Есть имена, как солнце! Имена - как музыка! Как яблони в расцвете!.. Бывают роли не главные, короткие, но не менее яркие, запоминающиеся. Миг - и один кадр сменяестя другим, и нет уже артиста на экране. Промелькнул, как комета, но след в душе оставил. Я влюбилась в неё в детстве, впервые посмотрев фильм "Король шантажа". Мне захотелось узнать, кто же кроется за образом той самой "леди во всём", о том, где живёт и работает, о других ролях в кино и театре. Выяснилось, что эту неземной красоты актрису, сыгравшую леди Хаксли, зовут Валентина Панина. Вскоре на экраны кинотеатров вышел фильм "Ослиная шкура", в котором она снялась в роли Доброй Волшебницы. Много позже мне стало известно, что артистка живёт в Петербурге, работает в театре им. В.Ф. Комиссаржевской, играет и на других сценах. После премьеры "Короля шантажа" прошло более двадцати лет. Моё детское желание исполнилось. В феврале 2006 года мы встретились. И вот только тогда я открыла её для себя по-настоящему. И очень пожалела, что наше знакомство не случилось раньше. Думаю, каждый, кто встречается с Валентиной Паниной впервые, попадает в плен её обаяния. Журналист Катерина Павлюченко в февральском выпуске "Театрального Петербурга" за 2006 г. писала: "Жаль, что я ограничена определённым количеством знаков на печатной странице. Было бы места побольше, возможно, и получилось бы в полной мере передать то ощущение лёгкости, мудрости и красоты, исходящее от этой актрисы, от этой женщины". Мудрость и красота - какое это удивительное сочетание! И как верно подмечено! Вот и я постараюсь, как могу, поведать о своей радости. Радости открытия замечательного человека, талантливой актрисы, личности - Валентины Паниной. Валентина Викторовна родилась в Омске. Её отец был военным врачом. В 1941 году он окончил Омский медицинский институт и вместе с сибирскими эшелонами дошёл до Берлина. Мама преподавала русский язык и литературу. Валечка была отличницей, училась музыке. Она мечтала стать актрисой. Но, окончив школу, выбрала мамину специальность и поступила на филологический факультет Омского педагогического института. В то время Валя разрывалась между студенческим театром и вокалом. Когда дома никого не было, она закрывала все окна и двери и пела. Арии из опер, народные песни или что-нибудь задушевное. Педагог по вокалу не могла не заметить подающую надежды певицу, голосовой диапазон которой составлял четыре октавы. А студенческий театр давал возможность приподняться надо всем - над землёй, над реальностью. Прав был Белинский, когда писал о том, что "в театре наше холодное "я" исчезает в пламенном эфире любви, здесь мы забываем о своих горестях, освобождаем себя от житейских отношений". Любовь к театру всё-таки победила. После 2-го курса пединститута Валя должна была ехать в пионерский лагерь на практику. Но вместо этого она отправилась в Москву и, как вспоминает сама актриса, прямо с трапа сибирского самолёта влетела в театральное училище имени Щепкина. Вот так запросто, без каких-либо связей, без поддержки, вопреки здравому смыслу. "Думала: не поступлю, так не поступлю, - говорит Валентина Викторовна. - Может, потому и поступила. Есть такой закон: если чего-то хочешь чересчур сильно - никогда этого не получишь. Должна быть в жизни какая-то лёгкость, даже дурь. Нужно позволять себе ошибаться" Руководитель курса - Виктор Иванович Коршунов - решил, что Валя лучше, чем кто-либо, подходит на роль Ниловны в будущем спектакле по роману Горького "Мать". Чтобы понять "среду" и как можно быстрее "войти в образ", Валечка стала работать в Щепке уборщицей. Она приезжала в училище задолго до занятий и тщательно мыла лестницы и стены. Её оставляли в Малом театре в Москве. Но Валя мечтала жить и работать в городе, в котором оказалась впервые, будучи семиклассницей. Тогда группу школьников из Омска за хорошую учёбу отправили в Ленинград. Не влюбиться в этот город было невозможно. Окончив Щепкинское училище в 1968 году, Валя прибыла на берега Невы и сразу была принята в театр имени Пушкина (ныне Александринский). Перспектива казалась заманчивой. Но многие обещания, увы, так и остались пустыми хлопотами. По приезде в Ленинград она поселилась на улице Декабристов. В коммунальной квартире было 12 комнат и кухня с шестью плитами. В первый же вечер там собралось человек сорок, чтобы познакомиться с новой соседкой. Валя более двух часов рассказывала об училище, о спектаклях, о сыгранных ею ролях. Когда силы были на исходе и возникла пауза - Марья Васильевна, старожил коммуналки, спросила: "Я не поняла, ты, милая моя, поёшь или танцуешь?" В октябре 1968 года в Доме работников искусств на Невском состоялось посвящение в артисты. Вскоре после этого события Валя дебютировала на ленинградском радио в спектакле "Великие голодранцы" по повести Фёдора Наседкина. Поначалу творческая жизнь Валентины Паниной в театре им.Пушкина складывалась удачно. Она была занята в спектаклях: "Моя любовь - Электра" в роли Электры, "Мелодия для павлина" в роли Милицы, "Горячее сердце" в роли Параши. Роль Беатриче ("Много шума из ничего") - одна из самых дорогих сердцу актрисы. Всё, что было ей дано природой, родителями - способность быть счастливой, радоваться жизни, любить - было сконцентрировано в этом образе. Спектакль "Элегия", в котором Валентина Панина играла роль Марии Гавриловны Савиной, а её партнёром по сцене был Бруно Фрейндлих в роли писателя Тургенева, шёл 23 года! Но актёрская судьба полна неожиданностей. Не стало талантливого режиссёра Ильи Сауловича Ольшвангера, и Валентина вскоре покинула театр. Были затем в жизни актрисы и Ленком (ныне "Балтийский Дом"), и театр им. В. Комиссаржевской, в котором она работает и по сей день. Должна отметить, что Валентина Панина ещё не раз выходила на сцену Александринки лишь для того, чтобы сыграть в "Элегии". На гастролях в Новосибирске через 20 лет после премьеры артистам аплодировали стоя. В связи с этим актриса рассказала такую историю: "Мы должны ехать на гастроли в Новосибирск. Бруно Артурович плохо себя чувствует. Врачи прописали ему специальную диету, рекомендовали соблюдать режим дня. Мне предложили вместо Фрейндлиха ввести в спектакль другого актёра. Но я была против. Умоляла Бруно Артуровича ехать, обещала, что всё необходимое буду готовить сама. В конце концов, он согласился. И вот каждое утро, ровно в 9 часов, я стучалась в его гостиничный номер с овсяным киселём и чувствовала себя при этом такой счастливой!" Смена театров, по словам Валентины Паниной, была вызвана поиском себя и своего режиссёра. Ей не хватало на сцене радости, которая была в молодости. Из тех ролей, которые хотелось бы сыграть, ей ничего не предлагали, а творческий потенциал был по-прежнему велик. И тогда она совместно с пианистом Михаилом Аптекманом решила подготовить программу песен Клавдии Шульженко. "Клавдия Ивановна была любимой певицей всей нашей семьи, и я, слушая её в Омске, поражалась, сколько света и радости в этих песнях, сколько мудрости", - сказала мне Валентина Викторовна в одной из бесед. Она сильно волновалась перед выходом на сцену театра Эстрады. Зал был полон, и программу встретили на "ура". Судьба на радио сложилась счастливо. Здесь Валентина Панина прочла такое количество замечательных стихов, прозы, литературу такого объёма, человечности, глубины, которых ей не хватало в театре. От "Слова о полку Игореве", от русских былин до Пушкина, Лермонтова, всех Толстых. А поэтессы серебряного века! Поликсена Сольвьева, Ирина Одоевцева, Мария Петровых, Анастасия и Марина Цветаевы, Анна Ахматова. "Страницы истории" вместе с режиссёром Зоей Давыдовой она записывала более 10 лет. А это сотни передач. Тысячи откликов от благодарных слушателей. Письма на радио на Итальянскую улицу приносили мешками. "Ваш голос действует на меня , как лекарство. Когда я его слышу, у меня перестаёт болеть голова", - сказала Паниной одна из поклонниц. Не случайно сама актриса назвала микрофон великим связующим наши души, мысли, сердца. А с кино дела обстояли, увы, не так хорошо. Валентина была счастлива, когда её утвердили на роль жены декабриста Трубецкого в фильме "Звезда пленительного счастья". Но... на экране мы увидели другую актрису. С тех пор главных ролей ей больше не предлагали. "Вы слишком красивы для кино", - слышала она не раз. Валентина Панина снималась в эпизодах и дарила свой роскошный низкий голос другим актрисам, озвучивая их. Так, Эва Шикульская в фильме Ильи Авербаха "Объяснение в любви" "говорит" её голосом. А ещё он звучит в нескольких картинах Александра Сокурова. В финале одной их них её героиню душат, и Сокуров на озвучивании душил актрису её же платком. С чем можно сравнить талант? Пожалуй, с океаном. Талант - как океан. Бездонный, бескрайний. Ты открываешь всё новые и новые грани таланта в человеке и кажется, что открытиям этим и потрясениям не будет конца. И не перестаёшь удивляться. Вот и я не перестаю удивляться. Пение - одна грань. Чтение у микрофона - другая. Работа в кино - ещё одна. Я бы даже сказала иначе: каждая роль в кино и театре - грань отдельная. Мне посчастливилось побывать на всех спектаклях, в которых занята последнее время Валентина Викторовна. Мюзикл "Джулия!" по роману Сомерсета Моэма "Театр" в Мюзик-холле, там Панину можно увидеть в роли Долли де Фриз. На сцену театра им. В. Комиссаржевской Валентина Панина выходит в роли Матильды Ласбри в комедии "Французские штучки". А в маленьком театрике "За Чёрной речкой" они на пару с актёром Аркадием Волгиным играют в спектакле "Сторож для Ариадны". Её героини очень разные, но все яркие, неординарные. Производят сильное впечатление. Чего стоит, например, донна Роза д'Альвадорес из мюзикла "Тётка Чарлея из Бразилии", который с успехом идёт в театре "Приют комедианта! Актриса никогда не повторяется. Каждый раз зрители находят в её игре что-то новое. Просматривая видеозаписи, предоставленные мне Валентиной Викторовной, я вдруг поймала себя на мысли о том, что качественно снять спектакль видеокамерой практически невозможно. И потом нашла подтверждение своей мысли в одном из петербургских журналов. Вот что я там прочитала: "Известно, что театральные спектакли не поддаются фиксации на видеокамеру. Можно, конечно, говорить о профессиональной съёмке с нескольких камер... Но это уже телеспектакль или его подобие: другой вид искусства. Таким образом, понимаешь, что по-настоящему наслаждаться игрой артистов можно только в театре. Заслуженная артистка России Валентина Панина востребована. Ей предлагают роли в разных театрах, приглашают сниматься в сериалах. Она преподаёт актёрское мастерство в Петербургском государственном университете. Выступает с концертами. И пусть в её жизни не было ни больших работ в кино, ни всенародной известности и многочисленных поклонников - Валентина Викторовна довольна своей творческой судьбой. Ведь она состоялась, как актриса, а это самое главное. |