Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Светлана Макаренко (Princess)
Объем: 10847 [ символов ]
Владимир Вальтерович Диксон. "Лишь слабый свет моих немногих слов"… Штрихи к незнакомому портрету
Владимир Вальтерович Диксон. "Лишь слабый свет моих немногих слов"… Штрихи к незнакомому портрету.
 
(28.03.(16.03)1900 - 17.12.1929) Русский поэт, прозаик, переводчик, эмигрант "первой волны", основатель издательства "Вол" (Париж).
 
...Опираясь на подушки, горкой положенные за спиной заботливыми руками медсестры, он писал строчку за строчкой и улыбался про себя: так все это было непохоже, на его обычно ровный, безупречно - каллиграфический почерк... Строчки расползались по тетрадке вкривь и вкось, словно опьянели.
 
На лбу выступил холодный пот, становилось трудно дышать, что-то резко кольнуло в боку. Доктор, смотревший его сегодня, ничего не сказал ему, улыбался, качал головой, похлопал по руке, потом что-то негромко медсестре. Та нахмурилась, кивнула, исчезла куда-то на мгновение, потом вернулась с пробирками, иголочками, стеклянными палочками... Все эти загадочные стекляшки забавно искривляли пальцы, ногти, делая их толстыми, похожими на сосиски... Сестра ловко уколола палец, он и охнуть не успел, прижала к нему какую-то стеклянную колбочку. "Мешают только!" - с неудовольствием нахмурился он... И так все в голове путается... Вот рифма ускользнула опять! Досада какая! Выписывали бы быстрее... все возятся с какими-то анализами. Простой аппендицит вроде бы... И как же там дальше:
 
Что на дорогу могу сказать?
Привет последний, привет прощальный!
Кто будет помнить, кто будет знать
Слово радости души печальной?..
 
Немного неудачная, неточная рифма в конце строки... Ах, если бы не эта предательская слабость... Все как-то странно на него смотрят сегодня... А за окном опять дождь. Иногда, смотря в окно на серое небо, он забывает, что не в России... Плачущее дождем небо везде одинаково. С той только разницей, что в России зимой не бывает дождя... Снег, его освежающий холод, заменяет мокроту и унылость... Как у него там было написано когда-то:
 
* * *
Так было в сказочной России:
Пушистый снег, холодный час,
О, вечера мои родные,
Сегодня вспоминаю Вас.
 
Несутся маленькие санки
Березы белые бегут.
На молчаливом полустанке
Ищу от сумрака приют.
 
Под песню тонкую печурки
Для чая греется вода.
Я с памятью играю в жмурки:
Ловлю минувшие года.
 
Но на чужом, на незнакомом
На непонятном языке
Поет о чем-то перед домом
Ребенок с куклою в руке
 
И сразу боль в душе проснулась.
Погас опять мгновенный свет:
Глаза и сердце обманулись:
России нет, России нет.
 
1926 год
 
Он откинулся в изнеможении на подушки, зажмурился - лучше уж не вспоминать. Сестра что-то тихо спросила по-французски, и не дожидаясь ответа, убрала одну из подушек. Вместо горки получилась яма, в которую он проваливался все сильнее... Что-то кружилось в голове, неустанно звенели молотки, выковывающие: "Ты кто - ты кто? Ты куда - ты куда?" Он пробормотал в ответ строчки из стихотворения:
 
Я - дерево, стоящее у края,
Где времени скудеет полоса.
Стою на грани, жизнь благословляя,
И многих птиц я знаю голоса...
 
(Из стихотворения "Я - дерево". 1928).
 
Строчки, замирая, звенели где-то легким эхом, а он чувствовал, что без всяких усилий поднимается вверх, хотя дышать становилось все труднее. Он ощущал на ладонях какой-то холодок... непонятно. Дождь? Снежинки?.. Слезы? Чьи? Этой стройной медсестры с серо-зелеными глазами?.. Какой легкой оказалась эта "дорога к теням" (выражение из стихотворения Вл. Диксона), которую он как бы угадал раньше. Так все странно! Страннее не бывает. Он увидел, как на васильковое поле, огромное сине-зеленое, падает хлопьями мягкий и чистый снег, и обрадовался: "Вот я и дома, наконец-то, в России, на этом бесконечно родном поле..."
 
Он с облегчением выдохнул: вот и окончен его путь звездного странника, жившего так долго без Родины.
 
Этот выдох был последним.
 
Владимир Диксон родился 16 марта 1900 года в г. Сормове Нижегородской губернии. Отец его, Вальтер-Франк Диксон, американский гражданин, приехал в Россию работать инженером-строителем на заводах Сормова в 1895. В 1898 году он женился на Людмиле Ивановне Биджевской. В 1900 году семья Диксонов, вместе с трехмесячным сыном Владимиром, переехала в Подольск, Московской губернии, где отец работал инженером в компании "Зингер".
 
Воспитанием Владимира занималась мать и, позднее, гувернантка-француженка. В девять лет он, ученик Подольского реального училища, свободно владел французским языком, писал стихи на русском. В 1917 году он продолжил учебу в Америке. Там в 1921 году окончил технологический институт (в штате Массачусетс), а в 1922 - Гарвардский университет со степенью магистра. Около года Владимир работал в компании "Зингер", а в 1923 году, приняв предложение компании, становится ведущим инженером в одном из ее крупнейших филиалов, в Париже.
 
В Париже он много писал и переводил стихи молодых русских поэтов-эмигрантов на английский язык. Ему много помогал советами литератор и переводчик князь Дм. Шаховской, один из его самых преданных и верных товарищей, оказавших на мировоззрение молодого писателя большое влияние. Он познакомил Владимира с обширным кругом писателей и литераторов, составлявших центр интеллектуальной среды "русского Парижа": Дм. Святополк-Мирским, Алексеем Ремизовым, Владимиром Набоковым, высоко ценившим талант Владимира Диксона как поэта - прозаика, "имевшего образный, чистый язык и поэтический голос" (В. Набоков. Из рецензии на сборник рассказов Вл. Диксона "Листья" 1927г.)
 
В журнале русской литературной культуры "Благонамеренный" (Брюссель 1926 г. No. 2), Диксон публикует статью о книге Дм. Святополк-Мирского "Современная русская литература", где впервые предстает перед публикой, как критик, умеющий блестяще анализировать и обобщать. В этом же издании Дм. Шаховского публикует он и свои стихи.
 
В поэтическом мире Владимира Диксона, человека глубоко религиозного, значительную часть занимают стихотворения духовного плана, в которых отразились, прежде всего, мучительные поиски смысла жизни и нравственного пути самого автора. Много стихотворений посвящено России, родине его детства. Он взрастил и воспитал в душе своей какую-то особо трепетно-теплую любовь к этой покинутой земле и все, что не Россия, то для Диксона - духовная "чужбина", пустыня. Россия для него - это обетованная земля, "земля вовек святая"...
 
Алексей Ремизов, один из близких по духу Диксону людей, вспоминал о своих встречах с ним в Париже, об их шестилетней дружбе: "Нас соединила Россия и книги. Все часы после службы он посвящал ученью. Бретонские легенды и Византия, мне близкое, занимали и его, и наши свидания заполнялись кельтами и византийскими веками. Пытливость и жажда знания меня трогали в нем, а еще и - сердце. В первый раз, когда он пришел ко мне, я подумал, глядя на его глаза: "Вестник с опущенными крыльями!" И за шесть лет нашей дружбы я понял его и благословил его приход" (Цитируется по публикации журнала "Наше наследие" No.4. 1991 год). Ремизов связывает увлечение Диксона историей Бретонии и Ирландии, увлечение глубокое, почти научного характера - он обработал и переложил на современный русский язык цикл легенд, посвященных бретонским святым, - с историей рода Диксона: по отцовской линии предки его были шотландцы, и один из них за верную службу королю Вильгельму III Оранскому был одарен землей в Ирландии!
 
Но самому поэту виделась во всем этом неуловимая духовная связь с Россией. "Эта связь идет не во времени и не в крови, - говорил он, - а как-то под временем и в духе. Особенно эта связь сильна в понимании святости; в понимании жизненности веры; в какой-то неисчезающей, неизъяснимой надежде. И нечто совсем русское чувствуется мне в судьбах и страданиях бретонских святых..." (Вл. Диксон. Стихи и проза. Париж 1930г). В 1924 году в Париже был издан сборник стихов "Ступени", очень благожелательно встреченный русскоязычными читателями, а в 1927 году - книга прозы, уже упомянутые "Листья".
 
Все они были выпущены издательством "Вол", основанным Владимиром при серьезной поддержке его друзей и родных.
 
У издательства и молодого автора было много блестящих планов: издавать переводы, ежемесячное литературное обозрение - журнал.
 
Сам Владимир задумал перевести на английский с юности обожаемого им Блока. Но всем этим планам не суждено было осуществиться. Поэта, "одаренного всем, что есть у Бога" (по словам А. Ремизова), Бог же и призвал к себе неожиданно.
 
17 декабря 1929 года в Американском госпитале Парижского предместья Нейи-сюр - Сен Владимир Диксон умер на 10 день после операции аппендицита от эмболии (нарушение кроветворения ведущее к образованию тромбов в организме, отеку легких). Похоронили его в американском городе Пленфилд, где жили родители. Парижская газета русских эмигрантов "Последние новости" поместила 22 декабря 1929 года некролог памяти Владимира Диксона, где назвала его "значительным, истинно русским поэтом с особым, глубоким даром проникновения"...
 
В 1930 году, стараниями близких и друзей Владимира, при участии А. Ремизова, Дж. Джойса и Макса Жакоба был выпущен сборник "Стихи и Проза", с предисловием Ремизова.
 
В сборник вошло все написанное Владимиром Диксоном в 1926-29 годах: сказки, цикл бретонских легенд, переложения жития святых, стихи, рассказы-миниатюры о детстве, живо воссоздающие уклад той, далекой, прежней, до 17-го года, России... В книге, оформленной рисунками самого Владимира - у него были неплохие способности и в этой области, - бережно собраны все фотографии Диксона, дан указатель всех произведений из трех его сборников с датами и местом их написания.
 
В гроб его положили лепестки розы из смертного венка Александра Блока - любимейшего его поэта. И горсточку земли с материнской родины, где он родился, где была его тихая и счастливая пристань в таком недолгом путешествии по Земле.
 
Плакал холодный дождь, окутывая его мягкой пеленой невозвращения... Казалось, капли выстукивали ритм строчек, написанных им в порыве тоски, что всегда у настоящих поэтов сродни предчувствию и предвиденью:
 
А на земле останется за мною
Лишь слабый свет моих немногих слов,
Как снег, упавший тонкой пеленою
В прозрачной дали долгих вечеров...
 
1929 год.
 
В сумерках слабо виднелись, сквозь разорванные ветром облака, огоньки первых звезд. Они зажигались, как свечи, приветствуя гостя, "случайно задержавшегося в земных далях" и обретшего, наконец, свою "небесную родину" (выражения Диксона - автор). Навсегда. Звезды-свечи подмигивали ему, будто улыбаясь. Они-то знали, что так бывает со всеми настоящими Поэтами. Рано или поздно. Так уж устроено Богом.
В основу данной краткой статьи- эссе положен материал публикации журнала "Наше наследие", No.4. 1991 год. "Вл. Диксон: "Верю в Родины потерянную силу".
 
_____________________
 
Макаренко Светлана. (Princess).
Член МСП "Новый Современник"
Член Профессионального Союза Писателей.
Дата публикации: 15.04.2008 09:29
Предыдущее: Граф Василий Алексеевич Комаровский. " Поэт, поистине воздушный…"Следующее: Елена Александровна Пушкина фон дер Розенмайер. "Капелька Пушкинской крови". Эпизоды Жизни и Судьбы.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Злата Рапова[ 16.04.2008 ]
   Красивая работа и прекрасные стихи! Замечательное исследование!
    Поздравляю Вас с новым ярким исследованием!
    С уважением, Злата Рапова

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта