Эдвард ХАНОЯН – миниатюрист и дизайнер - родом из Грузии, но всегда своей родиной считал страну Айка, опираясь на генетическое чувство и память рода: его предки – выходцы из Муша и Карса, князья и видные общественные деятели. Уже более пятидесяти лет Эдвард живёт в Армении. В 1977 году окончил Художественное училище N 8 по обработке ювелирных изделий. По окончании три года проработал на фабрике сувенирных изделий, а с 1986 по 1989 год был реставратором по металлу в Сардарапатском музее. С 1998 года занимается миниатюрной живописью и одновременно дизайном сувенирных изделий. В этом же году ему было Явление, после которого в его творчестве стали преобладать исключительно религиозные мотивы, в частности, кресты. На данный момент Эдвард является автором более 5000 крестов-миниатюр, совершенно отличных друг от друга. Самый же большой крест – метровый – сейчас находится в Конгрегации мхитаристов на острове Св. Лазаря в Венеции. Работы Эдварда Ханояна, отмеченные несколькими дипломами и благодарственными письмами, в частности от Каталикоса Всех армян Гарегина П и Министерства культуры Армении, разошлись по свету и сейчас их географию уже сложно проследить, впрочем, можно сказать – где есть армяне, там наверняка будут и кресты-благословления от Эдварда Ханояна. - Эдвард, расскажите подробнее о том Явлении, кардинально изменившем направление вашего творчества? - Это произошло неожиданно, хотя, по моему мнению, в мире не бывает неожиданностей, все предопределено. Однажды, вернувшись с работы и едва переступив порог, я услышал Голос: «Выйди на балкон и посмотри на небо!» Следуя повелению, я вышел на балкон и поднял глаза - на небе виднелась маленькая беленькая точка, похожая на лёгкое пёрышко. У меня дома имеется коллекция биноклей, которой я тут же воспользовался, и вместе с женой мы рассмотрели на небе шар, похожий на «тарелку», которая переливалась шестью-семью цветами. Она медленно двигалась по небу в течение десяти минут и скрылась за зданием. Конечно, говорить о «тарелках» тому, кто этого не видел, просто сумасшествие. Но не я один видел это Явление – со мной была жена, так что если говорить о сумасшествии, значит, нас двое, причем впавших в это состояние одновременно. Через три дня я внезапно проснулся среди ночи и не мог уснуть. Встав с постели, взял ручку и бумагу и начал рисовать. Возникло ощущение, что кто-то водил моей рукой, при этом я ничего не видел и не слышал. Полученное изображение было похоже на летающую тарелку. Потом я нарисовал ещё одну миниатюру, затем следующую, совершенно не понимая их смысла. Разглядывая свою третью абстрактную работу, я, следуя внутреннему голосу, установил на одну точку этого рисунка никелевый колпачок от ручки и увидел нечто: в вытянутом зеркальном отображении рисунка вырисовалась четкая фигура женщины. Разгадка рисунка, созданного по странному наитию, так же странно пришла сама собой. Сейчас люди ищут код да Винчи, я нашёл свой код. Эля Ованесян, астроном и математик, находит в моих крестах коды разных галактик, содержащие в себе данную свыше информацию, которую я уже могу читать. -Посвятите в таинство творческого процесса Эдварда Ханояна. Какой-то необычный, шелковистый у вас холст... На каких материалах и чем вы работаете, ведь такой тонкий орнамент и чёткие, правильные линии не так легко вывести от руки? - Приступая к работе, я настраиваюсь на положительные эмоции, которые передаю изображению. Одним из главных элементов работ является Солнце, излучающее тепло и добро. Из практики я уже заметил, что, начав работу, я, во что бы то ни стало, должен её закончить, иначе происходят какие-либо неприятности со мной и моими близкими или катастрофы в мире. Но, возможно, это просто совпадения... Не люблю работать в присутствии посторонних людей – постоянно чувствую их биотоки, которые не всегда чисты. Рулон тонкого холста у меня остался с советских времён... Подобного качества сейчас не найти! Работаю карандашом, иглой и тонкой кистью. Готовлю краски сам - смешиваю лак, бронзу, акварель, гаушь и другие компоненты и добавляю одно химическое вещество... Какое – не скажу! Это я держу в тайне. Должен же быть секрет у художника! Рисую в основном на холсте, но когда-то начинал с бумаги. Сейчас на бумаге выполняю эскизы для ювелирных изделий, которые наши мастера используют в своих работах. - Слышала историю о чудесном исцелении женщины, которой вы подарили крест... - Кресты я дарю часто и только тем людям, которым этот крест действительно необходим. Бывали случаи, иду по улице и вдруг слышу Голос, что должен зайти вот в этот магазин и подарить продавцу крест. Дарю! Конечно, некоторые люди в таком даре узревали сумасшествие, а потом... рассказывали о происходящих чудесах в их жизни. Так в одной семейной паре не было десять лет детей, и они уже не мечтали о таком счастье. В подарок на день рожденья я преподнёс женщине своё творение, а через некоторое время она забеременела двойней. Я дарю кресты больным и немощным, чтобы им легче было справиться с недугом. - Вот так всем и дарите? А на что живёте? - Нет, как я уже сказал, дарю не всем, а тем, кто нуждается в этом даре и к кому меня направляет Голос. Для продажи выставляю работы на малом Вернисаже, но порой за месяц-два не продаётся ни одной картины, хотя цена их не так уж велика. А бывает, что какой-нибудь заезжий армянин покупает сразу несколько штук и увозит за моря и океаны. Зачастую мне ставят в упрёк мою «коммерческую деятельность» - мол, рисуешь от Бога и пытаешься продать! На что я отвечаю, что, приходя в церковь, человек покупает свечку, молитвенник или крестик для священного обряда, так почему же я не могу продавать хотя бы малую часть своих работ?! Несмотря на то, что моей рукой в момент написания картин водит некто свыше, но для претворения всего этого в жизнь требуются вполне земные материалы – холсты, краски, рамы, кисти и т.п. - - Есть ли на Земле место, которое для себя вы бы назвали святым? - Есть! И это – Армения! В какой ещё стране сконцентрировано столько святых мест?! |