилистических и пунктуационных ошибок огромно для столь короткого произведения. Мария Гринберг - "Волчица" Много условностей, много неправдоподобия. На протяжении всего рассказа - максимально детализированные сцены пыток и зверств. Это не было бы недостатком, если бы не тот факт, что непосредственно сюжет - прост и обобщён. Поэтому и возникает вопрос: что автор хотел показать в первую очередь? Подвиг разведчицы или море крови? Верю, конечно, что первое... Владимир Серебров - "Хока метаган? - Чечня" ("Как называется это место? - Чечня")" Добротная проза, читается с интересом. Персонажи раскрываются достаточно полно. Наблюдается некоторый перебор с прямой передачей мыслей героев. Katerina - "Оставшиеся" Монологи отчаявшихся людей, которые потеряли своих родных и близких, потеряли всё. Проникновенно, хоть и не без стилистических ошибок. Инна Сударёва - "На Панфила!" Судя по всему, произведение задумывалось как ироническое... Много несуразностей - если это юмор, то далеко не везде он применяется умело и уместно. Написано достаточно неплохо, но воспринимать эту работу всерьёз трудно. Inana - "Геташен - Обратной Дороги Нет" К личной драме главного героя может быть двоякое отношение. Ведь он, по сути дела, сам оставил своего сына, посвятив жизнь мести; сам закрыл для себя обратную дорогу. Его окончательное решение можно расценить как мужество... а можно и совсем по-другому. Произведение, заставляющее задуматься. Segun - "Сага о БТР-е" Оригинальное повествование, в центре которого судьба старого БТР, а вокруг неё - человеческие судьбы, утраты, горе и всё, что сопутствует войне. Написано достаточно интересно, хотя и неправдоподобно. Требуется небольшая редакция. Ашот Бегларян - "Дом, который стрелял" Небольшая история на тему конфликта в Нагорном Карабахе. Действительно, человек, которому нечего терять, способен на многое... Игорь Кит - "Высота рядового Васильева" Великолепный рассказ. На мой взгляд, здесь есть всё, чего можно ждать от хорошего произведения о войне - тонкая психология, адекватная эмоциональность, динамизм, красивые и яркие описания... Чувства, мысли, воспоминания сливаются в единую картину. Прекрасная работа. Марина Черномаз(Kira Lyss) - "Это ж просто война... (непридуманные воспоминания)" Всё сказано одной фразой: "А шо делать – просто война ж была...". Очень искренне, и потому - впечатляюще. Белов Дмитрий - "Лепесток Вечного Огня" Совсем небольшая миниатюра - череда образов. На мой взгляд, всё слишком очевидно. Попутчик - "Улыбка" Фантастика. В начале краткое описание сути дела - завязка, надо сказать, самая обыкновенная. Впрочем, как и весь сюжет. Может быть, если его развить... Михаил Нейман - "Печаль тишины" Искренне, горько... Больше нечего сказать… Леонид Рябков - "ДядьКоля" Захватывающий рассказ, в котором показано, какие грани человеческой личности может открывать война. В конце концов, как много заложено в человеке, но как низко он может пасть. Хорошее сочетание вдумчивости и "гладкого" развития сюжетной линии. Небольшая ложка дёгтя: характеры героев, на мой взгляд, излишне прямолинейны и контрастны, абсолютно чётко поделены на "хороших" и "плохих", от чего могут показаться не жизненными. Но это лишь мнение. В. Румянцев - "Кома" Одно из самых необычных произведений на конкурсе. Казалось бы, в сюжете нет ничего особенного, он достаточно стандартен, но форма подачи, чувственно-образный ряд довольно изобретательны. ЛОНГ-ЛИСТ (в алфавитном порядке): Princess - "ТРЕТЬЯ ПЛЕВНА ЦЕСАРЕВИЧА. Хроника русско – турецкой войны глазами Наследника престола. "Отрывок из биографического очерка – новеллы "Две Марии Александра Третьего" Yefim Gammer - "Небо на всех одно" Аксель - "Veni, vidi, vici" В. Румянцев - "Кома" Виктор Корсуков - "Ещё не вечер..." Владимир Безладнов - "Семья" Владимир Борисов (Vladimir) - "Не стреляйте в Бабье Лето" Владимир Серебров - "Хока метаган? - Чечня" ("Как называется это место? - Чечня")" Дмитрий "Неждан" Нежданов - "Погружение. Всплытие" Иван Мазилин - "Гайдук" Игорь Даровский - "Запах дождя" Игорь Кит - "Высота рядового Васильева" Леонид Рябков - "ДядьКоля" Марина Черномаз(Kira Lyss) - "Это ж просто война... (непридуманные воспоминания)" Михаил Лезинский - "ПОСЛЕДНИЙ БОЙ ЗА ГРАД СЕВАСТОПОЛЬ. Отрывок из повести "СЫН БОМБАРДИРА" , написанной Михаилом Лезинским и Борисом Эскиным." Павел Малов-Бойчевский - "Казаки-разбойники" ПоруТчик - "Шёлковые дорожки войны" Рогочая Людмила - "Песня боли" Элла Ольха - "Маруся и её команда" Эллахэ - "Блеск стали" Юрий Юлов - "Солдат" ШОРТ-ЛИСТ (в алфавитном порядке): Princess - "ТРЕТЬЯ ПЛЕВНА ЦЕСАРЕВИЧА. Хроника русско – турецкой войны глазами Наследника престола. "Отрывок из биографического очерка – новеллы "Две Марии Александра Третьего" Yefim Gammer - "Небо на всех одно" Аксель - "Veni, vidi, vici" Дмитрий "Неждан" Нежданов - "Погружение. Всплытие" Игорь Даровский - "Запах дождя" Игорь Кит - "Высота рядового Васильева" Леонид Рябков - "ДядьКоля" Павел Малов-Бойчевский - "Казаки-разбойники" Элла Ольха - "Маруся и её команда" Юрий Юлов - "Солдат" С уважением, Владислав Эстрайх. |