Литературно-критические статьи Объем: 7 695 [ символы с пробелами ] ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема - 3. ЛИТЕРАТУРА, ТВОРЧЕСТВО... По многим представлениям творец - сверхличность. Избранник и любимец судьбы. Единственно достоин считаться Б-жественным человеком. Сыном Б-жиим. Сумасброды-тщеславцы в роли правителей несут с собой страдания, общественные катастрофы. Cтановятся повелителями безвольных масс. Наше время демонстрировало много подобных примеров. Отдельные люди, общества добровольно, вынужденно признают государственное насилие. Жертвуют собственной свободой. Доверяют вооруженную силу бандитам. В уверенности: те - альтруисты! Утвердят социальную справедливость, ради народного блага. Б-жественным избранникам, творческим личностям мало доверяют. Кажутся слабыми, безвольными, терпимыми и миролюбивыми. Призывают к гуманизму, всепрощению, моральной чистоте. К отказу от насилия, кровопролития. Ведут скромный образ жизни. Презирают эгоизм: заносчивость тела - в противостоянии с Душой. Без соития этих частей невозможна нравственная личность. Очищенная Душа. Творец-писатель по психологическому складу и структуре мышления ближе всего к Пророку. Почти каждый писатель - не шарлатан, не приспособленец - наделен толикой пророческого дара. Б-жественной Сущностью. Является интерпретатором Б-жественной Воли. Летописцем своего времени. Исследователем, бытоописателем эпохи. Как живая личность, грешит ошибками. Улавливает тенденцию развития. Показывает волевую, умственную, чувственную структуру и психологическую стойкость личности - в противостоянии обстоятельствам. Во взаимоотношении с обществом. Иногда писатель своим творчеством и личным примером утверждает правила справедливости. Становится голосом народа. Чаще его голос слаб. Не может пробиться сквозь заслоны. Заглушает трезвон средств массовой информации. Писателю трудно достичь авторитета, признания. Доверительной формы общения с читателем. Честный писатель не связывает себя с партийной программой и дисциплиной. Выступает беспартийным. Говорит своим голосом - от собственного имени. Может оставаться честолюбцем. Редко кто становится энтузиастом собственного кошелька. Тем более крупным собственником. Зато во все времена, эпохи, особенно в советскую - хватало «на ухо доносеров». Сознательное, развитое общество умеет выловить из многоголосого хора одинокий честный голос. К нему прислушиваются. За ним идут. Избыточная политическая наполненность стала важной тенденцией созидательного литературного процесса. Литература участвует часто движущей силой происходящего процесса. Исполняет описательные функции. Вовсе не исчезла литература натуралистического свойства. Исследовательски-аналитическое, углубленно психологическое описательство еще изредка встречается. Уже давно противостоит фабуле детективной легковесности, развлекательству. Дилетанты угождают читательским интересам. Новаторы выплескивают на страницы собственные видения. Они редко творят ради заработка. Литературная профессия не кормит. Только чистое искусство имеет право на продолжительное существование. Книги однодневки, вся эта "литературная макулатура" - имеет право на существование. Не затмят отдельные удачи. Жемчужины творческого мастерства. Гениального проявления умения одухотворенной личности. Двадцатый век - убийца. Пресыщен совершенными массовыми убийствами. Ради диктаторских замашек, националистических апломбов, технического развития, творческого взлета. Легко приняты в обиход жестокости, кровавые жертвы. Положены на алтарь ненасытного Молоха. Не знаем ничего заранее о наступившем христианском тысячелетии. Можно только надеяться: не углубится противостояние религиозных цивилизаций. Пусть загодя здравомыслие сдержит порыв животных инстинктов. Ограничит, умерит