Навеяно гусарскими эскападами Стива Перегудова, лирической депрессией Эр, душевной образностью Александра Грозного и Женской предвзятостью Бабкиной Инессы. Продолжаем цикл о Творчестве. Мы уже обсудили такие понятия, как «Графомания», «Метафора». И будем надеяться, что большинству – теперь понятно, что графоман – это не Писатель, а метафора – основное оружие Писателя. Поэтому смело можем атаковать и сам подвид современного человека, именуемого – Писатель. Только два слова, для тех, кто не имеет понятия – о чём мы тут собственно толкуем. Существует – Культура, как процесс «возделывания» души, каждого из нас. И в рамках этой Культуры – есть деятельность, именуемая Творчеством – процессом создания новых культурных ценностей. А вот уже в Творчестве – есть разного рода специализации, к которым мы и будем относить Писателей – создателей литературных культурных ценностей. Как-то не хочется углубляться в тривиальные определения этого слова, и этого понятия. Каждый, наверняка осознаёт, что Писатель – это тот, кто пишет, прежде всего. Слова – однокоренные и … Отметим только то, что мы уже знаем. Писатель, в отличие от графомана – пишет для других и при этом использует метафоры и ещё некоторые, свои – средства производства. Творит. Воздействует на умы и души. И вот, какая аналогия, сразу формируется, после прочтения этих слов, что Писатель, как профессия, является родственником – Актёра. Актёр (немного поясним) – это представитель другой творческой профессии, работающий над созданием культурных ценностей в сфере театра, кино и т.д. В любой творческой деятельности, где что-то представляется в виде живых (телесных) образов со всеми, присущими телесному образу атрибутами. Актёры театра и кино, мультипликации и балета, эстрады и художественного чтения, и т.д. и т.п. Писатель, также как и Актёр – работает для зрителя (читателя), и не может полноценно «функционировать» без обратной связи с читателем (зрителем). Бесспорно? Конечно, можно найти небольшие лазейки в качественности и действенности этой обратной связи. Но, очень трудно представить себе Актёра – творящего перед зеркалом, днями, месяцами и годами. Хотя… Среди Писателей тоже есть не явные графоманы. Писатель, наравне с Актёром, постоянно перевоплощается в образы, которые он создаёт своими словами. И если в Актёрском мастерстве существуют различные школы для «игры своих персонажей», то в Писательском труде – тоже есть незыблемые каноны и филологические, грамматические, морфологические, фонетические и даже драматургические законы этого вида творчества. А такие понятия как стиль, выразительность, манера – они вообще, являются одинаковыми и для Писателя и для Актёра. Как становятся Писателем и Актёром, и как они начинают свой путь к вершинам славы и признания? Одинаково. Актёры – под дудку режиссёра, продюсера, художественного руководителя, учителя… Писатели – под цензурой редактора, редколлегии, коллег и конкурентов… А как становятся? Тоже – похоже. По-разному, без системно. Кто-то после школьной скамьи идёт в соответствующее высшее учебное заведение. Кто-то «сколачивает» дворовые или клубные труппы – публикует в Интернете, печатается в местных газетах. А кого-то озаряет – и он начинает выходить на сцену, публиковать за собственные средства книжки. Работают, мучаются, страдают. Добиваются успеха и разочаровываются в жизни. Взлетают к «звёздам» и падают «к ногам». По-разному. Оба они – и Писатель, и Актёр, используют в своей работе метафоры, один из важнейших элементов творчества. Именно поэтому – появляются «иные» миры в литературе и незабываемые изречения кино и театральных героев. Именно поэтому – почти все читают книжки и «ходят в театры» или смотрят кинофильмы. Именно поэтому – эти виды творчества, также относятся к Искусству. Как они работают? Абсолютно идентичная структура. Актёр – репетиции, сценарий, вхождение в образ, режиссура и – выступление. Писатель – размышления, сбор материала, написание, корректура и – публикация. Через сердце, через душу, через невероятное напряжение ума. И, на завтра – опять всё снова, как в первый раз. Та же улыбка, тот же жест, то же слово – обязательно, как в первый раз, и обязательно – на пределе возможностей. Та же степень интереса, та же страсть, та же энергия и те же слова – обязательно, как в первый раз, и обязательно – на пределе возможностей. Что-то я повторяюсь? Нет? Нет. Сначала – это про Актёра, потом – про Писателя. Одинаково. И как они живут? Поиск, смятение, творческие искания, душевные муки, оторванность от реальностей быта. Сцена, зрительский зал и его суд. Тексты, незримые читатели и их мысли. Между молотом и наковальней. Среди людей – и в одиночестве. Для Культуры, в Искусстве и Творчеством. Что они оставляют после себя? На этот вопрос – постарайтесь ответить сами. Потому что они – Актёры и Писатели, об этом не знают. Большинство из них – это и вовсе не интересует. Наверняка и в этой аналогии – у них много общего. Но решать – Вам. Так кто же такой – Писатель? Актёр словесного театра. Георгий Стенкин |