РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Центр цивилизационных и региональных исследований Институт Африки Институт востоковедения (Санкт-Петербургский филиал) Вторая международная конференция Иерархия и власть в истории цивилизаций Санкт-Петербург 4-7 июля 2002г. СЕКЦИЯ XI Идеология как примат цивилизационных процессов М.Н.Щелконогов Идеология как примат цивилизационных процессов В последний час Земли не с ангелов, не с черта. А с бедных смертных – с нас потребуют отсчета… Но им ведь все дано…а мы – что мы могли? О судия, прости, но здесь неладно что – то. Махмуд Пахлаван «Требуется простая всеобъемлющая и изящная идея, способная упорядочить весь опыт, который накопило человечество» Ассоциация Всемирной Истории Иерархическая структура общества (общественно-политическая формация) складывается на протяжении длительного периода времени на основе господствующей идеологии, воплощающей общность всех граждан. Под идеологией мы понимаем систему морально-нравственных принципов, характерных для нынешнего состояния общества. С экономической точки зрения, морально-нравственные ценности определяют связь производительных сил и производственных отношений, и, как следствие, указывают вектор социальных и политических реформ. Таким образом, идеология – это генеральный план строительства государства, которому должны быть подчинены все структуры общества. Вызванная насущностными потребностями общества новая идеология предшествует смене политических и экономических установок, формированию государственных структур. Идея дает оценку нынешней ситуации и вырабатывает иное представление о надлежащем порядке. Она цементирует общество, сближает людей, ослабляет угрозу социальных конфликтов. Появляется всеобъемлющая цель, охватывающая любые аспекты функционирования государства и общества, и определяющая направление дальнейшего развития. В условиях научно-информационной революции в решении важных проблем современного общества получает развитие междисциплинарный подход, который синтезировал накопленный опыт предшествующих поколений, культурные традиции народов разных частей света, прежде всего, Европы и Азии. Учение Солнечный Путь объединяет знания многих сфер научной мысли. На основе базового метода «Закона Энергологики» (М.Н.Щелконогов) удалось построить стройную систему анализа существующих проблем личности, и с учетом универсализма методик подойти к решению задач общества в целом. Объем данной работы позволяет проследить выводы Учения при объединении философского подхода к проблеме с биофизической моделью устойчивого развития общества. Определить основные этапы внедрения и становления новой иерархической системы и определить период волн демократизации применительно к конкретной социально-политической реальности. Вся социальная и политическая жизнь общества протекает в пространстве и времени. Тем не менее, категории социального пространства и времени относятся к числу наименее разработанных в политической науке. Выделение единого политического пространственно-временного измерения позволяет понять, во-первых, специфику исторических типов и форм демократии, во-вторых, дать ответ на вопрос, почему в рамках одного и того же исторического времени те или иные формы демократии, успешно функционирующие в одних странах, оказываются неэффективными в других. Прошлое столетие выявило ограниченность субстанционального подхода. Возникла практическая необходимость рассмотрения многоуровневости социального пространства, выявляя наряду с географическим пространством соответственно экономическое пространство, политическое пространство и идеологическое пространство. Теория относительности Эйнштейна дала толчок к развитию реляционного аспекта философии при характеристике пространства. Реляционный подход указывает относительную протяженность социальных связей и отношений и выявляет различные уровни социального пространства как в их взаимосвязи, так и с учетом их относительной самостоятельности. Политическое пространство равно как и физическое имеет три измерения: - Предпосылка политической организации, включает в себя территориальные размеры государства, его ландшафтные и климатические особенности. - Цели политических процессов, включает геополитические интересы государства, их обеспечение и защиту. - Условие формирования и осуществления политических процессов, обозначение политической системы. Четвертое измерение социального пространства определяется силой практического применения идеологии и включает в себя понятие политического времени. Политическое время – это мера интенсивности политического процесса, которая «измеряется частотой событий в единицу физического времени, может ускоряться или замедляться в зависимости от своей событийной насыщенности.» . На уровне субъекта общества Учение СП вводит понятие – качество жизни, которое определяет суть и смысл человеческой жизнедеятельности. Политическое время протекает в рамках физического времени, следовательно, особенности и развитие социальной системы можно понять и предсказать, используя общие законы теории систем. Законы термодинамики не зависят от природы образующих систему объектов и применимы к рассмотрению вопросов взаимодействия уровней социального пространства, а именно: - Закон сохранения энергии замкнутой системы (1 начало термодинамики). - Закон возрастания энтропии (неупорядоченности) замкнутой системы (2 начало термодинамики). - Закон стремления к нулю энтропии (стремления к полной упорядоченности) системы при стремлении к нулю ее температуры (3 начало термодинамики). Социальная система есть открытая система, через которую проходит поток вещества, энергии и информации. В открытых системах законы термодинамики проявляются в диалектическом единстве: рассеяние энергии такой системой в виде излучения приводит к росту энтропии всей системы, в то время как снижение внутренней энергии системы, обусловленное потерей энергии при излучении, ведет к уменьшению энтропии подсистемы вещества. Это справедливо для таких объектов, как возбужденный атом и звездная система, конденсирующийся пар и замерзающая жидкость. Аналог социальных систем это биологические системы, для которых справедлива теорема Шредингера о питании системы упорядоченностью из окружающей среды. Суммарная энтропия системы «биологический объект – окружающая среда» растет, то есть беспорядок, создаваемый живым, превышает достигаемую при жизнедеятельности упорядоченность. На стадии роста цивилизации увеличение энтропии компенсируется потоком информации из окружающей среды. В свою очередь, среды протекания политических процессов определяются различной скоростью процессов накопления вещества, энергии и информации. Возникает иерархическая структура, главенствующее место в которой занимает идеологическое (культурное) пространство, как источник новейшей информации необходимой для процессов жизнедеятельности. Людям всегда приходится иметь дело с самими собой, друг с другом, и с окружающей Природой. Социальное пространство определяется свойствами отдельных членов общества, зависящими как от генотипа человека, так и формируемыми самим обществом, на базе новейшей идеологии. Человек существо социальное, и объединяясь в различные партийные движения, в целях отстаивания жизненных приоритетов, конкурируя с иными точками зрения, не только осознает свою исключительность, но и создает политическое пространство укрепляющее общество путем создания общественных институтов. Движение к новому конституционному порядку, как следствие, приводит к новым микро и макроэкономическим моделям. Созданное таким образом экономическое пространство подтверждает или опровергает идеологический вектор общества, выступая, таким образом, в роли высшей экспертной оценки. Когда экстенсивное развитие становиться далее невозможным по причине ограниченных возможностей управления, по вине противодействия конкурирующих обществ или ограниченных возможностей окружающей среды возникает глобальный социальный кризис, природа которого заложена так же в самом характере системных связей и свойствах ее элементов. Гумилев утверждает, что в этом случае процесс переходит в «мемориальную» фазу, фазу медленного вымирания общества. Кризис – это характеристика внутреннего состояния общества, напряженности противоречий, возникающих в следствии рассогласования его основ. Кризис стимулирует процессы усложнения социальной системы путем прогрессирующей дифференциации трудовых функций и соответственно упрощения каждой из них. Тем самым интенсифицируется производство. В результате выявляется принципиально новая иерархическая система, новая структура построения властных отношений. Модель пирамидально-сетевой структуры с жесткими вертикальными и горизонтальными связями, определяющая иное идеологическое пространство, которое указывает иной вектор социальных, политических и экономических реформ. Прежде всего направленных на экстенсивный путь развития. Таким образом, завершается полный цикл демократизации. Итак, предпосылки, ход и перспективы перехода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии можно проследить на примере смены типов хозяйствования. Диалектически кризис помогает развитию человеческой цивилизации, вызывая стремление к постижению истинных знаний, детерминирует появление гениальной личности, способной осознать и выявить стоящие перед сообществом проблемы. Следовательно, гениальность человеческого коллектива определяется условиями выживания, а не стихийно действующими социальными процессами. Совместная жизнь порождает проблемы. Люди постоянно ищут их разрешения и при этом создают новые проблемы. Здесь уместно следующее положение Токвиля: « Мы живем в эпоху великой демократической революции. Все её замечают, но далеко не все оценивают её сходным образом. Одни считают её модным новшеством и надеются её остановить, тогда как другие полагают, что она неодолима, поскольку представляется им в виде непрерывного, самого древнего и постоянного из всех известных в истории процессов.» . Речь, таким образом, идет о количественном преобладании демократических тенденций в обществе в рамках соответствующего отрезка времени, которые накладывают качественный отпечаток на характер последнего. Все это показывает, каких трудностей следует ожидать, когда отдельный культурный элемент внедряется в чужеродную социально-экономическую среду. При решении основного вопроса философии – отношении мышления к бытию, мы, на основании новейших научных знаний, должны признать главенство мыслительного процесса. Не забывая великий философский тезис: «Все в мире относительно». Идеи принадлежат Миру высшей реальности, который бесконечен, вечен и неизменен. Согласно Единой научно-теистической картине Мира – физический мир, в котором мы живем, является вторичным, производным Мира высшей реальности. Учение Солнечный Путь предлагает семь категорий, которые определяют семь этапов внедрения и семь периодов политического времени становления новой Мировой иерархической системы в человеческое сообщество согласно семи уровням реальности Мироздания. Каждой категории соответствует универсальный базовый принцип учения, направленный на решение проблем внутреннего мира индивида и на решение проблем внешнего мира. 1. Взаимодействие – уровень Абсолютного «Ничто» - во взаимодействии Сознание – Материя, активную роль играет «первичное Сознание», не поддающееся аналитическому описанию на современном этапе развития естествознания. Период возникновения человеческого сообщества. 2. Взаимовлияние – уровень первичных торсионных полей кручения (поле Сознания Вселенной) – единый источник как для законов естествознания, так и для общественных законов. Взаимовлияние возможно путем активного взаимодействия человеческого мозга с первичным торсионным полем. Эти поля пронизывают каждый миг нашей жизни и несут информацию о будущем Вселенной и о судьбе каждого отдельного человека. Людей, которые в состоянии взаимодействовать и влиять на торсионные поля, мы называем талантами, гениями, учителями. Они могут влиять на предметы и явления материального мира и направлять ход всех процессов, выступая в роли активного начала Человечества. Возникают первые формы протодемократии первобытных обществ существующих в рамках узких локальных границ. 3. Взаимоотражение – уровень физического вакуума – излучение вторичного торсионного поля несет в себе память о былом и определяет множество процессов во Вселенной. Способность вводить свое торсионное поле в резонанс с нашей торсионной Вселенной объясняет природу гениальных озарений, многих чудес и сверхъестественных явлений. Каждый мозг является частью Мирового Разума и способен через торсионные возмущения высвободить энергию вакуумных флуктуаций, сила и мощь которых неизмеримо велика. Демократическое правление свойственно небольшим государствам. 4. Взаимоопределение – уровень плазмы (огонь) – с физической точки зрения, сознание является особой формой полевой материи. Сознание и материя оказываются неразрывными сущностями. Наше сознание объединяет весь материальный мир со всеми уровнями Тонкого Мира. Возможности образного мышления характеризуются большим поступлением информации в мозг в единицу времени, несоизмеримо с вербальным мышлением. Развитие абстрактного мышления привело к тому, что мы перестали жить чувствами. Да и вся наука построена на логике. Однако закон Энергологики есть метод прямого знания, когда общение происходит путем передачи образов, а язык выполняет вторичные функции уточнения информации, тонкой настройки. На этом этапе и уровне определяется механизм реализации мышления и памяти. Обмен мыслью – это обмен мощным зарядом энергии, несущей огромный поток информации. Мысли излучаемые нами искажают физический вакуум и создают торсионные поля, мыслеформы – устойчивые полевые образования. Информация, таким образом, содержится во всех частях физического тела, а мозг выполняет функции обработки, оценки и выбора информации при принятии решений. Взаимоопределение важнейший этап развития личности и человеческого коллектива. На данном этапе человек определяется в самопознании, смысле и сути своей жизни, определяет вектор развития. Человеческое сообщество принимает коллективный договор жизнедеятельности, озвучиваются этические нормы поведения. Период становления демократического строя и формирование демократических институтов, функционирование демократического строя в рамках крупных политико-географических образований. 5. Взаимопроникновение – уровень газа (воздух) – определяет более полное проникновение Мира высшей реальности в реальный материальный мир. Совместное сосуществование двух миров обогащает жизнь человечества широкими возможностями активного труда и творчества в деле преобразования окружающей среды. Возникает эволюционная проблема – поиск новой структуры взаимодействия общественных институтов. Относительно стабильное функционирование демократического режима. Появляются зачатки новой иерархической структуры. 6. Взаимостановление – уровень жидкости (вода) – проникновение идеи в материальный мир приводит к жестким взаимосвязям структурной организации общества. Осознанное принятие большей меры ответственности личностью и человеческим сообществом. Этап характеризуется стройной системой иерархии, в которую вовлечено большинство народонаселения. Процессы, протекающие в системе не только автоматически (традиционно) подбирают личностей с необходимым генотипом, но и, как говорилось ранее, формируют человечество. Расширение пространства жизнедеятельности закончено, экстенсивный тип хозяйствования завершен. Новейшая идеология закреплена конституционным правом, овеяна традициями. 7. Взаимоотстаивание – уровень твердого тела (земля) – характеризуется интенсивным типом хозяйствования, накоплением максимально возможным количеством вещества, энергии и информации. Период кризиса демократического режима. Все усилия направлены на обеспечение и защиту геополитических интересов государства. Однако природные ресурсы ограниченны и, как следствие, изменяются условия выживания, что, в свою очередь, приводит к кризису и весь процесс начинается заново на более или менее высоком эволюционном уровне. Речь идет о том, что применение на практике категорий Учения Солнечный Путь позволит достигнуть соответствия общемирового и локального пространственно-временного континуума демократии. Процесс формирования единой мировой цивилизации начался со времени великих географических открытий. Эпоха НТР резко ускорила процессы глобализации. Мир един в экономическом и информационном отношении, а средства управления позволяют контролировать события в любой точке Земли. Надвигающиеся экологический и социальный кризисы ставят вопрос о судьбе современной цивилизации. Вопрос создания Мирового государства становиться актуальной научной проблемой, имеющей фундаментальное значение для дальнейшего существования человечества. В практическом смысле это приводит к вопросу, будет ли идеал человеческого единства настаивать на насильственном или, по крайней мере, на силовом объединении и сплочении человечества в огромную единую нацию и централизованное Всемирное государство, разделенное на множество областей, или же он будет склонять человечество к созданию, на основе многогранной, свободной и гибкой системы, всемирного объединения свободных народов. Национальные, языковые и географические отношения, зкономические преимущества – мощные факторы объединения, но решающим все же остается господствующий психологический элемент, который и создает единство. Всякая сила нуждается в «узде» моральных норм, а в современном мире, породившем чудовищные силы – особенно. Вечные, общечеловеческие истины составляют ценность исторического опыта и позволяют людям находить выход из конфликтным ситуаций и стабилизировать состояние общества. Мораль здесь предстает как свод норм поведения, а нравственность – форма общественного сознания. Чем более они традиционны, тем прочнее закрепляются в коллективном сознании людей. Конвергенция ряда сущностных ценностей незападной и западной цивилизаций привела к созданию Учения Солнечный Путь. Характерной особенностью морально-нравственных принципов которого является чрезвычайно развитая рациональность, широкие возможности для раскрытия творческих потенций каждой личности, высокий уровень социальной защищенности. Учение обращает внимание на содержательную структурированность внутреннего мира, как условие познания вообще, рассматривает пространство и время в качестве предпосылок познавательного отношения к миру, коренящихся в структуре трансцендентального субъекта. Учение отвечает специфической включенности человека в природу, в систему социальных взаимосвязей, а также соответствует относительной автономности личности. Мы выдвигаем общую гипотезу, нужен новый ментальный потенциал. Нужны и харизматические личности, готовые его воспринять. Философски мыслящие люди должны готовить общество к предстоящей вспышке новой идеи глобального масштаба – Учению Солнечный Путь. |