аппетит жестокости. Удобства оскопят беспричинно злобу, животную агрессивность. Ублажают внутреннего хищного зверя. Неравенство, несправедливости - способствуют разделу общества. Углублению борьбы. Доведению ее до самых обостренных вспышек, кровавых фаз. Еще не иссяк порыв жестокости. Терроризм может вновь стать основой, двигающим рычагом развития. Существующие цивилизации разнятся по возрасту, пройденному пути стадийного развития. Между ними продолжится соперничество. Форма борьбы заранее непредсказуема. Неизвестно, сколько истребительных мировых войн предстоит пережить человечеству. Идеалисты верят в поступательный путь развития. Не мы! Суть творчества - в словесном выражении. Систематическое, постоянное, беспрерывное упорство, поиски. Нацеленный труд упирается в некую точку. За ней скрывается тайна. В последующих бдениях начинается постижение неведомого. Из расторможенного участка возникает невесомый летательный аппарат. Совершает полет к безбрежной, углубляющейся фантазии. Этому сопутствует ритмическая, связанная цепной последовательностью работа мысли, рук, внутренних органов. Сконцентрированное в комок созидательное, нервное, волевое состояние - влечет к продуктивной, новаторской деятельности. Выработке емкой по объему, содержательной, излучающей живые заряды мысли, чувственных импульсов. Подобие энергии полезной радиоактивности. По типу идеалистической продукции. Творческая, абстрактно-философская, афористичная мысль, откровение - недолговечны. Их нужно моментально записать. Улетучиваются! Теряются в извилистых коридорах подсознательного. Пропадают бесследно. Ничего не оставляют после себя. Уходят темы, необычного сочетания слов, граненной фразы. Возникает, остается ощущение сожаления - восстановить утерянное в первозданной форме невозможно. Писатель творческого склада - не копировщик. Бытоописатель. Наделяет вымышленные персонажи - собственными мыслями, ощущениями. Изобретает похожие на них жизненные ситуации. Характеризует персонажи - с психологических позиций. Сталкивает личности - в живом общении. Придумывает остро звучащие диалоги. Позволяет наладить отношения. Выстоять. Проявить интересы, характер. Показывает основу заблуждений, недоразумений, потерь, ошибок. Недопонимание, инакость логической направленности. Потерю теплоты общения. Черствость тона, заносчивость, усталость, вздорные мысли, ревность... Непараллельное развитие. Плохое настроение, несовпадение интересов, нестыковка характеров - влекут к разладу, разочарованиям, скандалам, разводам. У каждой личности неусыпно желание самоутвердиться. Путями не всегда честными. Часто устраиваются - за счет другого, других. Жизнь сочетает непомерное множество обстоятельств, факторов, событий, производственных столкновений. Общественных движений. Она перенасыщена движениями. Неведомо чем нашпигована. Приправлена специями. Пестро-красочна, многозвучна, разнообразна. Источает ароматы. Не всегда приятные запахи. Литература в основе своей - забава! Подхлестывает любознательность, интерес. Она - нравоучительна. Сохраняет народные традиции, вероучение. Шагает в ногу со временем. Подчас его опережает. Живописует современную жизнь "героев" и обывателей. Чаще всего в моменты отдыха. В "привычных состояниях семейных отношений". Больше чем прежде литература распадается на "жанры". Чаще процветает "рыночная литература". Приноровлен к "читательским вкусам". В любом случае, сетования справедливы: МАЛО ЧИТАЮТ! Не всегда пропадает интерес к чтению. В очень напряженной израильской жизни, особенно первых лет абсорбции, - репатриантам не до книг. Более доступные газеты, телевидение объемлют или пытаются "подстелить под себя" творческую литературу. Часто обесценены сами понятия "литература", "творчество", "творческий