Начну свою мысль с евангельских слов: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф 23:27). И каждый тогда поймет, что такое гроб и что внутри гроба тлеет. И что и по сей день актуальными остаются эти слова, произнесенные Богом вне всякого времени. Сейчас повсеместно идут разговоры о так называемой «моде на Православие», что исключает само понимание Православия как вечного и непреходящего. Мода – это веяние, сиюминутный порыв. Но разве может быть вера чем-то подобным? Отнюдь нет. Тысячелетняя история христианства, заключающая в себе высоко интеллектуальное и духовное значение показывает нам, что кровью мучеников и Самого Христа куплена это пресловутая мода на Православие. Но…не на веру. Как всегда человек схватывает что-то поверхностное, не удосуживая себя посмотреть в глубину. А там тайна – тайна человека и Бога, которую можно постичь только вдумчивым сердцем и открытой мыслью. Я не случайно изменила расстановку определений сердца и мысли, потому что когда веришь, - все меняется. Но не признать существование моды – значит закрыть глаза на то, что происходит в нашем обществе: начиная от печатания на деньгах символики христианства и заканчивая вином «Исповедь грешницы» - заметьте, что все вышеперечисленное НЕ является инициативой Русской Православной Церкви, но способом наживы «лиц известных» на ажиотаже вокруг Православия за последние годы. Поэтому, да, я признаю – мода есть. Но есть мода, создаваемая для привлечения (не очень хорошее слово, но само понятие мода это подразумевает) человека в храм, а в перспективе вохристовывания личности ( но уже от внешнего ничего, ровным счетом ничего не зависит, потому что здесь уже начинает действовать Бог!) и есть мода, подобная червивому гаду, которая использует интерес общественности к вере, чтобы потом сколотить себе состояние. Я не буду вдаваться в подробности: хорошо это или плохо (очевидно, что первое – хорошо, а второе – плохо, но даже не с позиции религиозного мировоззрения, а с чисто нравственной стороны вопроса), но попытаюсь вам описать самих модников, что, на мой взгляд, гораздо поучительнее любого отвлеченного понятия моды вообще. Как отличить искренность от слепого подражания, в основе которого лежит обман? И обман, прежде всего, самого себя. Но не мое это дело судить об истинных и ложных последователях Христа - Господь сам решит. Меня беспокоит другое - влияние последних на возможных истинных, которые пребывают пока в сомнениях: что выбрать? И вот, мне кажется, что те, кто наработал себе имидж православного человека, неподкрепленный живым чувством любви к Богу, может элементарно оттолкнуть искренне ищущего от православной веры. И это чревато огромными потерями: как духовными, так и интеллектуальными (неверное представление об основах веры) – в итоге человек уходит обиженным, разочарованным. И это, прежде всего, страшно потерей Бога! Так как же отличить модников? Такие люди относятся к предмету веры как к «забавной форме жизни», которой живут немногие, а, следовательно, по их разумению, это должно быть «прикольно». Они спешат перенять все внешнее, тогда как это внешнее – результат долгой и трудной работы над своей душой, борьбе с грехами и преодоления себя. Ну, неужели мы имеем хоть толику той любви, когда говорим «Радость моя», подобно тому, как приветствовал своих гостей преподобный Серафим Саровский! Если мы со сладкой улыбочкой произносим «Золотко мое», а внутри все горит от раздражения, то какие же мы отфарисеенные фарисеи! И не уж то мы с великим благоговением в магазине благодарим фразой «Спаси Господи» за бутылку пива?! Извините за нарочитую комичность, но это факт! Я могу продолжать ряд примеров долго, но закончу лишь на наиболее, может быть, ярком: длинная юбка, повязанная косынка, на шее образок Богородицы, а в зубах….сигарета. Но это же не православные христиане! Нет! Они-то и в храм не заходили, а уже «катехизированы» по полной программе! И вот за такими модниками тянутся люди: потому что это проще – так верить. В результате полностью искажается суть и основа веры. А основа ей – Бог. Поэтому, безусловно, нужно бороться теперь не за Православие, потому что времена гонений на христианство миновали, а за чистоту нашей веры. И я только «за» обеими руками, чтобы модным становилось истинное Православие. Церкви необходимо говорить о себе, - благо существует масса способов это сделать, но еще важнее объединиться нам, прихожанам храмов, исповедников веры православной, чтобы стать надежной опорой Церкви, живым примером ее слов! Надо делом показывать, кто такой христианин, чтобы Православие не превратилась в веру для модников. |