Рассказы деда Панаса - Афанасия при крещении. Рано схватился, собрался – пошел запрягать. На подводу перегрузил еще с вечера все подготовленное. Схватил торбину с едой: не стал зря время терять на перекус - по дороге спокойненько уплету. Забежал в избу попрощаться. Стал смиренно перед образом, произнес в полном смирении: - Дай Боже і купити, і продати, і гроші додому принести. Дай Б-же и купить, и продать, и деньги домой принести. Перекрестился. Одел картуз на начавшую плешивить голову. Услышал напутствие жены: «С Б-гом!» - вышел за порог. Забежал в чулан – за кнутом: пригодится в пути. Открыл ворота – выехал. Не стал возвращаться: ворота закрыть – это плохая примета. Жена затворит ворота и калитку: больше ей сейчас нечего делать. Досыпать может днем, как детишек покормит. Женщина успевает много дел совершить, да еще за собой позаботиться. Никогда и ни в чем не прогадает, свой эгоизм наполнит содержанием. Иначе и быть не может. Ведь для того и создана Господа – из ребра. Из большого ребра – крупная женщина. А из маленького ребра – маленькая женщина. И все для того, чтобы удобольствия всем хватило и выбор чтобы был – на все даже самые крайние случаи жизни. Очень даже хозяйственный Господь наш – Господин и Хозяин. Во-от у кого учиться надо, набираться опыта и ума-разума. Тогда и посеешь в срок и пожнешь налитые зерна. И сноповать Его, молотить, а потом молоть учить не надо – Сам знает! Другого, всех нас научит добру и славе. Вот так! Это не зря, не просто так говорят: «Дай серцю волю — заведе в неволю. Дай сердцу свободу – заведет в плен». Влюбится без ума и прочих малых хитростей, какие бывают и еще какие нужно придумать головам большим, типа лошадиных – с зубами-молотилами и резцами. Вот таков порядок вещей и прочей ответственности перед обществом за период нашей активной жизненной поры. У нас так говорят: «Дай, Боже, вам побитись, а нам подивитись. Дай, Б-же, вам подраться, а нам посмотреть». Вовсе не со зла говорят. Просто люди наши очень любопытные и завистливые, как есть говорю. И знать хотят все о соседском житье-бытье, да по типу этому в собственной избе устраивать свой порядок. А то и правопорядок, коль потребует общественная сила и власть правопорядочного направления действия. У нас так! А у вас как? Разве не так? Все живут-устраиваются по общему и одинаковому порядку действия. И в ладу живут, как могут. И бьются – по необходимости внутреннего своего действия. И такое часто бывает – от скуки жизни бегут в полезной форме деятельности. И у нас так говорят и действуют, аесля получается: «Дай, Боже, воювати – за чужими плечима. Дай, Б-же, повоевать – за чужими плечами и спиной». Чтобы не было надобности стрелять и даже носить на плече заряженный карабин. А держим мы по домам большесть двустволки. Даже не потому только, что охотниками рождаемся и спокон веку являемся, но и потому: должны оберегать собственное имущество, да еще честь и достоинство гражданского долга. Как приказывает нам Господня заповедь из Евангельского писания. Сам не читал, но слышал от бывалых людей грамотной веры и христанского порядка вещей. У нас так издавно принято: поступаем по праву и правилам вещей: «Дай, Боже, гостя в дім, то і я нап'юсь при нім. Дай, Б-же, гостя в дом, то и я напьюся при нем». А все для того, чтобы ему все три дня побывки не казались малым сроком действия природы вещей в этом мире зависти и порока. И самому не быть примером для остальных. Жить в боязни, но в раскрытости Души. В полном вдохновении и с пользой для всего человечества и животного царства малых величин. Прихожу я во всякое чужое село и прикидываюсь последним дурнем, что в переводе обозначает – глупцом и говорю со всей сердечной искренностью душевной откровенности: «Дайте води, бо так їсти хочеться, що ніде переночувати. Дайте воды напиться, да так мне кушать хочется, что нет у меня места ночевки». А хозяин – не дурак, даже чаще всего хозяйка-молодица усю сразу понятливость свою с доброжелательностью вкупе складае и призывает: «Мил человек, заходь до хаты! Будешь у нас добрым гостем» И расспрашивать сразу начинает – от своего естества любопытство не скрывает: «Так с каких ты мест будешь? И как у вас в колгоспи люды роблят-страдают? Или ужо на рынок з свого земельного надела укроп-цыбулятину носять? Аль с молока ряженку вытворяют? На сыры-брынзы перешли холодного и горячего копчения? Обо всем скоро узнает наш народ и в дело пускает свои природные навыки и даже задействует инстинкты самосохранения, как и должно быть по законам природы, общества и общественного сознания. Как учил Маркс или прочий его чертов начетник? И мне весело бывает в любом чужом доме. Себя узнаю и продолжаю слухать чужих людей, словно себя самого. Такая радость в моей жизни часто случается. Есть такие: ходят себе по миру – даже пачпортные, но просять на пропитание. Это их работа-служба такая – попрошайничество: «Дайте мені та ще й моїм дітям! Дайте мне и еще моим детям, бедным-сироткам». И начинают своей жалостливостью, а то и со слезами на лице упрашивать. Злость на них нет! Жалостливость из сердца, даже из желудка, да еще из душевного спойствия выливается. И так продевают иногда чужие слова – готов поделиться, почти последним, а то и пожертвовать в муках жадности противостояния. Нет, просто не расстаюсь со своими пожитками, но в мыслях своих добрых побуждений готов все сделать, как просят и как хотят люди получить угождение по праву своего желания находиться в мире живыми сущствами высшего Б-жьего Повеления. |