процесс". Появляющаяся на рынке продукция является суррогатом разных методов написания, жанров. Повседневность журналистики разбавлена литературными включениями. © Бельферман Моисей, 2005 Дата публикации: 18.02.2005 10:50 Количество просмотров: 101 © Бельферман Моисей, 2006 Дата публикации: 21.04.2006 11:13 © Бельферман Моисей, 2006 Дата публикации: 21.04.2006 11:18 Предыдущее: ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 2 - ПИСАТЕЛЬ, ТВОРЧЕСТВО. Следующее: ГРАНД-ЛИТЕРАТУР. Тема 4 - В СОСТОЯНИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА. Количество просмотров: 103 Написать рецензию Рецензия Логин: Пароль: Забыли пароль? Рецензии Бельферман Моисей [ Удалить ] [ 21.04.2006 ] Признаюсь по секрету требовательному критику Nadia Hilton! Собираю нечто ранее написанное - для помещения на свой сайт. Прежде решил опробовать. Что касается выражений... Не знаю, что Вам сказать... В России прожил относительно недолго - лет шесть. На Украине - русский несколько другой. Как понимаю. Сейчас вообще новорусский от прежнерусского отличается, как... от славянского. По поводу схем и нехудожественных оборотов... Думаю, все мы грешим - в разной степени. По поводу "живых зарядов мысли" и "чувственных импульсов"... Я не физик и не психолог. Но! Термины взяты из техники. Нет в них идентичности. Вы считаете "маслом масленым"... Думаю: это разные и важные ньюансы. Подчеркивают хоть часть чувственного многообразия Могу это Ваше замечание поместить под Вашим интервью? Nadia Hilton [ 21.04.2006 ] Вы невнимательны. Я говорила о других словах, перечтём мои слова: «Выработке емкой по объему, содержательной, излучающей живые заряды мысли, чувственных импульсов» – ёмкой по объёму? масло масленое! Именно - ёмкой по объёму - вот что я раскритиковала. Мои комментарии к вашим статьям ничего общего не имеют с интервью, потому не следует складывать всё в кучу. Надя Nadia Hilton [ 21.04.2006 ] Я имела ввиду, что ёмкий - уже объёмный. Бельферман Моисей [ Удалить ] [ 21.04.2006 ] Уважаемая Nadia Hilton! В моем, "староверном" понимании: емко- наречие, емкий - прилагательное от наречия; объем - имя существительное. Они похожи, но обнимают, представляют - разные категории. И смсл в них заключен несколько отличный. Я это вижу и чувствую. Потому ответственно заявляю: беру полностью грех на свою Душу. Не вижу другого идентичного понятия. Ни огромный, ни большой по объему так не звучит. Предлагаю Вам МИР и ТВОРЧЕСКУЮ ДРУЖБУ! Прошу инцидент считать исчерпанным. Nadia Hilton [ 23.04.2006 ] Дорогой Бельферман Моисей. :) Ну конечно же нет никаких конфликтов :) Вы сказали так, как чувствовали. Просто по прочтении получается ляпсус, но это можно пережить. :) Комментировать Nadia Hilton [ 21.04.2006 ] Уважаемый Бельферман Моисей! Вот, вроде бы, и о том, о чём надо Вы говорите, да и слова всё, в основном, русские, а не ложится текст на душу. Раньше Вас читала, так было ощущение – Не понятно, но бодрит!…. теперь же – Всё понятно, но что конкретно?! Кое-что резануло глаз: «Литература участвует часто движущей силой происходящего процесса.» – Тут опечатка? Или… Что Вы хотели сказать? «Выработке емкой по объему, содержательной, излучающей живые заряды мысли, чувственных импульсов» – ёмкой по объёму? масло масленое! Статья годичной давности, не думаете ли, что сейчас написали бы иначе? С уважение, Надя Комментировать Бельферман Моисей [ Удалить ] [ 21.04.2006 ] Уважаемый Awbub! Почему Вы считаете меня "ответственным" за все и возможные ответы. Я просто высказал мнение. Не думаю: такое уж оригинальное. Пишу о писателях и творцах земных и общественных. Вовсе не о религиозных пророках и последователях дьяволистов. И я против всех извращений и извращенцев. Надесь, не привлечете меня дополнительно к перекрестному допросу. |