Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: РазноеАвтор: Наталья Ланге (ПЕГАС)
Объем: 4764 [ символов ]
«ЕВРЕЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР»
Сара! Вы говорите, что проклятья и ругательства – это фольклор? Тогда слушайте. Мне было пятнадцать, а моей соседке Лизе – двадцать. Наши родители взяли нам билеты на спектакль еврейского театра, приехавшего из столицы. Мысль о том, что родители понимают идиш, а я увы…, мучила меня всё сильнее. Как я пойму, о чём пьеса?
… Дедушка и бабушка говорили на идиш всегда шёпотом, с опаской, что кто-то их услышит. А кто должен был услышать? Дед говорил, что у стен есть уши. Чтоб эти уши у них заболели, отсохли и отпали. Зачем подслушивать чужие мысли? Оно им надо – чужое горе?
Когда я заходила в комнату, родители замолкали или переходили на идиш со своими взрослыми разговорами. А мне казалось, что меня ругают. Для меня были наготове только две фразы: «Дрэй ништ дэм коп» – не морочь голову и «Гэй шлуфн» – «Иди спать!» Что я могла возразить? Старшим нельзя перечить. Но всё моё существо бунтовало : «Почему же нельзя?»
Моя прабабушка в белоснежном платочке, с выбивающимися седыми кудряшками, читала старинную книгу в кожаном переплёте. Мать дедушки перелистывала пожелтевшие от времени страницы и… молилась. Мне не разрешали её отвлекать. Ей было, вам на долгие годы, более 90 лет. И хотя нам, пионерам, объясняли, что Б-га нет, но прабабушка не ходила в советскую школу и этого не знала. Она не говорила ни одного слова по-русски, а только на идиш. Она верила в Б-га и Б-г дал ей за это долгие годы.
Дедушка любил свою мать. Он был добрым человеком и все его уважали. Дед никогда не снимал своей серой кепки. Мне всегда казалось, что он купается в ней в ванной комнате и даже в кепке спит. Но как проверить? Если мой отец мог спать в очках, чтобы «лучше видеть сны», то дед, вероятно, мог спать в кепке на случай дождя, который мог
пролиться на его голову с протекающей крыши, хотя мы
жили на первом этаже пятиэтажного дома. Кто знает?
Я вспоминаю, как дед говорил перед смертью: «Чтоб мои враги не знали, что я ушёл»… Куда он собирался уйти я не понимала. Но он держался за сердце и глаза его были полны слёз. Дело в том, что дед выгнал из дома любимого сына за то, что тот женился на «шиксе». Бабушка вздыхала о том, что деду не хватало денег на лекарства, чтобы вылечить разрывающееся от горя сердце. Ведь у него не было даже денег, чтобы купить на базаре немножечко ума – «абисэлэ сэйхл». Туда такой товар не привозили.
Раз его любимый талантливый младший сын, гордость семьи, красавец и умница, изменил еврейству, – дед, страдая, расстался с ним и не мог поступить иначе. Сын не изучал Танах, не слушал рыжего раввина с лохматой бородой, приходившего по субботам. После службы в армии он привёз смазливую малышку и без благословения родителей назвал её женой. На вопрос: «Она – еврейка?» – была затянувшаяся пауза, длящаяся до сих пор.
Моя прабабушка молча листала старыми, как от холода скрюченными пальцами молитвенник и «в упор» не замечала молодых. Бабушка возненавидела невестку и сыпала проклятья ей на голову. Невестка отбивалась простыми народными выражениями. Но народы были разные, а точка понимания куда-то затерялась. В минуты затишья они, по словам дяди, продолжали «спать у пулемётов».
Их тирады действительно были похожи на пулемётные очереди. Кто же знал, что надо было записывать этот фольклор, типа: «Что Вы нас пилите, мама, словно пила беззубая? Не рубите сук, на котором сидите!». «Чтобы у тебя пилило в сердце. Чтобы ты не дождалась моей смерти. Чтобы все проклятья свалились на тебя сразу. Чтоб ты камни носила вместо детей. Чтоб «нахэс» от детей не знала. Нашёл жену – нашёл клад? Да чтоб он закопал этот клад обратно, потерял ключи и забыл место, где потерял… чтоб дожди выровняли это место и на нём вырос лес, который сгорел. Глаза б мои вас обоих не видели».
Бабушка даже не могла увидеть в самом страшном сне, что последние годы жизни она проведёт в доме невестки и та преданно будет заботиться о ней… А в дни моего детства бабушка проклинала молодых. Но это были цветочки. А ягодки? О ягодках я сказала раньше. Вы не забыли? Купили мне и моей соседке Лизе билеты на еврейский спектакль. Вспомнили? Лиза пообещала переводить мне всё, что знает.
Мы удрали от домашнего шума в просторный зал театра. Что осталось в памяти? Один озноб. Вы не поверите, Лиза шептала мне на ухо одни голые проклятья и поговорки с пугающим смыслом. Я с удивлением смотрела на актёров. А Лиза продолжала скороговоркой говорить гадости, переводя их с идиш на русский.
Во время антракта я с ощущением того, что весь спектакль состоит из одних ругательств, решила уйти домой. Но в фойе встретила знакомую и с удивлением узнала, что пьеса, оказывается, о любви. Дело в том, что Лиза на идиш понимала только то, что кричала ей мать на кухне. Так состоялось моё серьёзное знакомство с еврейским фольклором.
Дата публикации:
Предыдущее: ОЖИДАНИЕ ПУРИМАСледующее: ЛЮБИМАЯ ТЁЩА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта