Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Bella Jordan
Объем: 13794 [ символов ]
В ЧЕРТОГАХ ВРЕМЕНИ И ВЕЧНОСТИ
(Художественный очерк)
 
- Обязательно побывайте в монастыре Зееон, посоветовала мне немка-учительни-
ца. - Там есть русское кладбище и могила то ли дочери, то ли внучки русского царя. Точно не знаю, но слыхала, что она самозванка...
В душе я ахнула. Немецкий монастырь... Россия... царевна... Еще одна лже-Анастасия? Или это все та же, Андерсон? Да ведь она похоронена в другом месте!
 
I.ПРИЮТ МОНАХОВ
 
По обстоятельствам поехать в монастырь я могла только через две недели. А пока, чтобы „спрессовать“ время и подготовиться к встрече с тайной, решила как можно больше узнать про Зееон. В городской библиотеке перерыла полки с книгами по истории и архитектуре края; приставала с вопросами чуть ли ни к встречным; теребила своих местных знакомых, но ясности в сумятицу сведений не внесла. Немцам своя история роднее, дороже, и кто там похоронен, и кем он в России был – какая разница...
 
Наконец долгожданный день наступил. Пасмурный, неуютный. Совсем не прогулочный. Вчерашнего солнца будто в помине не бывало, а низкое, тяжелое небо обещало затяжной дождь. Он уже периодически и коротко извещал о себе, будто кто-то сверху выливал на землю полную лейку воды и уходил за следующей.
Несмотря не непогоду и ранний час воскресного утра, на подъездной стоянке возле монастыря было уже немало автомобилей. То и дело подъезжали новые. Пассажиры выходили, торопливо раскрывая зонты, и, несколько оглядевшись, направлялись к массивному, добротно построенному комплексу у самой кромки небольшого озера. В тусклом свете серого дня белые строения под красной черепицей и две застывшие в карауле башни с куполами-луковицами казались изображениями на цветной открытке.
По пути к ним дорога и цепочка любознательных туристов распадались на два ручья: один сворачивал к круглой капелле в буйной зелени деревьев; другой, основной, вел прямиком к открытым „вратам“ храма.
Монастырь Зееон. Многовековой памятник немецкой архитектуры и культуры, колыбель и усыпальница десяти столетий. Место паломничества тысяч туристов и нынешний культурно-учебный центр Верхней Баварии. Не рассказать о бывшем монастыре отдельно, значит умолчать многое из истории русского кладбища, лишить читателя возможности познакомиться заочно, а затем, может быть, и посетить один из заповедных уголков Баварии...
Зееон лежит посреди изумрудной долины, раскинувшейся по обеим сторонам автобана Мюнхен-Зальцбург. В пышной зелени перелесков и цветущего разнотравья тут и там голубыми бусами мерцают небольшие озера – следы, оставленные во время Оно гигантской мореной. Один из них – озеро Зееон, или Зевен по старому произношению, - стало сценой знаменательных событий, вошедших в историческую летопись Германии, Франции, Австрии и России.
Во времена Великой Римской империи римские легионеры основали на его берегах крепостное укрепление и многочисленные поселения окрест. Руины сохранились кое-где и посегодня. Но первое письменное упоминание о жилом посаде с одноименным названием и домашней церковке на острове посреди озера – Бургили – датировано в немецких летописях 924-м годом. В начале 10-го столетия и само озеро, и богатые поселения стали владениями пфальцграфа Арибо. Под его руководством начались все строительные преобразования, принесшие впоследствии громкую известность тихому уголку природы.
В честь святого мученика Ламберта, покровителя рода Арибо, пфальцграф приказал построить келью для молитв. Вскоре она обросла новыми пристройками, где нашли приют семнадцать монахов-бенедиктинцев во главе с аббатом. Так возник мужской монастырь, один из центров реформаторской клунии, боровшейся за чистоту веры и церкви. За эти благие деяния монастырю были пожалованы от кайзера Отто III и Папы Сильвестра II большие привилегии.
Со дня своего основания монастырь являлся центром развития многих направлений прикладного искусства. Уже в 1004-м году здесь процветала школа книгописания и рисунка, позднее – резьбы по дереву и камню. Здесь воспитывались монахи-архитекторы, скульпторы, мастера фрески и настенной росписи. Служители ордена сами выделывали пергамент, составляли компоненты и варили чудесные краски из растений и минералов, писали книги о житии святых, украшали их рисунками на библейские темы, а иногда, из озорства, вставляли иллюстрации с бытовым сюжетом из своей жизни. Сегодня 17 рукописей с красочными иллюстрациями - равно как и писчие приспособления и принадлежности - экспонаты выставки для посетителей. В маленьких залах, бывших кельях, можно посмотреть видеофильмы-экскурсы в прошлое монастыря. Идешь по его галереям и соприкасаешься с временем давно минувшим, как будто листаешь страницы увлекательной исторической книги.
Сменялись эпохи. Менялись владельцы Бургили и Зееона. А вместе с ними - и весь архитектурно-эстетический облик монастыря. Епископы, герцоги, графы, члены королевских фамилий, именитые бюргеры увековечили свои имена в перестройках этого комплекса. И сегодня изумительной красоты католический храм с двумя колокольнями-башнями, богато украшенный сетчатым потолком, густой орнаментальной росписью, стенными и купольными фресками, а также шедеврами деревянной и каменной скульптуры, - яркий пример того, как в столетиях наслаивались один на другой архитектурно-художественные стили.
Зееон во все времена был местом паломничества, приютом для страждущих, желанным местом для многих именитых гостей. В числе последних - Михаэль Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт, которые некоторое время жили, творили и давали концерты в этих стенах.
 
II. БОЖЕ СВЕТЛЫЙ, ПОМИЛУЙ НАС!
 
Помните – Вальпургиева ночь накануне 1-го мая? В это время, по народному поверью, вся нечистая сила собирается на свой шабаш. В XII веке на втором крохотном островке в озере была построена церковка в честь святой Вальпурги. Через некоторое время здесь возник женский монастырь, но просуществовал недолго, а церковка стоит и поныне, обнесенная каменной оградой и зеленой стеной деревьев. Через калитку в ограде попадаешь во двор, который не что иное, как кладбище. По-немецки ухоженное, в цветах. Здесь покоится прах многих бывших обитателей Зееон. Кресты, надгробные плиты, готическая вязь и строгий латинский шрифт. Ничего не говорящие мне фамилии, имена, даты. И вдруг - родная кирилица! „Княгиня Ольга Николаевна Лейхтенберг, рожденная княжна Репнина“... Чуть поодаль - „Екатерина Владимировна Романова, рожденная баронесса“... „Принцесса Дарья Оболенская“... А под самой стеной ограды – надгробье в русско-ортодоксальном стиле с иконой Георгия Победоносца и аркой-надписью по-старославянски: „Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный, помилуй нас“. Здесь похоронен герцог Георгий Николаевич Лейхтенбергский, князь Романовский.
Представители русского дворянства. Почему они здесь? За тридевять земель от родной земли русской? Принцесса Оболенская похоронена совсем недавно, в 1982-м. Герцогиня Екатерина Арапова – вообще девятью годами позже. Значит, наши современницы. Носители знатнейших фамилий в истории России, оторванные от родных корней, затерянные на крошечном кладбище в далекой Баварии. Трудно поверить, но щемящее чувство причастности и личного, почти физического соприкосновения с русской историей, жизнью русских монархов заполняет душу.
Захотелось узнать о судьбах, захороненных здесь, их жизненном пути, приведшем блистательных особ русского двора из туманного Петербурга в альпийский Зееон...
 
Все началось с пасынка императора Наполеона – Евгения Богарне, который женился на принцессе Августе, дочери Баварского короля Максимилиана I. Венценосный тесть пожаловал жениху высокий титул герцога Лейхтенбергского вместе с одноименным ландграфством. От этого выгодного по политическим соображениям, но оказавшегося счастливым брака разрослось высокородное древо, широко разветвленное не только по всей Европе, но и за ее пределами. Одна из дочерей Богарне-Лейхтенберг – Амалия – стала королевой Бразилии, вторая – Жозефина – королевой Швеции, а сын, Максимилиан Евгений, был представлен двору русского императора Николая I.
Молодой герцог Максимилиан Лейхтенберг был исключительно красив, отличался особым лоском и манерами, умел тонко вести светский разговор и прекрасно танцевал. Все придворные красавицы Петербурга были без ума от галантного кавалера, а любимица-дочь императора, великая княжна Мария Николаена, влюбилась в него без памяти. Молодой герцог отвечал ей взаимностью. Это было весьма кстати и с политической точки зрения, и брак с внуком баварского короля был разрешен. Правда, от герцога потребовали принять православную веру.Этим браком прочно скреплялась родственная связь трех государств – России, Франции и Баварии, а значит, и мир.
Чтобы не ударить в грязь лицом перед королем Баварии, Николай I наградил своего зятя и будущих внуков пожизненным титулом „Их Императорские Высочества князья Романовские“ и обязанностью верой и правдой служить Русскому трону и Отечеству.
К этому времени монастырь Зееон был секуляризован и отошел государству. Его выкупили в частное владение тетки молодого герцога, королевы Амалия и Жозефина, и превратили в фамильный замок. Сюда и переселилась молодая супружеская чета вместе с малым петербургским двором, который был положен невесте по статусу. Анфилады комнат, переходов и двор монастыря заполнили фрейлины, государственные мужи, кавалеры и дамы света, знатные гости. Жизнь в Зееон текла праздно, беззаботно, с частыми увеселениями, приемами, балами. А через 20 лет владельцем Зееон стал сын Марии и Максимилиана, молодой Николай, третий герцог Лейхтенберг и он же князь Романовский в одном лице. В дальнейшем поместье переходило в этом роду по наследству - от отца к сыну.
Все браки в роду Лейхтенберг-Романовских заключались почти исключительно с отпрысками русских дворянских фамилий. По примеру деда Максимилиана и отца Николая женился на русской княжне Ольге Репниной и герцог Георгий Николаевич. Репнины – род старинный, столбовые дворяне. Один из их предков, князь Михайло Репнин, служил еще при Иване Грозном. Таким образом, на фамильном древе Лейхтенберг-Романовских появился еще один золотой завиток. А в начале уже ХХ века прибавилось еще два – невестки Арапова и Оболенская.
Герцогская чета, Георгий и Ольга, большую часть времени проводила в Петербурге. Но после кровавых событий 1905 года супруги предпочли бунтарской российской столице уединенную семейную идиллию в далеком баварском поместье - замке Зееон, куда и переселились вместе с многочисленной челядью и прислугой. Здесь развернулся дальнейший побочный сценарий жизни великосветского русского общества. Весь „большой свет“ ринулся сюда, в „уголок земного рая“. Гости и родственники из Петербурга, Рима, Стокгольма, Вены, Португалии, Бразилии являли собой высокородное, но довольно пестрое общество.
Не обходили замок своим вниманием и баварские герцоги, графы, принцы. Жили здесь неделями. На православные Рождество и Пасху служить молебны прибывало из Петербурга высокое духовенство: род Лейхтенбергов-Романовских оставался верен лону православной церкви и детям при крещении давали русские имена. На торжественные службы в Зееон стекались чуть ли не все верующие ортодоксальной церкви в Баварии. Эта восторженная религиозность, пышность обрядов и молебнов казались местным баварцам экзотикой и вызывали недоверие.
 
Первая мировая война между Германией и Россией круто изменила беззаботный жизненный уклад обитателей замка. Герцог Георгий Николаевич был призван в русскую царскую армию, как князь Романовский, и герцогиня Ольга вместе с шестью детьми бежала из Баварии под защиту России. Но через несколько лет и Родина стала мачехой: грянула Октябрьская революция, волны эмиграции покатились за границу, а вместе с ними, после небезопасной одиссеи, вернулась в Зееон и герцогская семья. Но уже не вся - один из старших сыновей погиб в боях под Нарвой.
Вновь заполнился народом многовековой замок, да только уже не было в его стенах былого блеска. Эмигранты – высокородные беженцы, гонимые судьбой и нуждой, – искали здесь приюта, помощи и защиты. По русскому радушию и состраданию не отказывали никому, и состояние герцогской семьи довольно быстро иссякло. Содержать огромный замок и несметное число прислуги, да к тому же заниматься благотворительностью по отношению к российским друзьям и родственникам, семье было уже не под силу, а потому Зееон продали за пустяк – 80 тысяч дойчмарок.
В 1929 году умер герцог Георгий Николаевич. Похоронили его по русскому обычаю, как хоронили и всех других из рода Лейхтенберг-Романовских. На маленьком семейном кладбище, под стенами церковки святой Вальпурги прибавился ещё один православный крест. Герцогиня Ольга пережила мужа на два с лишним десятка безрадостных лет. Дети разлетелись-рассыпались по свету, а она, русская княжна без родины, вместе с семьей одного из сыновей доживала свой век в крестьянском домике неподалеку от „своего“ замка. Там текла уже другая жизнь, ей не очень-то понятная.
“Я еще помню, как герцогиня, в соломенной шляпе, вскапывала, как простая крестьянка, грядки, полола их, вырывала сорняки руками, - рассказывал старый баварец, местный житель деревеньки. - А раньше едУ после застолий вёдрами выливали“, - укоризненно качал он головой.
Умерла герцогиня Лейхтенберг, урожденная Репнина, в 1953 году в возрасте 80-ти лет и похоронена напротив могилы мужа... А отпрыски этого высокородного древа, как уже было отмечено выше, обрели здесь последний приют уже на закате 20-го века.
 
Вот и вся история маленького русского кладбища почти у подножья Альп. История, похожая на сказку с грустным концом.
„А как же Анастасия?“ - спросите вы, и я отвечу: Да, она тоже покоится здесь. Но только фамилия ее Манаган, и рассказ о судьбе этой женщины пусть останется пока материалом для другого очерка.
 
Мир и покой их праху. Перед Вечностью все равны. Святый Боже, помилуй их!
Дата публикации: 26.01.2008 03:26
Предыдущее: Палитра музыки волшебнойСледующее: Мне - тебя!

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Марина Морозова[ 26.01.2008 ]
   Большое спасибо за изумительную экскурсию. Прочла вслух. Муж обещал свозить меня в это место - так вы интересно все описали.
   
   С теплом,Марина
 
Bella Jordan[ 26.01.2008 ]
   Мариночка, спасибо за отзыв. Я всех своих гостей обязательно туда вожу. Приезжайте и вы ко мне в Розенхайм. Этот городок находится в 16 км от описанного Зееон и в 50 км от Зальцбурга по автобану к Мюнхену. Едучи из Австрии, меня никак не минуешь. Вот в каком изумительном месте я живу. Ещё раз, приезжайте погостить.
   
   Успехов, удач!
А. Шихман[ 07.03.2008 ]
   Спасибо за рассказ о неизвестных страницах нашей истории!
Bella Jordan[ 07.03.2008 ]
   Спасибо и Вам, что зашли и набрались терпения прочитать до конца. Очерки, эссе на портале пока ещё в положении падчерицы. Читают мало и вяло. Каждый озабочен собственным творчеством. Тем более приятно встретить коллегу, которому стало это интересно.
   
   Желаю Вам творческих полетов и вершин литературного Парнаса.
   
   С уважением, Бэла.
А. Шихман[ 09.03.2008 ]
   Спасибо за добрые пожелания!
   Прежде чем говорить - научись слушать. Так, кажется, формулировали древние. Поэтому стараюсь больше читать, чем писать. А штрихи истории и переплетение судеб всегда интересны, тем более, что по мере накопления информации возникают и новые логические связи.
   С уважением
   Анатолий
Игорь Дорогобед[ 17.03.2008 ]
   Очень интересно, Бэла. Спасибо Вам!
   А что читают мало и вяло, так прозу вообще так читают в интернете...
   
   С уважением, Игорь
Bella Jordan[ 17.03.2008 ]
   Игорь, спасибо за отклик! Ваше мнение мне очень важно. Представляю, как грустно прозаикам на портале. Ведь каждый автор ждет какого-либо резонанса, а лучше - положительного, выставляя свое произведение.
   
   Желаю Вам большую аудиторию читателей и почитателей!
Владимир Голубчиков[ 05.04.2008 ]
   Бэла!
   Спасибо, что Вашими глазами посмотрел на одно из многочисленных памятных мест русской истории на немецкой земле. В Ваши края ни как не идёт наш путь, но какие наши годы? Всё впереди!
   Поздравляю с очередной победой! С теплом, Владимир.

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта