Граф Василий Алексеевич Комаровский. " Поэт, поистине воздушный…" ( 21.03.1881 года [Москва]- 08.09.1914 года [Царское село]) Россия (russia) Поэт, прозаик, один из блестящих представителей "Серебряного Века", "русский де Ренье", (по определению Н. Гумилева), сотрудник журнала "Апполон", автор романа "До Цусимы" и поэмы " Героические мечтания Тито Басси". (1913 - 1914 гг.) Ныне забыт. Начиная писать о нем, я все пыталась представить: каким он был? Каким же было его недолгое пребывание на Земле? О нем сохранилось очень мало свидетельств, нет документов в "Интернете", он знаком, как поэт, может быть только дотошным историкам литературы да и то не всем: И представить его всего удавалось с трудом, он в моих грезах был похож на едва уловимое облачко, может быть, шутки ради, нарисованное Провидением на одной из страниц Книги Жизни. Облачко с трагическими тенями. Растаявшее по капризу все того же Провидения - вмиг, словно и не бывало никогда! Граф Василий Алексеевич Комаровский, поэт и прозаик, которого в начале Серебряного Века многие называли с легкой руки "мэтра" Николая Гумилева "русским Анри де Ренье*" ( *см. очерк "Анри де Ренье.") был автором одной - единственной книги стихов - " Первая пристань" (1913 г.), удивительной, изящной прозы (новеллы " Анекдоты о любви", "Разговоры в Царском Селе", "Sabinula" - единственная дошедшая до нас прозаическая вещь Комаровского! - романа "До Цусимы"). Он был подлинным властителем своего Дара - так свободно и непринужденно владел словом, ритмом, рифмами, что это дало повод ближайшему другу, тонкому знатоку литературы, критику Дмитрию Святополк - Мирскому сказать о его творчестве после смерти поэта так ... "Все это чистая, совершенно свободная игра, может быть и имеющая какую - то подсознательную необходимость, но так как будто лишенная всякого "значения": Чистая свобода, то есть, творчество без "почему"..." Стихи его называли " блистательными и ледяными" (Георгий Иванов), запоминали, твердили наизусть, просили записать. Он, улыбаясь, дарил листки. Рукописей поэтому почти не сохранилось! Сам его облик был таким же - совершенство и блистательность. Огромные глаза, всегда немного печальные, тонкий нос с едва - заметной горбинкой, статная фигура. Все выдавало в нем подлинного аристократа, потомка древней фамилии. Но самая характерная черта - тонкое, изысканное внимание к другим и язвительная насмешливость над самим собой, с какой - то едва уловимой долей печали. У него было прозвище "царскосельский отшельник". О нем, внешнем, знали крайне мало: родился в 1881 году, в семье графа Алексея Комаровского, того самого, что в дальнем родстве с Веневитиновыми и Пушкиными. Получил отменное домашнее воспитание. Гувернер - француз. Свободно владеет древнегреческим языком, читает в подлиннике Гомера. Впрочем, об этом можно было бы догадаться по первым же стихам его сборника "Первая пристань." Они написаны образцово - безупречным гекзаметром. Размер этот древний и довольно сложен. Владение им предполагает в человеке не столько подлинное мастерство, - научиться можно всему- как истинный, ярчайший, неподдельный совершенно талант! До сих пор в инструментовке стиха - гекзаметра, в прасодической* виртуозности (прасодия - слог, ритм греческого стиха) мало кто может сравниться с Василием Комаровским! Вот маленький пример: " Видел тебя сегодня во сне, веселой и бодрой. (Белый стоял наш дом на горе, но желтый от солнца.) Все говорил о себе, да о том, что в тебе нераздельно. Трое живут: ненавистна одна, к другой равнодушен. Третья прелестна, и и эту люблю старинной любовью." "Видение..." Завораживающая плавность стихов - пейзажей, характерные приемы перечисления, заставляли современников Василия Комаровского, читающих и заучивающих на память его стихи, вспоминать не только Гомера, но и Анри де Ренье, кумира и властителя тогдашних поэтических умов... Но стихи Комаровского не были простым подражанием. Скорее это была "равноправная перекличка двух поэтических голосов", то, что встречается только на " воздушных путях" и только у настоящих поэтов. Именно Анри де Ренье и И. Аненнского считал Василий Комаровский, "тихий царскосел", как он сам себя называл, своими литературными учителями. Как и Анри де Ренье, граф тоже перелагает в стихи свои "Итальянские впечатления"... С той лишь разницей, что дальше окрестностей Петербурга за всю свою короткую жизнь Комаровский никуда не выезжал и побывал в Италии только с помощью воображения! Оно было таким сильным, его воображение, что он однажды написал Дм. Святополк - Мирскому: "Сочиняя, я несколько раз сходил с ума, и каждый раз думал, что умер: Когда умру, вероятно, подумаю, что сошел с ума!" Пророческая ирония... Лишь сильнейший дар воображения позволил Василию Алексеевичу Комаровскому начать блестящую поэму - хронику из жизни средневековой Италии - " Героические мечтания Тито Басси". Отзвук любимого им Торкватто Тассо. Причем "отзвук" столь талантливый, что друзья, читавшие отрывки в рукописи, думали что это перевод с итальянского! Комаровский лукаво посмеивался... Работу над поэмой - хроникой прервал август 1914 года. Объявление о первой мировой войне впечатлительный и легкоранимый Комаровский воспринял так трагически, что не смог оправиться от депрессии и через несколько месяцев, осенью 1914 года скончался в припадке безумия. Врачи называли быстро развившуюся болезнь "наследственным фактом" и недоуменно разводили руками. На письменном столе друзья нашли несколько фрагментов рукописи неоконченной поэмы, засушенные листья с деревьев Царскосельского сада -любимейшего места прогулок-, и книги Анри Де Ренье: "Яшмовая трость" и "Дважды любимая". Это были настольные книги Комаровского. И творчество его, изящное, глубокое и в то же время - неловимо - легкое- было чем - то похоже на творчество Ренье. Невидимое скрещенье " путей воздушных". Лукавая улыбка Провидения... P.S. Ни одна из дат короткой и блестящей жизни - 33 года! - забытого Поэта мне неизвестна. Отыскала только в одном из журналов краткое упоминание о нем. В статье В. Крейда ("Наше наследие © 5 .1991г. "Незвестные стихи известных поэтов") говорится, что второе издание стихов Василия Комаровского -"неоклассика по духу, блестящего мастера" вышло только 65 лет спустя после его кончины(!!), да и то не в России, а Мюнхене... Сначала было невыразимо грустно. Статья как бы неполна, не завершена: А потом подумалось: "А, может, это и есть путь настоящего Поэта, истинно "воздушный", неподчиненный земным критериям: строгости дат и сухих фактов?.. Так ли уж это плохо?: Как Вы считаете? Светлана Макаренко - Princess.Член МСП " Новый Современник" Член Профессионального Союза ПИсателей. *В подготовке данной статьи использован материал приложения к V тому Собрания Сочинений Анри Де Ренье. С - Петербург. Изд - во "Северо -Запад" 1993 г. **Огромная благодарность Николаю Богданову за помощь в установлении точных дат биографии В.А. Комаровского! |