Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Просто о жизниАвтор: Сергей Черняев
Объем: 4955 [ символов ]
Дождливая суббота
- Потонете, потонете, - приговаривала бабушка, тревожно посматривая на расплывающиеся по серой, неприветливой глади пруда кружки от дождевых капель.
- Ну, как-нибудь, мама… Не потонем. Все-таки суббота, выходной, гости… Мы бы за грибами пошли, но вот видишь – дождь.
- Так Ильин-то день когда был? Кто же в дождь на лодке катается? Да пьяные еще?
Мама с бабушкой спорили на крыльце, а в это время мужики, - папа и папин городской приятель, дядя Слава, - вытаскивали бабушкину лодку из огорода. Димка суетился тут же, хватаясь то за один, то за другой борт, накреняя ее. Папа ругался и боялся, что его восьмилетний сын поскользнется в слякоти и уронит лодку на себя.
Из дома вышла тетя Света, Славкина жена и, подняв воротник плаща, игриво прикрикнула:
- Так, кавалеры, почему лодка еще не в воде?
Мама и бабушка посмотрели на нее, но ничего не сказали.
Лодка медленно проплыла под дикой яблоней, стряхнув с налившихся красных яблочек скопившиеся капли, и, раздвинув у мостков прибрежные хвощи, клюнула носом воду.
- Ой, потонете, зря Вы все это…
- Да не бойся, мама, все будет хорошо, - сказала мама и дернула Светку за рукав. – Пойдем!
Взрослые расселись в лодке, и Димка приноровился было впрыгнуть за ними, но бабушка придержала его за плечо:
- Останься, Дима, они взрослые, выпимши… Останься…
Димка хотел было сказать, что не боится и умеет плавать, и что будет весело, но вдруг встретился с бабушкой глазами и понял: да, это не весело и даже опасно – плавать в лодке с пьяными, в сентябре, под дождем.
- Ну, давай, кавалер! – поманила Димку тетя Света.
Димка всегда думал, что тетя Света – самая красивая, и даже хотел жениться когда-нибудь на такой женщине. А еще лучше на самой тете Свете. Она всегда так смеется! У нее такие красивые волосы! На нее все смотрят! Она не такая, как мама или бабушка, - не тихая. Она... как актриса!
И почему-то послушался бабушку.
 
Дядя Слава налегал на весла, и лодка отходила все дальше и дальше от берега. На ней переговаривались, смеялись. Дядя Слава греб неровно, лодка бросалась из стороны в сторону. Димка знал, что папа этого не любил. Ведь он и его, Димку, учил грести, удерживая курс по деревьям на противоположной стороне, - чтобы лодка не рыскала.
Обычно «туда» греб дядя Слава, а обратно – папа.
Но что это… Мужики привстали в лодке и стали меняться местами. Бабушка всплеснула руками и замерла. Лодка закачалась; мама вцепилась в борт, а тетя Света – в сразу в обоих мужчин, отчего папа потерял равновесие…
Все. Сейчас его папа и мама утонут. Димка закрыл глаза. Потом прикрыл их еще и ладонями. С пруда слышались какие-то всплески, кричала тетя Света… Димка не плакал. Они утонут, потом их достанут, как того распухшего мужика, который ударился в прошлом году головой о понтон. Достанут и похоронят. И не будет мамы и папы. Будет другая жизнь. Нет, он не плакал. Хоть и остался теперь совсем один. Он не плакал.
А тетя Света все кричала. И вдруг крикнул дядя Слава: «Заткнись, дура!»
Тетя Света – дура? Замечательная, красивая тетя Света – и дура? И Димка открыл глаза.
Мама уже выходила на берег, на ходу отжимая плащ. Папа, по пояс в воде, выносил дюралевые весла. Дядя Слава, сильно отстав, тащил тетю Свету на руках.
- А лодку? – Только и сказала бабушка, когда все уже стояли на берегу, снимая с одежды водоросли и ракушек; с ужасом рассматривая парадные брюки и чулки, измазанные черным, затхлым илом.
- Конечно, - сказал папа, и они вместе с дядей Славой полезли обратно в пруд.
 
Вечером играли в «девятку». Дядя Слава и тетя Света остались ночевать, и надо было чем-то заняться. И снова было весело. И снова смеялась тетя Света; да все смеялись. И Димку тоже учили играть в «девятку». И еще он бегал в коридор, - там сушилась одежда. Из нее время от времени вылетали монетки, и Димка носил их взрослым. Деньги тут же ставили на кон, проигрывали и тут же отыгрывали. Смотрели телевизор. Грызли семечки. А потом все же сговорились пойти завтра за грибами. И легли спать.
 
