Этика - наука о морали Хорошо знакомые всем понятия – добро, справедливость, счастье. Не всем понятна и легко уловима их природа, но они играют огромную роль в жизни каждого человека. Хорошо бы понять, почему добру в мире сопутствует зло? Можно ли проникнуть в глубину нравственных переживаний людей? Можно ли разобраться в их внутреннем мире? Можно жить, как получается. А можно стремиться прожить жизнь лучше, достойно. Какую жизнь человек считает достойной? Можно ли утолить жажду человека стать лучше, духовно богаче? На эти и многие другие вопросы даст ответ Книга об этике. Этика всегда была увлекательнейшей областью знания, она исходит из древности, с того самого момента, как человек стал обладать самосознанием. Этика исследует мораль и является наукой о морали и нравственности. Слово этика происходит от древнегреческого ethos – обычай, нрав, характер, образ мысли. Обычно его использовали для обозначения природы устойчивого характера физического морального, общественного или художественного явления. Аристотель разделил добродетели человека на этические (добродетели характера) и дианоэтические (добродетели разума). Наука, которая изучает этические добродетели была названа Аристотелем этикой. Латинским аналогом слова ethos является слово mos – нрав, обычай, характер, поведение; свойство, внутренняя природа; закон, предписание. Римляне образовывали от слова mos прилагательное moralis (относящий к нравам), а позднее от него возникает термин moralitas (мораль). Греческое слово ethica и латинское moralitas совпадают по смыслу и отвечают русскому слову «нравственность». В разговорном языке «этика» и «мораль» употребляются как взаимозаменяемые. Говоря о «профессиональной этике», «этике ученого», «этических нормах», речь идет об определенных моральных явлениях. Словарь современного русского языка дает два значения слова «этика»: философское учение и нормы поведения. С другой стороны употребляются выражения «моральная теория», «нравственная философия», здесь речь идет об этических концепциях. Таким образом в обыденном разговорном языке эти термины вполне допустимы. Нравственное развитие общества при всей сложности, противоречивости, качественном своеобразии этапов выступают как единый процесс. Мораль исследует не только этика, ее изучают педагогика, психология, социология, социальная психология, логика, этнография и другие науки. Нравственность рассматривают как специфический способ социальной регуляции. Объективные потребности, отражаясь в нравственности, принимают форму ценностных ориентаций и норм поведения. Этика описывает качественные границы нравственности. Мораль не составляет особой сферы общественной деятельности, а пронизывает все многообразие человеческого сознания и поведения. Мораль органически сопутствует всякой социально значимой деятельности. Мораль заполняет собой все. Нравственность же есть не только совокупность фактов, поступков, действий, но и определенная их интерпретация. Житейский опыт и общекультурная традиция еще до этики вырабатывают устойчивые представления о морали, и о том, какое поведение считается моральным. Этика призвана воспроизвести нравственность идеально, обосновать ее необходимость, происхождение, сущность, специфику, роль в обществе, законы развития. Способность этики решить эту задачу определяется состоянием нравственности на данном этапе развития общества. Этика должна проникнуть в сокровенную тайну нравственности, достичь такой глубины и основательности познания, которые делают возможным использовать ее как инструмент направленного воздействия на сферу нравственной жизни, как важный инструмент нравственного прогресса. Этика является способом осознания общественного бытия. Этические представления о нравственности рано или поздно вживаются в массовое сознание. Если этика ограничивается выработкой и формулированием норм поведения и ценностей, то она превращается в назидательность, морализаторство. В этом случае она лишается каких-либо строгих критериев разграничения добра и зла и становится формой проповеди реакционных идей, способом манипулирования нравственным сознанием масс. Что сейчас в стране и происходит. Если этика ограничивается только объяснением фактов, то она становится формальной, лишается действенности, оказывается неспособной влиять на нравственные процессы. Она выглядит в таком случае красивой ненужностью. Этика, не помогающая людям становиться лучше, чище, так же бесполезна, как медицина, не умеющая лечить. Таким образом, этика должна:  описывать мораль;  объяснять мораль;  учить морали, то есть прививать определенные моральные представления и принципы, морально воспитывать. История этической мысли удивительно разнообразна. Эта история отражает сложные и порой мучительные вдохновенные нравственные поиски общества. Но, не смотря на противоречивость, в своей сути и в основной тенденции история этики прогрессивна и оптимистична. На протяжении всей истории этика, изучающая нравственные процессы, привлекала к себе лучшие интеллектуальные, творческие силы. Это свидетельствует об огромном значении морали в жизни человека и общества. Эвдемонизм (от древнегреческого eudaimonia – счастье) ставил стремление к счастью исходным пунктом и внутренней движущей силой нравственной деятельности человека, а достижение счастья - ее конечной целью. Эвдемонизм не отожествляет моральное благо с телесными и сиюминутными удовольствиями, а понимает его широко – как обладание всеми физическими и духовными ценностями, которые в своей совокупности составляют счастье человека. Это понятие ввел И.Кант для обозначения этической традиции. Можно отнести к представителям эвдемонизма Демокрита, Аристотеля, Сократа и Платона. Но люди, выставляя в качестве исходного основания своих понятий счастье, вкладывали в него различное содержание. Этический утилитаризм, как направление этики, повсеместно культивируемое сейчас в странах запада, рассматривает пользу индивида, которая связывается с его естественным стремлением избегать страданий и добиваться наслаждений. Польза понимается утилитаризмом как выгода, своекорыстие, личный интерес. Но удовольствия бывают скоротечны и часто сопряжены со страданиями, разные удовольствия приходят в конфликт между собой. В результате следствие становится причиной. Человеческие представления о хорошем и плохом оказываются критерием для организации, различия полезного и вредного. Так мыслители этого направления неизбежно попадают в порочный круг. Надо понимать, что природа человека, если ее понимать правильно, уже включает в себя мораль. Не следует и сводить мораль только к естественно-природному началу. Гераклит рассматривал мораль как частный случай общего мирового закона – «логоса», пифагорейцы – «небесной гармонии», Конфуций – «небесного мира». Высшая цель нравственной деятельности человека должна заключаться в том, чтобы приблизиться, приобщиться, наиболее полно слиться с требованиями мировой законосообразности, придерживаться законов всеобщей гармонии. Нужно научиться сочетать личные интересы с общественными. Нужно понять своеобразие морали как практически ориентированного мировоззрения, поэтому необходимо плодотворное обобщение реальных нравственных механизмов и создание обоснованных нормативных выводов. По Гераклиту: а) всеобщая необходимость обладает по отношению к людям обязующей силой, нравственная жизнь в этом смысле есть частный случай единого мирового порядка; б) люди чаще всего преследуют не общие, а частные цели; в) для разрешения этого противоречия предлагаются определенные нормативные предписания. Отсюда задача этики – индивидуальную жизнедеятельность нужно стремиться подчинить всеобщей необходимости. Иначе сказать – то, что люди делают на самом деле нужно стремиться приблизить к тому, что они должны были бы делать как носители всеобщего блага. Древние понимали мораль как способ совершенствования личности. Аристотель рассматривал этику как практическую философию. Этика Аристотеля предусматривает, что личность должна:  ощущать удовлетворение от своей собственной жизни;  быть ответственной как за отдельные поступки, так и за общую направленность поведения;  посвящать свою жизнедеятельность общей цели;  формировать в себе такие качества, как мужество, умеренность, справедливость и др.;  стремиться управлять своими страстями и стремиться разум признавать высшей инстанцией в споре различных частей души;  рассматривать себя в живой связи с семьей, окружающими, государством и т.д. Религиозные догмы утверждают, что человек не может сам, своей активной жизнью выйти из состояния греховности, показывая тем самым моральное бессилие и ущербность. Но именно религия (в лице Христа, Магомета и Будды) принесла людям заветы праведной жизни и испытывает верность людей к добру в этой земной «юдоли плача, страданий и искушений). Именно «Живая Этика» открывает сейчас путь в будущее, развенчивает религиозные догмы и заблуждения и показывает, что источник один, что мир один и что человек не может существовать отдельно от высшего мира, он органически связан со всем мирозданием и составляет часть его. Роль человека в этом мире велика, это не винтик, не безропотный наблюдатель, а активный строитель нового мира – микрокосм. Религиозный дурман не должен сковывать волю человека в борьбе за реальную справедливость и счастье. Нравственность в обществе и государстве выступает как гарант гармоничной жизни и порядка, как механизм, обуздывающий эгоистические желания и склонности отдельных ее членов. При этом закон справедливости, соответствия и соизмеримости выступают на первый план. Свобода, равенство, счастье всех людей и народов всегда были лозунгами в борьбе, за светлую жизнь. Идеализм и материализм, долгое время противопоставляемые друг другу, на самом деле являются одним целым, разными аспектами одного и того же. Ибо нет отдельно духа, как нет и отдельно материи, а есть одно целое духо-материя. Да и сама материя есть ни что иное, как одна из дифференциаций духа. Материя, как и дух, существовали всегда, всегда и будут существовать. Закон причино-следственных связей лежит в основе безусловного исполнения морально-нравственных норм человеком. Ибо что «посеет» он, то и «пожнет». При этом человек остается активным творцом своей жизни и истории всего человечества. Содержание морали выражает характер отношений в обществе. Как яркие ориентиры поведения, моральные ценности играют в жизни людей огромную роль, приспосабливая сознание человека, все его психическое состояние к сложившимся социальным взаимоотношениям в обществе. Мораль выступает как способ ориентации в мире ценностей, какая система ценностей выдвигается обществом, таков и уровень морально-нравственных отношений. Так как мораль регулирует поведение людей, она в немалой степени зависит от складывающихся государственно-административных, правовых, семейно-бытовых и прочих отношений. Мораль в обществе зависит от общественного мнения, которое во многом складывают средства массовой информации. Мораль в обществе испытывает на себе воздействие различных сфер духовной жизни. Сама мораль обладает способностью проникать в самые различные сферы общественной жизни: ее требования обнаруживают себя в экономике, политике, профессиональной деятельности, сексуально-брачных отношениях, обучении, воспитании и т.д. Конкретные требования и запреты, которые предъявляются к человеку в повседневной жизни, быстрее и непосредственнее влияют на изменение социальных отношений, чем нравственные идеалы и принципы. Однако нравственные идеалы и принципы более глубоко и всеобъемлюще сказываются на всей деятельности человека, определяют его направленность в мышлении, словах и поступках. Порой возникает у человека болезненное состояние раздора нравственного сознания, когда противоположенные нормы сталкиваются, вызывая конфликт в сознании и поведении человека, требуя от него противоположенных поступков. Различны пласты нравственного сознания. Человек, например, может следовать передовым нормам в общественной жизни, отношении к труду и одновременно быть отсталым в семейных взаимоотношениях. Следуя разнородным нравственным нормам, которые до поры мирно уживаются в человеке, в случаи их конфликта, он может полностью быть морально дезориентирован, и совершить антиобщественные поступки. Поэтому важным условием будет соблюдение каждым человеком всех требований и принципов морально-нравственных норм. В этом проявляется прямая социальная обусловленность морали. Нравственность в обществе обуславливается характером социальных отношений, поэтому в обществе с различными социальными укладами господствуют и различные системы морали. Учителя человечества, исходя из степени развития сознания, уклада жизни, психологии тех или иных народов давали основные направления их развития в виде норм, правил поведения и запретов. Это и есть нормы морали и нравственности. Но время идет, меняется жизнь, меняются условия и то, что раньше было сказано, уже нельзя применить непосредственно, появляется новое учение, которое не отменяет прежние заветы, а очищает их. В обществе нравственность обладает способностью либо ускорять, либо замедлять ход общественного развития. Мораль обладает повелительной особенностью, она обретает значение внутренней пружины активности человека, его социального творчества. Судьбы нравственной жизни человека не отделимы от судеб общества. Но и судьба общества неразрывно связана с судьбами отдельных людей, созидающих его своей жизнедеятельностью. Мораль объективно обусловлена, ее содержание имеет объективный социально-исторический смысл. Она же есть сфера субъективного, внутреннего побуждения человека к проведению в жизнь своих надежд, целей идеалов, творческого преобразования общества, вбирающего в качестве ориентиров эти идеалы. Здесь ценное в социальном смысле превращается в личную заинтересованность, осознаваемую как внутреннее, личное веление, как крик совести и голос долга. В этом и состоит тайна органической причастности морали к процессам активного совершенствования людьми отношений в обществе, самих себя, своего внутреннего психического мира. Человеколюбие должно стать в обществе азбучной истиной, непременным атрибутом морали общества в целом и каждого его отдельного представителя. Но общественная мораль и нравственный мир каждого человека этого общества – не одно и то же. Личная нравственность обуславливается множеством факторов, среди них и жизненные накопления самого человека, и психологические, индивидуальные, семейно-бытовые, социальные и другие факторы. Нравственное развитие человечества – это восходящее движение. Каждая морально-нравственная система включает в себя элементы общечеловеческие. Надо понимать, что задачи общесоциального прогресса выше тех или иных частных интересов отдельных групп общества. Общечеловеческое содержание нравственности включает:  нормы нравственности, данные Учителями человечества, основные правила всякого человеческого общежития. Это нормы необходимые для регулирования поведения людей в общественной среде. Они выражают отношения родителей и детей, старших и младших, здоровых и больных, утверждают заботу о материнстве. Это сострадание, сочувствие, поддержка слабого, великодушие, чуткость, правдивость, дружелюбие, вежливость. Эти моральные качества издревле ценились в общественной жизни. В тоже время, всегда осуждались лживость, вероломство, предательство, черствость, грубость, высокомерие, неблагодарность, зависть, чванство, малодушие. Эти простые правила нравственности составляют общий фон, в котором нуждается общение людей, без которого вообще немыслимо существование общества. Эти нормы следует сделать нерушимыми жизненными правилами как в отношениях между отдельными лицами, так и в отношениях между народами;  общие психологические формы морального переживания, игры страстей и чувств. Краска стыда, заливающая лицо опозоренного человека, угрызение совести, ощущение вины, раскаяния и т.п.;  представления о достоинстве человека независимо от социального происхождения или занимаемого положения, об исходном моральном равенстве всех людей, о необходимости гуманных взаимоотношений в обществе, ценности коллективизма и товарищества, нетерпимости к угнетению, унижению и т.п. Бережное отношение к простому и бесценному наследию нравственной культуры человечества, которое уходит своими корнями в глубь тысячелетий; всемерное развитие нравственно-психологических способностей личности к сопереживанию, взаимопониманию, верной самооценке и самоконтролю, к тонкости, чуткости мыслей и чувств, с помощью которых воссоздается моральный мир другого человека; благородное и гуманное содержание норм, принципов, идеалов творческого, гармоничного развития человека и справедливых социальных отношений, реализация которых составляет задачи нового переустройства мира, - таковы составные части, решающие перспективы в развитии общечеловеческого содержания нравственности, которым принадлежит будущее. В вихре социальных изменений испытываются на прочность все нравственные ценности, накопленные человечеством. Велика роль морального фактора как стимула общественного и личного совершенствования. Необычайные взлеты нравственного энтузиазма масс, борющихся за новое общество, контрастно оттеняются моральными падениями, вспышками эпидемий аморализма и человеконенавистничества, присущими реакционным движениям (особенно профашистским и радикально исламистским). Все это обнажает огромную важность морали в современную эпоху, показывает внутреннюю связь нравственного мира каждого человека с происходящими социальными переменами. Этика рассматривает мораль как внутренний фактор, мобилизующий людей на улучшение объективных условий жизни и самих себя, мира своих страстей, чувств, помыслов, мотивов, идеалов. Без духовного обновления общества немыслимо никакое построение Нового Мира. Построение же Нового Мира в свою очередь раскрывает новые горизонты, ценности и цели людей, воплощает их творческие усилия, устремления к лучшей, более справедливой, чистой и радостной жизни, к добрым гармоничным межличностным отношениям, то есть создает условия для быстрого нравственного прогресса общества и личности. Новые победы должны освещаться и защищаться нравственно. В огне преобразований сгорают отжившие формы, появляются новые. На смену разрушителям, бунтарям, которые видят в морали лишь постоянный протест и разрушение ценностей, которые отвергают всякую регулирующую роль морально-нравственных норм, приходят созидатели. Мораль не может вызывать только фейерверк страстей протеста и разрушений, она несет в себе всегда семена нового, более высоконравственного развития общества и человека. Если установившийся в государстве общественный строй, пережив апогей своего развития, становится тормозом социального движения вперед, то и нравственность этого общества теряет свой прогрессивный характер, превращается в духовные оковы развития личности, извращая потребность в гуманистических межличностных отношениях. Только стремление к бесконечному творческому преобразованию, улучшению нравственной жизни, способно породить и нравственность, стимулирующую и освещающую эти преобразования, такую нравственность, которая постоянно открывает перед человеком новые горизонты его духовного совершенствования. Преобразование человеческих взаимоотношений, нравственное совершенствование человека должно непрестанно продолжаться, ускоряясь успехами строительства нового общества. Ибо это составляет общее условие свободного развития. Не может быть строительство нового общества без живой души, творческого начала, светлого, радостного порыва, то есть без присущего ему нравственно облагораживающего смысла. Мужество и смелость, сознание собственного достоинства, чувство свободы и справедливости, творческого труда, равенства людей и братского отношения между собой должны быть присущи человеку нового общества. Только творческий труд на построение нового мира открывает меру сил человеку, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю. Человеческое благородство, стремление к саморазвитию, постоянное стремление к новому должно быть присуще человеку. Важнейшим нравственным принципом является принцип солидарности людей различных народностей и вероисповеданий. Он основан на общности интересов и целей и обеспечивает единство убеждений и поведения, воспитывает потребность во взаимопомощи, поддержке, вызывает ощущение братства у борцов за общее дело. Убежденность в правоте своего дела развивает такие нравственные качества, как несгибаемую волю, мужество, стойкость, самообладание, инициативность, упорство в достижении поставленной цели. Такая убежденность вызывает радостное, оптимистическое самочувствие у многих людей, рост доброжелательности, симпатии, потребности во взаимном общении. Совершая моральный выбор по внутреннему убеждению, люди добровольно берут на себя всю полноту нравственной ответственности за их результаты. При этом убежденность вызывает потребность в трезвой самооценке, самоконтроле, самовоспитании. Даже тяготы и страдания, вызываемые трудностями борьбы строительства нового мира, не воспринимаются людьми как непосильное бремя, не подламывают их, а лишь закаляют волю. Настроения самоотверженности и духовной раскованности, охватывающие народы хорошо знакомо из истории. Мораль не только выражает определенную ситуацию общественной жизни, но и объективные условия всех перемен. Она выступает как сила, которая материализуется в поведении народов и способна до известной степени перестраивать саму ситуацию и формировать новую, при этом, создавая такие благоприятные условия, которые не могли бы возникнуть в результате стихийного развития событий. В этом выражается творческая суть морали в переустройстве общества. Известно, что на практике разорвать порочный круг проблем нищеты, голода, разорения, обнищания людей, нужды можно лишь переломом их настроения, героической инициативой отдельных групп, альтруистической работой руководителей в этом. Героизм и самоотверженность, порыв и стойкость – это и есть мораль в действии, ее влияния на эволюционные преобразования. Оскудение источников нравственной жизни приводит к нравственному застою и непринятию всего нового, что несет эволюция постоянно. Непринятие нового обычно смыкается с реакционностью и образует такую систему нравственных ценностей, которая внутренне враждебна инициативе масс, пафосу свободы, идеалам справедливости. Такая система приводит к крайне реакционным режимам в государстве, так было когда к власти пришли фашисты, так происходит сейчас, где исламский фундаментализм выражается в самых диких формах, неся миру, разрушение и хаос, возникла новая угроза человечеству – международный терроризм. Фашизм пробивал себе путь моральным развращением масс, раздуванием реакционного политического активизма толпы путем манипулирования массовым сознанием. Теперь это делает международный терроризм. Целые страны и народы вовлечены в это безумие. Тратятся огромные деньги, нажитые нечестным, грязным путем, в орбиту вовлекаются целые страны и даже континенты. Вместо нравственной убежденности – фанатичное послушание, вместо сознательности – культовая взвинченность толпы, подчиняющейся манипулированию с помощью воздействия на нее иррациональные импульсы, предрассудки, иллюзии. Эта эпидемия приобретает страшные размеры. Нравственная деградация принимает характер широко распространенного явления и совершается с устрашающим ускорением. Нужно строить общество, в котором будут разрешены основные противоречия между личностью и коллективом, между обществом и личностью. Человек в коллективе получает условия для своего личностного развития и свободы. Нравственное совершенствование в коллективе происходит как совместная воспитательная деятельность, где каждый вносит свою лепту в формирование гуманных межличностных отношений. Это общество должно провозгласить всестороннее гармоничное развитие личности, как высшую цель. Это откроет новые возможности для нравственных взаимоотношений людей, их духовного совершенствования. Живая этика – это этика творчества, этика возвышенных моральных отношений. Она не просто выдвигает принцип любви и уважения к человеку, обеспечения его достоинства, но и реальные пути для воплощения его в действительность – через взаимную деятельность людей, через практическое изменение обстоятельств жизни. Гармоничное единство личного и общественного, соблюдение нравственных принципов, высокие моральные качества – бескорыстие, самоотверженность, готовность помочь и поддержать товарища, не имеют ничего общего с унизительным призрением человека к самому себе. Борьбу за идеал люди прямо связывают с представлением о счастье как полноценном творческом раскрытии всех способностей человека. Нужно утвердить совершенно новое представление о счастье, противоположенное состоянию застывшей удовлетворенности и безмятежного личного благополучия. Новая мораль выражает постоянное стремление к лучшему будущему, преодоление препятствий на пути его достижения, полное развитие творческих способностей личности в борьбе за это будущее. Жить с идеалом, жить с нравственно осмысленной высокой целью – вот заповедь новой этики. Нравственный смысл переустройства человеческих отношений может быть выражен словами: «Быть светлым лучом для других, самому излучать свет – вот высшее счастье для человека, какого он только может достигнуть. Тогда человек не боится ни страданий, ни боли, ни горя, ни нужды. Тогда человек перестает бояться смерти, хотя только тогда он учиться по-настоящему любить жизнь. Лишь тогда человек будет ходить по земле с открытыми глазами, и все увидит, услышит и поймет, тогда только он выйдет на свет узкой скорлупы, и будет ощущать радости и страдания всего человечества и только тогда будет действительно человеком» (Ф.Э.Дзержинский). В настоящее время невиданно возросли возможности кардинального преобразования мира, увеличилась личная моральная ответственность, расширились ее границы. Преобразования общества поднимут мораль на уровень новых требований – активного, сознательного участия каждого в строительстве новых общественных отношений, в борьбе со всем старым и враждебным, высокой бдительности, наращивания темпов экономического и научного прогресса, неустанного нравственного самоусовершенствования. Люди должны дойти до свободного, самостоятельного творчества нового мира, покоящегося на чисто человеческих, нравственных жизненных отношениях. Нравственное самоутверждение, рост чувства ответственности, сознания долга – взаимообусловленные явления. Всесторонне развитая, гармоническая личность как нравственный идеал этики предполагает высокое развитие ее самосознания, ее моральное самосовершенствование. Полноту жизни, простор творческому началу в жизни личности нельзя обеспечить, ориентируясь на догмы, жесткие нормы, стоящие над человеком как чужая, враждебная ему сила. Новое общество должно поставить человека в новые условия труда и быта, выдвинуть задачу самостоятельности и творчества. Этика всегда оптимистична в оценке творческого, нравственного развития человека. Человек может стать несравненно выше того, что он есть, достигнуть большего совершенства, обрести новые, одухотворяющие его жизнь ценности. Человек не должен падать низко, доходя до гибельного разложения, духовного распада. Ответственность за нравственное развитие личности не только на самом человеке, но и на обществе. Это развитие не мыслимо без творческих усилий, без исканий, без социальной и моральной активности. Задача морального совершенствования человека в условиях построения нового общества одна из самых насущных. Решать ее следует с такой же настойчивостью и энергией, с какой создается экономическая основа государства. Каждый шаг на этом пути принесет и экономические выгоды, а каждый срыв обернется болезненным ущербом. Мораль и нравственность исторически меняются, остается неизменной лишь их сущность. Эта сущность определяется основным законом – следовать путем эволюции. Геродот в свое время говорил, что каждый народ имеет свои нравы и почитает их наилучшими. Поэтому часто встает вопрос: какую нравственность считать верной? Есть ли среди различных нравов нечто общее? У разных народов проходят инициации – обряды посвящения молодых во взрослые, полноправные члены общества. При подготовке к посвящению молодые люди овладевают практическими навыками, закаляют свою волю, тренируют ум, выносливость. Молодые люди приучаются к правилам и принципам совместной жизни. Сам обряд посвящений – это определенный ритуал, где посвящаемые демонстрируют все свои лучшие качества. При посвящении они могут получить новое имя, познакомиться с тайнами, до сих пор не ведомыми. Эти инициации помогают утвердить здоровую морально-нравственную основу молодежи, приобщить их к великому делу строительства нового общества, побуждают к решению новых до сих пор еще не ведомых задач. Когда понятия «доброе», «прекрасное», «правильное», «истинное» слиты в едином чувственно-конкретном восприятии жизни, тогда человек начинает воспринимать нормы и принципы морали как нечто живое и осязаемое. Способность к оценкам, анализу и самоанализу позволяют ему осознать происходящее в жизни с этих позиций. А синтез дает возможность собрать воедино по крупицам из великого множества, данного природой, в единое целое картину праведной жизни, предначертанную человеку. При этом сам человек выступает активным строителем этого мира, творя прекрасное, и доходя до небывалых высот. Эти высоты уходят в бесконечность. Нескончаемость творческого развития и дает ту полноту счастья, которая издавна заповедана людям. Сказания, мифы, песни, ритуалы, искусство и культура в целом закрепляют в сознании людей обязательность и необходимость соблюдения морально-нравственных норм, ибо художественно-образное отношение к миру непосредственно содержит эстетическое и этическое. Важнейшее правило жизни человека – равенство. Это общее социальное установление. Равенство не знает эксплуатации и угнетения. В таком обществе все трудятся и имеют равное отношение к результатам труда. Нормы и правила такого общества исключают ссоры, конфликты и столкновения. Здесь все свои. В переходные периоды человеческое общество подтачивают самые низменные побуждения – воровство, насилие, коварство, измена. Падение нравов характерно для переходных периодов. Именно такой период сейчас переживаем мы, наша страна и человечество в целом. Ослабление моральной регуляции общества показывает, что развитие нравственности имеет прогрессивный характер. Развитие нравственности нужно считать как единый восходящий процесс совершенствования, восходящий по спирали. В основе жизни лежит нравственное начало. Это начало и определяет прогресс. Государство, определяя мораль в обществе, тем самым устанавливает единые правила поведения, взаимоотношений в обществе. Какова цель этих правил, таково и общество, таково и государство. Смена общественного уклада, смена строя в государстве характеризуется и обновлением, очищением морально-нравственного климата. Как бы сбрасывается ненужная шелуха и люди возвращаются к первоначально известному. Вновь появляются лозунги: «Свобода», «Равенство», «Братство». Сами эти понятия не меняются, меняется лишь осознание их людьми. Если застой в общественной жизни, экономике, системный кризис в обществе характеризуется и упадком морально-нравственных норм, то возрождение и обновление жизни ведет к очищению моральных ценностей, повышается личное достоинство и моральная значимость каждого человека. Так эволюция по спирали вновь и вновь возвращает человеческое общество к обновленной морали, очищенной от наслоений старого застойного периода. Новые представления о ценности человека начинают распространяться на всех людей. Представление об общечеловеческом равенстве развивает и стимулирует борьбу против несправедливости. До сих пор труд, который вроде бы и считается добровольным, но все же по сути своей является в большинстве случаев безрадостным и принудительным, то есть насильственным. Труд, который, является залогом преуспеяния, творческий труд, который несет созидание, пока еще остается формой необходимого принуждения. Это уже не рабский труд, и не труд крепостного крестьянина, но это до сих пор труд рабочего, продающего свою рабочую силу, хотя и имеющего возможность завести свое дело. Труд надо понять широко, только творящий труд ведет к победе. Надо уметь призвать новых на постройку. Трудиться надо на объединение. Трудолюбие – это добродетель. Во все времена добродетелями считались – мудрость, мужество, храбрость, стойкость, верность Родине, воинская доблесть. Во все времена поднимались проблемы добра и зла, справедливости и несправедливости, судьбы и свободы, добродетели и порока. Осуждались такие пороки, как жажда наживы, стремление к роскоши, невежество, ложь и обман, тщеславие, разврат, злословие. Эпикур советовал людям: «Нечего бояться богов. Нечего бояться смерти. Можно переносить страдания. Можно достичь счастья». Сенеки говорил: «Человек для человека – вещь священная». Все люди равны перед нравственным законом. Наивысшей свободой, которой может достичь человек, есть нравственное совершенство и уравновешенность духа, наградой за добродетель – сама добродетель. Гордыня и неповиновение издревле считались большим грехом. Превращение богатства в главный стимул жизнедеятельности человека разрушает духовное предназначение человека. Государство должно принимать как моральные, так и правовые ограничения «экономических аппетитов» человека. Богатство должно соответствовать его внутреннему содержанию, ведь человек живет не для богатства. Жадность есть смертный грех. Богатство не хорошо и не плохо само по себе. Искусство приобретать деньги имеет подчиненное значение по сравнению с искусством их тратить. Для каждого человека существует своя мера богатства, она определяется его внутренним содержанием и отношением к этому богатству. Паразитический, праздный, расточительный образ жизни, независимо от сословия, с его пирами, гуляньем, развратом всегда осуждался. Статья из книги В.И.Симина «Книга об этике» |