Нравственный и интеллектуальный уровень человека Астральное тело беспрестанно меняет свой состав под влиянием игры страстей, вожделений, желаний и волнений. Если они доброкачественного свойства, они укрепляют более тонкие частицы астрального тела, выбрасывают грубые составные части, заменяя их более утонченными материалами, и притягивают к астральному телу элементали благотворного качества, которые способны воздействовать в обновляющем процессе. Все дурные страсти вызывают обратное действие: укрепляя грубейшие частицы, вытесняя более тонкие и заменяя их более грубыми составными частями, они привлекают элементали, помогающие процессу порчи и ухудшения. Нравственность человека и его интеллектуальные силы в зачаточном состоянии, свойства эти зависят в основном от внешних причин, а не от самого человека. Если человек начинает двигаться под влиянием своей воли, то это уже признак большого прогресса. Во сне у такого человека астральное тело, облекающее сознание, освобождается из своего физического проводника, оставляя его вместе с эфирным двойником в постели, и в силу неразвитости сознания могут возникать видения животных страстей. Астральное тело витает вблизи от физического, удерживаемое сильным притяжением, и оно не может удалиться на значительное расстояние от него. В человеке со средним нравственным и интеллектуальным уровнем астральное тело сделало уже огромный шаг вперед. Оно значительнее размером, его материалы значительно однороднее по качеству, присутствие тонких частиц придает светящийся вид всему телу, а появление высших эмоций вызывает в нем прекрасную игру цветов. Очертания его определенны и ясны, и уже приобретают сходство со своим владельцем. Оно уже способно поддерживать себя отдельно от физического. Сохраняя большую пластичность, оно, в то же время, имеет нормальную форму, к которой постоянно возвращается. Деятельность его постоянна, чакры ясно видны, хотя еще и не действуют. Оно быстро отвечает на все прикосновения, и приводится в деятельное состояние сознательной сущностью изнутри. Память и воображение подстегивают его к действию и заставляют влиять на свое тело, а не быть у него в подчинении. Построение астрального тела поставлено под личный контроль самого человека. Во сне это, уже хорошо развитое, астральное тело освобождается из своей физической оболочки и блуждает в Тонком мире, носимое течениями, так как сознание еще не способно направлять его движение. Оно наслаждается образами своих мыслей, своим собственным умственным творчеством. Оно способно воспринимать впечатления и через свою астральную оболочку и преобразовывать их в ментальные картины. Таким образом, человек может приобретать познания, находясь вне своего тела, и может запечатлевать их в мозгу как пророческие сны или ведения или воспринимать непосредственно сознанием. Астральное тело духовно развитого человека состоит из тончайших частиц всех подразделений астральной материи, с большим преобладанием частиц высшего порядка. Оно представляет собою прекраснейшее зрелище по сиянию и окраске, и оттенки, невиданные на земле, появляются в нем под влиянием чистых и благородных мыслей. Чакры развиты хорошо, и это указывает на деятельность высших чувств. Такое тело проводник сознания, оно полностью подконтрольно внутреннему человеку. Когда человек оставляет физическое тело, сознание его не прекращается, он лишь чувствует облегчение от сброшенной тяжести. Он может свободно витать в Тонком мире, передвигаясь с огромной быстротой. Его тело отражает его мысли и повинуется ему. Возможность служить человечеству неизмеримо увеличивается. Любовь его вырастает в божественную сверхличную любовь, а энергия его выкована терпением. Он кроткий, спокойный, ясный, полный власти, но без признака тревоги. Та часть Тонкого мира, по уровням сознания умерших человеческих существ, которые потеряли физическое тело, где они и должны пройти через определенные процессы очищения, называется Камалока. Буквально в переводе это означает место или жилище желаний. Эта область представляет собой те условия, которые описывают как различные виды ада. Это переходное состояние, временное пребывание человека, после того как он покинет свое тело, и прежде чем он достигнет счастливые и мирные условия жизни, которые назначены истинной человеческой сути или рая. Под человеческой душой обычно подразумевается его Эго или Я, которое развивается благодаря его эволюции. Разум является связующим звеном между Божественным Духом в человеке и его низшей личной природой. Ум есть энергия Разума, проявляющаяся в пределах физического мозга. Вечного ада не бывает. Камалока это действительно условия страданий, временных и очищающих по природе своей, как бы вытравление тех прегрешений, которые совершались в земной жизни человеком, испытывающим очистительные страдания. Это естественно и неизбежно, так как неизбежны дурные последствия после дурных поступков. Смерть не изменяет ничего в нравственной и умственной природе человека, и перемена состояния не меняет самого человека, а лишь уносит его физическое тело. Камалоку подразделяют на семь сфер. Сферы эти отличаются по плотности, и обитатели одной не могут общаться с обитателями другой сферы. Общение происходит только в пределах одной сферы. Когда смерть уносит физическое тело, перед человеком проходит панорама всей его земной жизни в мельчайших подробностях. В этой картине жизни запечатлены все события его земного существования, и великие, и малые. Он видит все, чего добивался в жизни: все свои обманутые ожидания, свои усилия, свои торжества, свои симпатии и антипатии. Ясно встает преобладающий смысл всей жизни, глубоко в душе запечатлевается руководящая мысль и определяется та область, где будет протекать большая часть жизни после смерти. Торжественна бывает та минута, когда человек стоит лицом к лицу со своей жизнью. Он узнает истинную цель в жизни и убеждается, что космический закон непреложен, справедлив и благ. Затем магнетическая связь с плотным и эфирным телом прерывается, разрывается связь с товарищами земной жизни, и человек погружается (кроме исключительных случаев) в бессознательное состояние. Тихо и благоговейно должны держать себя все, которые собрались вокруг умирающего, и торжественное молчание не должно нарушаться, чтобы не отвлекать отходящего от обзора проносящейся перед его внутренним взором истекшей жизни. Громкий плач и шумные жалобы могут потревожить умирающего и нарушить сосредоточенное внимание его души. Через 36 часов человек покидает свое эфирное тело, которое, оставаясь с физическим телом, в последствии разделяет его участь. Эфирный двойник витает над могилой, медленно распадаясь на составные части. Духовно развитый человек, очистивший свое астральное тело так, что в него входят только наиболее тонкие частицы астральной материи, проходит через чистилище без всякого замедления. Астральное тело его разрушается после этого очень быстро, и он направляется к пределу, который ему определен эволюцией. Менее развитый человек, но который вел жизнь чистую и воздержанную, пронесется менее быстро через чистилище, но все же в мирной дремоте, не сознавая окружающего, пока его ментальное тело будет освобождаться от астральных оболочек. Еще менее развитые люди пробудятся после прохождения низших областей, и вернуться к сознанию в той области чистилища, с которой была связана работа их сознания в течение земной жизни. Сознание пробуждается лишь тогда, когда его достигнут привычные вибрации. Теперь оно воспринимает их непосредственно через астральное тело без помощи физического. Люди, которые жили, отдаваясь животным страстям, пробудятся в подходящей для них области, так как каждый человек направляется к своему собственному месту. Посмертные переживания людей, умерших насильственной смертью, отличаются от переживаний людей, умерших вследствие упадка жизненной энергии от болезни или старости. Чистых и духовно настроенных людей после такой смерти усердно охраняют, и они спят счастливым сном до окончания нормального срока их жизни. Самоубийцы сохраняют сознание и продолжают переживать последнюю сцену своей жизни до истечения естественного срока их земной жизни. И после этого еще начинается очистительный период. Человек, совершивший убийство и казненный за это, переживает в чистилище снова и снова сцены совершенного убийства и дальнейший ужас своего ареста и казни. У самоубийцы будут автоматически повторяться чувства отчаяния и страха, которые предшествовали его самоубийству, и он будет переживать свою предсмертную борьбу со страшной настойчивостью. Чаще всего смерть от несчастного случая бывает вызвана каким-либо серьезным проступком, поэтому сопровождается посмертными переживаниями. Сохранение сознания в низших областях чистилища связано со многими тревогами и опасностями. Чаще всего человек после смерти все еще живет делами земными и пытается повлиять на них. Это приковывает его к низшим слоям Тонкого мира. Необходимо отвернуться от всего земного и обратить свое сознание на высшее. Однако немногие способны сделать такое усилие. Уже при жизни каждый человек может знать, какое чистилище он сам готовит себе после смерти. Низшие страсти ведут к тому, что он пройдет через все области чистилища. Низшее подразделение чистилища, это различного рода ады. Человек, попадающий туда, не освобождается от страстей или дурных желаний, которые привлекли его сюда. Они сохраняются как часть его характера, в скрытом виде в его душе, пока для них не настанет время появиться снова. Это время настанет тогда, когда человек вновь родиться в физическом мире. Пребывание человека в самой низшей области чистилища зависит от того, как долго будет распадаться самая грубая астральная материя, и он не соприкоснется со следующей, более высокой, областью. Атмосфера этой области мрачна, тяжела, печальна и подавляюща в необычайной степени. В Тонком мире нельзя быть лицемером, и каков человек есть на самом деле, таков его внешний облик: он или сияет красотой, если душа его благородна, или же отталкивает своим безобразием, если природа его была нечистая. Поэтому население самой низшей области, состоящее из отбросов человечества, имеет ужасающий вид. Здесь нет никого, кроме виновных в зверских преступлениях или в предумышленной упорной жестокости или же одержимых каким-либо гадким вожделением. Здесь же обитают и самоубийцы, которые пытались таким образом избегнуть наказания на земле за совершенное преступление. Здесь каждый человек является непосредственным создателем своих собственных бедствий. Ни в чем не изменившиеся люди, лишившись лишь своего физического тела, выставляют здесь напоказ все свои страсти. Они рыщут разъяренные и алчные, по этой мрачной области, толпясь вокруг всех мрачных и грязных притонов на земле, вокруг публичных домов и кабаков. Тошнотворная атмосфера, распространяющаяся вокруг таких мест, происходит главным образом от этих привязанных к земле астральных существ, испаряющих гнусные страсти и нечистые желания. Жестокость притягивает в астральное тело человека наиболее грубые материалы и наиболее дурные составы астральной материи. Поэтому такой человек живет среди толпящихся вокруг него образов его многочисленных жертв, стонущих, дрожащих, воющих от боли. Они оживлены вибрациями страстей, которые продолжают жить после физической смерти в астральном теле. Эти вибрации, пульсирующие ненавистью к истязателю, повторяют с автоматической правильностью его самые мучительные опыты, благодаря той силе последних переживаний, которыми закончилась земная жизнь замученного существа. В чистилище нет произвольного наказания, назначенного извне, а лишь неизбежные осуществления причин, созданных человеком во время его земной жизни. Если человек поддавался дурным побуждениям, то он неизбежно создавал тюрьму для своей души, и тюрьма эта должна быть разрушена, чтобы могла освободиться его душа. Что посеешь, то и пожнешь. Таков закон во всех мирах, и избежать его нельзя. Астральное тело человека в Тонком мире после смерти ничем не хуже того тела, которое было при жизни. Необходимо помнить, что страдания все временны и представляют собой урок, необходимый для души. Если человек нарушает законы природы, то он неизбежно испытывает те бедствия, которые учат его познавать эти законы. Урок, который он не захотел выучить в течение земной жизни, дается уже после смерти в чистилище Тонкого мира, и будет даваться в последующих жизнях до тех пор, пока зло не будет вырвано с корнем, и человек не поднимется для лучшей жизни. Уроки природы строги, но, в конце концов, они же и милосердны, потому что ведут к эволюции души и направляют ее к достижению бессмертия. Второе подразделение Тонкого мира может быть названо двойником физического мира. Потому, что астральные тела всех вещей и многих людей состоят главным образом из материи, принадлежащей именно этому отделу. Большинство умерших людей задерживаются именно здесь, сохраняя полное сознание. Это люди, интересы которых были связаны с мелочными объектами и проблемами, а также те, которые были в рабстве у низшей природы и умерли, не угасив своих стремлений к физическим наслаждениям. Они испытывают сильные страдания и долго задерживаются на месте, пока их земные вожделения не истощатся. Эти привязанные к земле души невысокого развития. Некоторые из них долго ищут способ войти в сношение с людьми, чтобы передать какую-то мелочь, от этого они страдают и надолго задерживают свое движение вперед. Если оставшиеся на земле друзья и родственники посылают им порывы страстного горя или пламенные призывы, чтобы вернуть их назад, то это также мешает им двигаться дальше и задерживает их в пути. Невоздержанный эгоизм со стороны оставшихся на земле приносит умершим сильный вред, и это надо знать всем. Третья и четвертая область чистилища отличаются от второй утонченностью. Четвертая область более эфирна. Но общие характерные черты всех этих областей очень схожи между собой. Здесь находятся после смерти души более развитого человека, они удерживаются в чистилище благодаря границам, построенным их земными интересами. Однако их внимание по большей части обращено вперед, а не назад, и если их насильственно не притягивать к земным переживаниям, они не замедлят в своем движении вперед. Большинство образованных и мыслящих людей, занятых в течение земной жизни преимущественно мирскими делами, остаются в этих областях в полном сознании. Пятое подразделение чистилища имеет уже много новых черт. Оно является светящимся и очень привлекательным, оправдывая название звездного. Здесь находится тот рай, который описывается во многих верованиях. Многие прежние представления находят здесь временное осуществление благодаря особенностям Тонкого мира. Люди, придерживающиеся мертвой буквы, получают буквальное удовлетворение своим стремлениям, они бессознательно создают те заоблачные храмы и дворцы, о которых грезили на земле. Шестая область чистилища сходна с пятой, но более утонченна. Ее населяют души высшего типа, изживающие там свои астральные оболочки, с которыми большая доля их умственной энергии была тесно соединена, пока они были в физическом теле. Как правило, они задерживаются в этой области благодаря себялюбию, игравшему значительную роль в их прежней деятельности. Окружающая их среда - наиболее красивая из всего чистилища. Творческие мысли формуют из светящегося материала этой области чудные пейзажи, волнующиеся океаны, снегом увенчанные горы и плодородные долины, целые сцены такой волшебной красоты, с которой не сравнится никакая земная красота. Седьмое, высшее, подразделение чистилища населено умственно развитыми мужчинами и женщинами, которые обладают расширенной способностью восприятия. Многие ученые живут среди астральной библиотеки долгое время, изучая прилежно все книги, касающиеся их любимого предмета. Другие продолжают свои исследования с неутомимой настойчивостью. Политические деятели, государственные чиновники, люди науки пребывают в этой области. Но приходит пора, когда связь с астральным телом окончательно порывается, и душа погружается в бессознательность, а затем пробуждается от ощущения блаженства, яркого, безграничного, неизмеримого, невообразимого для земного сознания, блаженства небесного мира. Человек переходит в Девачан. После того как душа покинет астральное тело, оно становится таким же трупом, как и физическое тело после смерти, и очень скоро распадается, пока не останутся от него лишь рассеянные частицы, которые затем распадутся окончательно. Сфера сознания - это Огненный мир. Это сфера Разума, который свободно действует в своем собственном мире, не стесняемый физической материей. После оставления астрального тела человек оказывается в этом Огненном мире. Этот мир есть родина истинного человека. Английское слово «man» (человек) означает мыслитель. Жизнь человека в Огненном мире проявляется вибрациями, суть которых - мысли, и мысли эти - образы, а не слова. Это высшее Я или Эго, заключенное в материю высших подразделений Огненного мира. Присутствие этого высшего Разума, Я, Эго или Души в физической сфере выражается вибрациями, которые оно вызывает в мозгу и в нервной системе, а та, в свою очередь, отвечает на дрожь его жизни ответными вибрациями. Но не все вибрации воспринимаются в силу грубости материи, из которой состоит нервная система человека. Наиболее развитый мозг человека отвечает на вибрации до точки, которую можно назвать «интеллектуальной». Исключительно восприимчивый мозг отвечает на вибрации уже большего спектра, но все же до определенного предела, точки, которую можно назвать «гением». Плохо восприимчивый мозг отвечает лишь до точки, которую можно назвать «идиот». Но какими бы качествами не обладал мозг, на него несутся без перерыва миллионы мыслей-волн, на которые он не может отвечать. Умственные силы каждого из нас вполне соответствуют чувствительности нашего передаточного аппарата, которым является мозг. Огненный мир отделяется от Тонкого мира так же, как и Тонкий мир отделяется от Физического мира. Природа в основных своих проявлениях чрезвычайно консервативна и действует по закону подобия. Жизнь в Огненном мире чрезвычайно деятельна. Формы Огненного мира более пластичны. Духо-материя этой сферы гораздо сильнее оживотворена и более утончена, чем наивысшая материя Тонкого мира. Ментальная материя Огненного мира находится в постоянном непрерывном движении, она принимает определенную форму под влиянием каждого самого легкого дрожания жизни и легко приспособляется к каждому изменяющему движению. В Огненом мире также семь подразделений духо-материи. Эти разновидности материи вступают в бесчисленные соединения всевозможных оттенков сложности, образуя твердые, жидкие, газообразные и эфирные составы Огненного мира. Обычно четыре первые подразделения Огненного мира объединяют в понятие «имеющие форму», а пятое, шестое и седьмое в понятие «не имеющие форму». В четырех низших подразделениях вибрации сознания творят формы, образы, картины, а в трех высших - сознание посылает вибрации подобно могучему потоку жизненной энергии. Эта жизненная энергия не облекается в определенные формы пока остается в этих подразделениях, но как только переносится в низшие области, создает разнообразие форм. Как из железа можно сделать лопату для обработки земли, или меч для битвы, так и ментальная материя может обращаться в мысле-образы, приносящие или пользу, или вред. Чем определеннее становятся высшие умственные качества человека, тем резче вырисовываются внешние очертания его мысле-образов и в них замечается наклонность к удивительному совершенству геометрических построений, соединенному с поразительной чистотой светящихся красок. Эти мысле-образы строятся из элементальной эссенции Огненного мира, вибрации мысли придают ей соответствующую форму, в которой мысль и воплощается, пребывая в ней, как одушевляющая ее жизнь. Это подобие искусственных элементалей Тонкого мира, только ответственность их создателей увеличивается. В Огненном мире существует множество Духов, низшие тела которых состоят из светящейся материи и элементальной эссенции этого мира, Светозарные, которые направляют процессы природы, следя за сонмами низших духов, в то же время, состоя в подчинении у великих представителей Огненного мира. Это Существа с обширными знаниями, с великими силами, обладающие великолепным внешним видом: сияющие, искрящиеся, бесчисленных оттенков, подобно радугам с меняющимися небесными цветами, величавого царственного вида, воплощения спокойной энергии и неотразимой силы. В низших ментальных областях встречаются ученики, работающие в своих ментальных телах, освобожденные на время от своих физических покровов. Когда человек спит, он может покинуть физическое тело и действовать в высших мирах. У неразвитого человека ментальное тело лишь малозаметно, оно состоит из небольшого количества неорганизованной ментальной материи, преимущественно из ее низших видов. Оно приводится в движение в основном только влияниями извне, идущими от низших тел. Не возбуждаемое астральными вибрациями, ментальное тело остается почти в полном покое. Внутри него нет никакой определенной деятельности. Шумные удовольствия, гнев, бешенство, боль, ужас - все эти страсти, производя вихри в астральном теле, пробуждают слабые вибрации в ментальном теле. Там они приводят к деятельности ментальное сознание, заставляя его прибавить нечто от себя к впечатлениям, и помогают развиваться зачаточному ментальному телу. Зарождающиеся ментальные способности придают астральным страстям известную силу и качество. Впечатления, воспринимаемые ментальным телом, более постоянны, чем впечатления астральные, и они способны сознательно воспроизводиться им. С этим вместе возникает память и воображение. Воображение отливается постепенно в определенную форму по мере того, как образы внешнего мира действуют на материю ментального тела и формируют ее частицы по своему образу и подобию. Эти образы, возникающие от соприкосновения с органами чувств, собирают вокруг себя наиболее грубую ментальную материю. Зарождающие силы сознания воспроизводят эти образы, и таким образом собирается запас картин, которые начинают вызывать действия. Инициативой для действий является желание снова испытать те вибрации, которые доставляли удовольствие, и избежать такие, которые вызывали боль. Достигнув этого свойства, ментальное тело начинает действовать на астральное, побуждая в нем желания, которые в животном дремлют до тех пор, пока тот или другой физический стимул не побудит их. Поэтому в неразвитом человеке появляется такая ненасытная жажда чувственных наслаждений, которой не бывает в животном мире, такие вожделения, такая рассчитанная жестокость, которые совершенно чужды неразумным животным. Побуждающиеся силы разума, порабощенные чувствами, делают из человека гораздо более могучие и более утонченные силы, присущие ментальной духо-материи, придают природе страстей энергию и остроту, которые не встречаются в животном мире. Но эти же самые излишества приводят и к необходимому их исправлению посредством страдания, которое они вызывают, и эти же опыты действуют на сознание и вызывают новые образы, над которыми в свою очередь работает воображение. Назначение земной жизни накапливать опыт. Смысл промежуточной жизни между смертью и новым рождение состоит в том, чтобы претворять эти опыты в индивидуальные свойства. Благодаря этому, при каждом новом возвращении на землю Душа приносит все более возрастающий запас способностей, которые и воплощаются в его новом ментальном теле. Таким образом, неразвитый человек, разум которого в рабстве у страстей, поднимается на следующую ступень, и ум его делается полем битвы, на котором страсти и умственные силы воюют с переменным успехом, колеблясь, то, поддаваясь им, то, беря верх. Так человек постепенно приобретает власть над низшей своей природой. У человека среднего уровня ментальное тело увеличивается в объеме, оно являет уже некоторую степень организации и содержит значительное количество материи, принадлежащей ко второму, третьему и четвертому подразделениям Огненного мира. Общий закон, регулирующий все построение и все видоизменения ментального тела, основан на том же принципе, который действует и в низших областях Тонкого и Физического миров. Упражнение усиливает и совершенствует, бездействие атрофирует и разрушает. Чем чаще повторяются одни и те же вибрации, тем более развивается затронутая ими часть ментального тела. Отсюда происходит вред, причиненный ментальному телу чрезмерной специализацией умственных сил. Необходимо добиваться гармонического и целостного общего развития. У духовно развитого человека из ментального тела все более грубые соединения уже удалены. Тело это состоит из тончайших соединений, входящих в состав четырех подразделений низшего Огненного мира, с большим преобладанием материалов третьего и четвертого подразделений. Благодаря этому ментальное тело делается отзывчивым на высшие интеллектуальные проявления, на тонкие вибрации, идущие от воплощенной в искусстве красоты, на все чистые колебания высших эмоций. Ментальное тело еще называют телом мысли. Его общие свойства зависят от прошлых жизней на земле. Ментальное тело организуется в Огненной сфере, и поэтому задачей воспитания является развитие врожденных свойств, а не загромождение ума массой фактов. Память человека зависит от внимания. Поэтому воспитание должно вырабатывать привычку сосредоточения и постоянного внимания и должно быть направлено в соответствии с врожденными способностями воспитанника. Внешние очертания человеческого Эго имеют овальную форму. Оно составлено из трех высших подразделений Огненного мира, и отличается необычайно тонкой оболочкой. По мере своего развития оно принимает сияющий вид неземной красоты. Это божественное Я, Мыслитель, Душа, Эго, ограниченное и индивидуализированное этим телом. Это материя, обволакивающая луч Божественного Я. Человеческая эволюция есть эволюция Мыслителя. Он облекается в низшем Огненном, в Тонком и в Физическом мирах в свои тела, изнашивает их в продолжение земной, астральной и низшей ментальной жизни, сбрасывает их последовательно на каждой ступени жизненного цикла, переходя из одного мира в другой. Все это время он сохраняет внутри себя плоды, которые он собирал при помощи этих тел в каждом из трех миров. Вначале, такой же бессознательный, как младенец в своем земном теле, он дремал из жизни в жизнь, пока испытания, действовавшие на него извне, не разбудили к деятельности некоторые из его скрытых сил. Постепенно он принимал все более и более участия в устроении своей жизни, пока, достигнув зрелого возраста, не взял всю свою жизнь в собственные руки, и не принял на себя все увеличивающуюся ответственность за будущую судьбу свою. Рост пребывающего тела, которое вместе с божественным сознанием образует Мыслителя, очень медленен. Мыслитель собирает внутри себя результаты всех пережитых опытов, а они, в свою очередь, действуют как причины, созидающие будущие жизни. Только одно это тело и сохраняется среди остальных человеческих тел, которые действуют как проводники в течение различных воплощений. Ментальное, астральное и физические тела строятся снова для каждой новой жизни. По мере того, как каждое из них умирает, оно передает всю жатву жизни следующему за ним телу, и таким образом все результаты жизни скопляются под конец в одном пребывающем теле. Когда Мыслитель возвращается в новое воплощение, он высылает свои силы, создавшиеся из всего пережитого опыта, последовательно в Огненный, Тонкий и Физический миры и облекается в одно тело за другим, соответственно своим проявлением в прошлом. Страсти, которые играют такую большую роль на ранних ступенях человеческой эволюции, не могут влиять непосредственно на его рост. Мыслитель может перерабатывать в себе только те опыты, которые могут быть воспроизведены в вибрациях пребывающего тела, и они принадлежат к ментальной области и должны быть высокоинтеллектуальными и высоконравственными по своему характеру. Обитель Мыслителя, Вечного Человека, находится в пятом подразделении Огненного мира. Большая часть человечества пребывает здесь, едва-едва пробужденная. Она находится все еще в периоде младенчества. Этот Вечный Человек, индивидуализованное Божественное Я, является действующим лицом в каждом теле, в которое он облечен. Эволюция сознания, как бы она ни была медленна и полна остановок, все же продвигается неустанно вперед, и божественная жизнь, не перестающая раскрываться внутри каждой души, медленно подчиняет себе все существующее. Девачан - это та особенно охраняемая часть Огненного мира, где всякое горе и всякое зло исключено действиями разумных духовных Сущностей, наблюдающих за человеческой эволюцией. Она обитаема человеческими существами, которые, сбросив свои физические и астральные тела, перешли сюда после пребывания в Камалоке. Жизнь в Девачане можно разделить на две ступени: первая из них протекает в четырех низших подразделений Огненного мира, где Мыслитель все еще обличен в ментальное тело и ограничен им, и где он занят претворением материалов, которые были собраны им во время земной жизни в постоянные свойства и качества. Вторая ступень проходит в области выше, без форм, где Мыслитель освобождается от своего ментального тела и переживает, ничем не обремененный, свою собственную жизнь, в полной мере того самосознания и ведения, которых он успел достичь. Продолжительность времени, протекающего в Девачане, зависит от количества материалов, которые душа приносит с собой из своей земной жизни. Жатва, пригодная для питания и претворения в Девачане, состоит из всех чистых мыслей и эмоций, зарожденных в течение земной жизни, всех умственных и нравственных усилий и стремлений, всех воспоминаний о бескорыстном труде на пользу ближних, всего, что может быть введено в душевный строй и может служить развитию души. Ничего не теряется, как бы слабо и мимолетно не было бескорыстное стремление. А эгоистические животные страсти не могут проникнуть туда, так как там нет материала, пригодного для выражения их. И никакое зло в истекшей жизни, как бы сильно оно не преобладало над добром, не может воспрепятствовать душе собрать всю посеянную человеком жатву добра, как бы скуден ни был посев. И даже самый падший, если у него было хотя бы малейшее влечение к правде, хотя бы самый слабый порыв нежности, должен иметь период небесной жизни, во время которой семя добра могло бы пустить свои нежные ростки, и искра красоты разгореться хотя бы и в крошечное пламя. Мысленные образы наших друзей будут окружать нас в Девачане. Вокруг каждой души теснятся те, кого она любила во время земной жизни. Каждый раз, образ, живший на земле в сердце, становится живым для души во время его пребывания в Девачане. Любимые являются в неизменном виде, теми же, какими были здесь, на земле. Внешний вид наших любимых в Девачане мы создаем из мысле-материи творческими силами ума. Он становится таким, каким являлся для наших органов чувств на земле. Что на земле было мысленной картиной, там становится объективной реальностью. Даже все тусклое и неясное здесь, там становится более живым и ярким. Истинная любовь между двумя душами там дает общение намного теснее, ближе, нежнее. Если образ любимого человека являет собой наше собственное создание, то его душа способна общаться через форму с нашей душой, так как она может гармонировать в своих вибрациях. Но если связь на земле была физической, то мы не можем войти с ними в связь. Поэтому в Девачан не может проникнуть ни один враг, ибо там людей соединяет только симпатическое созвучие умов и сердец. Разобщение сердца и ума вызывает разобщение и в небесной жизни. Разделения во времени и пространстве там не существует, там разделяет только отсутствие симпатии, недостаток созвучия между умами и сердцами. В Девачане мы постоянно находимся с теми, кого мы любили и почитали в жизни. Мы встречаем их именно в той форме, которую мы любили на земле. Там расцветают все земные ростки любви, даже омраченная и слабая на земле любовь, там развертывается в высшую силу и красоту. Девачан - это небесный мир блаженства и невыразимой радости. Это мир, где утомленной душе дается и нечто большее. В Девачане все, что было ценного в умственных и нравственных переживаниях Мыслителя в последней его земной жизни, подвергается глубокой внутренней переработке и постепенному претворению в определенные умственные и нравственные качества, в силы, которые он понесет с собой в следующее воплощение. Память прошлого пребывает в самом Мыслителе, поэтому она не подлежит уничтожению. Факты прошлых испытаний и переживаний вносятся в ментальные способности. Так если человек долго и глубоко изучал какой-либо предмет, то последствием этого изучения будет возникновение особой способности, которая поможет ему легко овладеть тем же предметом, когда этот предмет предстанет перед ним в другом воплощении. Он уже родиться с готовой способностью именно к этому отделу знания и поэтому овладеет им с большею легкостью. Таким образом, все, над чем мы думаем на земле, используется в Девачане. Каждое стремление превращается там в активную силу, все казавшееся тщетным становится способностями и дарованиями. Все формы борьбы и поражения возрождаются здесь, чтобы претвориться в орудия победы. Горести и душевные искания сияют здесь. Стремления к общему благу, которые, за недостатком силы или способностей, не могли быть осуществлены в прошлом, в Девачане разрабатываются ступень за ступенью, недостававшие же силы и способности развиваются в свойства, которые дадут возможность осуществить добрые стремления, когда тот же человек воплотиться снова, но уже на высшей ступени. Девачан - это вовсе не блаженный сон в стране цветов и не бесцельная праздность. Это страна, в которой ум и сердце развиваются, свободные от грубой материи и от мелочных забот. Это страна, где выковывается оружие для беспощадных земных битв и где обеспечивается прогресс будущего. Когда Мыслитель претворил все плоды последней своей земной жизни в ментальное тело, он сбрасывает и его. Все умственные способности, которые проявлялись на низших уровнях, вносятся в пребывающее тело вместе с сущностью всех пережитых страстей, которая была внесена в ментальное тело, когда последнее сбросило с себя астральную скорлупу в Камалоке. Все эти силы и способности остаются в скрытом состоянии внутри пребывающего тела до тех пор, пока не попадут в такие условия, в которых они могли бы проявиться. После этого ментальное тело, последнее из всех временных оболочек пребывающего тела, в свою очередь разлагается, а составные его части рассеиваются в Огненном мире, откуда они были извлечены, когда Мыслитель спускался в последнее свое воплощение. Сохраняется неприкосновенно одно лишь пребывающее тело. И Мыслитель, описавший полный круг своего долгого странствования, пребывает до следующего воплощения в своей собственной стране. Для каждого Мыслителя, перед новым возвращением его на землю, приходит момент ясновидения. На одно мгновение он видит все свое прошлое и причины, созданные в этом прошлом, которые будут действовать в его будущем, и общие очертания его ближайшего воплощения развертываются перед ним без покрова. В действительности смерть есть лишь перемена, освобождающая душу от самой тяжелой из всех связывающих ее цепей. Смерть лишь рождение в более широкую жизнь, возвращение - после краткого пребывания на земле - в обитель души, переход из темницы к свободе горнего воздуха. Физический, Тонкий и Огненный миры являются теми тремя мирами, в которых совершается странствование души, снова и снова повторяемое. По этим трем мирам катится колесо человеческой жизни, к которому души привязаны посредством своей эволюции. Душа, когда ее пребывание в высших областях Девачана заканчивается, начинает свой новый жизненный период с проявления тех сил, которые в состоянии действовать в четырех низших подразделениях Девачана, как результат предшествовавших жизней. Силы эти, проявляясь наружу, собирают вокруг себя материалы и образуют новое ментальное тело для предстоящего рождения на земле. Вибрации ментальных сил побуждают энергии природы желания, которые в свою очередь притягивают подходящие материалы и образуют новое астральное тело. Таким образом, Мыслитель облекается в ментальную и астральную оболочки. Затем он увлекается в семью, способную снабдить его подходящим физическим покровом, и входит в соприкосновение с этим покровом посредством своего астрального тела. В течение утробной жизни ментальное тело переплетается с низшими оболочками, и эта связь становится все теснее и теснее на протяжении детского возраста, пока на седьмом году жизни, оболочки эти не придут в соприкосновение с самим Мыслителем. Когда земная жизнь кончается, физическое тело отпадает, и вместе с тем кончается возможность соприкосновения с физическим миром. Тогда все силы Мыслителя сосредотачиваются в Тонком и Огненном мире. В свое время и астральное тело отпадает, и тогда вся жизнь Мыслителя проходит в Огненном мире, причем астральные способности остаются заключенными в нем самом как скрытые энергии. Когда распадается и ментальное тело, его энергии переходят в виде скрытых сил внутри Мыслителя. После того как его переживания в трех мирах превратятся в способности и силы, он снова начинает свое странствие и проходит новый цикл жизни с увеличенными силами и знанием. Статья из книги В.И.Симина: «Жизнь человека от смерти до рождения». |