А дождь все стучал и стучал в окошки.
 
Дядя Слава и тетя Света легли на диване, а папа, мама и Димка – на кровати. Папа – с краю, мама – у стенки, а Димка – в середке.
- А ты все так же хорошо плаваешь, - шепнул папа маме.
- Ты же знаешь, я в этом пруду выросла, - сказала мама.
Димка представил себе, как мама росла в пруду, и хотел было спросить: «Мама, ты что, была лягушка?». Но вдруг понял, что если бы его не остановила сегодня бабушка, он тоже оказался бы в этом пруду. На мгновение ему стало страшно, но он сразу успокоился: ведь вот он, - живой; слева – живая и здоровая мама, а справа – живой и здоровый папа. И жизнь все та же, а не другая, не новая…
А все таки?
- Папа, - прошептал Димка, а если бы я тоже тонул, ты бы меня спас?
Папа помолчал, потом вздохнул… Ему очень не хотелось все это вспоминать…
- Я бы спасла, - вдруг твердо сказала мама.
Мама? Молчаливая, привычная до неприметности мама?
Пожалуй, да. Спасла бы.
И он раздумал жениться на тете Свете.
Дата публикации: 30.09.2007 23:18
Предыдущее: ДавыдовСледующее: Вася

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Зубарева Наталья Юрьевна[ 13.04.2008 ]
   Мне очень понравился ваш рассказ. Жизненный, полное ощущение присутствия. И то, что повествование ведётся от лица ребёнка, говорит о вашем знании детской психологии. Спасибо. Я оцениваю - 5.
 
Сергей Черняев[ 14.04.2008 ]
   Большое спасибо. Рад, что Вам понравилось.
Ребекка Либстук[ 22.04.2008 ]
   Такой интересный кусочек жизни. Мне понравилось.
   С уважением, Ребекка.
 
Сергей Черняев[ 24.04.2008 ]
   Спасибо! :)
Елена Архипова[ 05.08.2008 ]
   Понравилось. В таком коротеньком рассказе, так много чувств, переживаний. Они правдивые, узнаваемые. Жалко. что в большинстве своем наши чувства замешаны на страхе.
 
Сергей Черняев[ 06.08.2008 ]
   Спасибо, Елена! Надеюсь, что рассказ все же основан на любви и привязанности. Страх здесь - чувство вторичное, отклонение от нормы. И в конце все равно возвращается к любви. Мне так кажется. Но если говорить не о рассказе, а о жизни, то да, люди очень часто вырастают на страхе, и именно на нем строят свои чувства и поведение. Это, конечно, печально, но такова реальность.
Елена Архипова[ 06.08.2008 ]
   Вы практически поставили диагноз. Я кажется одна из них - выросших на страхе. Сегодня это открытие мне просто необходимо было. Спасибо.
Сергей Черняев[ 13.08.2008 ]
   Нет-нет, ни в коем случае не хочу ставить никаких диагнозов, это так, мрачные наблюдения над окружающей действительностью.
   Если уж вы принимаете это на свой счет, рекомендую главу 13 1-ого послания апостола Павла корифянам. Помогает.
Нора Светличная[ 10.08.2008 ]
   Понравилась сама летняя дождлиавая суббота. Такая мягкая сырость, серость и тут же красные яблочки. И подвыпившая компания дополняет картину (в хорошем смысле). И "грибные" разговоры, и весь выходной день, и люди - всё описано коротко, как бы даже вскольз, но хорошо видна вся атмосфера, уклад жизни, характеры. Но... Самая последняя фраза, по-моему, перечёркивает, ну, скажем, ослабляет главную мысль. Да, мама "победила"­,­ она номер один. Правда, P. S
Нора Светличная[ 10.08.2008 ]
   P.S. слово "Пожалуй"-­ лишнее. Он, как будто, сомневается. На самом деле не сомневается. А раз так, образ Светы бледнеет, она сходит на "нет". В такой важный момент он не может о ней помнить. (Хоть и юный, но всё же мужчина). И для читателя лучше: такое "забвение"­ этого имени подчёркнуло бы её второстепенность,сил­ьнее­ бы подействовало. И ещё. Дима не пошёл в лодку не потому, что боялся опасности (вряд ли в его возрасте), а потому, что P.S.
Нора Светличная[ 10.08.2008 ]
   P.S.
Нора Светличная[ 10.08.2008 ]
   ... он послушный мальчик. Увидев что-то в глазах бабушки он испугался... А может ли 8-летний легко отказаться от соблазна из страха? По-моему, просто хороший ребёнок. С этого надо было мне начать. Читайте рецензию наоборот. Немного о конце рассказа. Хотелось бы чуть больше о матери, усилить этот момент, даже сделать более шокирующим. Жаль, не умею вместить в одну рамку всё.
 
Сергей Черняев[ 13.08.2008 ]
   Спасибо за очень и очень подробный анализ. Но, знаете, я не аналитичен по природе своей. В смысле, я могу анализировать, но пишу больше на чувстве, на ощущении того, что вписывается в ткань, а что - нет. Часто это нельзя объяснить или надо слишком много объяснений. И, к сожалению, меня в этом очень трудно свернуть.
   Я попытаюсь ответить на Ваши соображения своими соображениями, попытаюсь объяснить, почему я так написал. Вы пишете "мне понравилась сама дождливая суббота" - и это правильно :), потому что весь рассказ я строил на своем собственном ощущении - мне нравились такие дождливые субботы. И на самом деле не так важно, что "мама победила". Ребенок (этот ребенок) растет "наощупь".­ Сегодня он открыл одну истину, завтра другую, послезавтра все изменится, поэтому для меня этот рассказ - только часть процесса, который (сам по себе) не заканчивается на последней фразе рассказа. И "Пожалуй",­ с моей точки зрения - важное слово, с его помощью он не "сомневается&qu­ot;,­ а оценивает, примеряет привычное, знакомое ему поведение мамы к пережитой им нестандартной ситуации. А потом будут и еще какие-то оценки. Пока же он останавливается на этой. А потом он вырастет и должен будет сам защитить своих близких, - и это будет новое для него ощущение и переживание.
   По моим представлениям переживания у детей (по моим собственным воспоминаниям и более-менее богатому воспитательному опыту) переменчивы. "образ тети Светы" уходит, осмысливается что-то другое, а потом снова всплывает. Забыть про нее совсем нельзя, потому что на сопоставлении мамы и тети Светы держится внутренний конфликт, и разрешение этого конфликта - это конец рассказа. В этом смысле последняя фраза - отчасти литературный прием. Она как ножницы обрезает кусочек из жизни мальчика и его семьи. Поэтому и образ мамы нельзя усилить в конце. В существующем виде рассказ внутренне сбалансирован. Если расширить хоть один образ, надо будет писать новый рассказ, и совсем не про то, про что написан этот. И "шокирующее&quo­t;­ также кардинальным образом изменило бы его.
   Момент, когда мальчик отказывается идти в лодку я специально написал так, чтобы у него не было явной причины. Я не знаю, почему он не пошел в лодку. Это его личное дело. Возможно, он и сам бы никогда этого не объяснил. Просто, я знаю, - так бывает, - когда надо быстро принять решение, оно приходит очень часто немотивированным. А потом уже люди придумывают логичное объяснение. Страх же возникает только в тот момент, когда ему кажется, что родители утонули, - и он боится признаться себе в этом, в самом присутствии страха. И второй раз - когда он думает, что было бы, если он был в лодке. Но все же самое главное и основное, что не написано открытым текстом (а я старался это передать) - это любовь, внутреннее чувство, которое есть у этого мальчика. И не мама побеждает "тетю Свету", а истинная любовь (насколько она доступна пониманию ребенка) побеждает любовь ложную. Просто мир так устроен, что в детстве в центре этой любви - мама. И "любовь никогда не перестает", в отличие от рассказа, который должен чем-то закончиться.
   Немного путано получилось, пытался высказаться, и, наверное лишнего понаписал, простите :)
Елена Тюгаева[ 15.08.2008 ]
   Прекрасный рассказ. Настоящий писательский. Может, мне так показалось, но вы не нажимали на психологизм, вы работали в "потоке сознания". Каждый читатель должен прочесть рассказ по-своему.
 
Сергей Черняев[ 16.08.2008 ]
   Спасибо.
   Это почти правда. Поток есть, но он, по-моему, не вполне "поток сознания". И действительно, каждый может прочитать рассказ так, как он хочет и увидеть в нем то, что увидится. Слишком много деталей опущено, взята только канва, - и каждый заполняет ее для себя по-своему.

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта