Разбираемое произведение: "Чувства" Автор Любовь Сказкина. Оригинал произведения:
Текст произведения: - Я прибегу через сорок минут, – пообещал он, – будь готова. …Прошло сорок минут. Я, абсолютно готовая к вечернему выходу в свет, сижу в прихожей на табуретке и грызу семечки. В душу, не сразу конечно, а постепенно, с каждой разгрызанной семечкой, начинают закрадываться подозрения – звонка в следующие сорок минут ждать бесполезно. Решительно встаю и беру курс прямо на телефон. Понимаю, подло и глупо скандалить в его день рождение, но меня уже не остановить – номер набран. Один гудок, второй, третий… - Я уже бегу! – раздается голос на том конце провода. Он подозрительно доволен. Непонятно только, чем? - Где ты? – я на взводе. - Я бегу, – говорит он. Надо же, какое спокойствие! Все, мое психологическое равновесие пошатнулось. - Где ты бежишь? – рявкаю я, усиленно жестикулирую, и кулек с семечкиными скорлупками оказывается на полу. - Я выбегаю! – восклицает он. Хоть какие-то эмоции! - Так ты бежишь или выбегаешь? – я в бешенстве. Он окончательно заврался. - Я выбегаю и бегу! - А зачем врешь, что уже бежишь?- я немного притихла и решила все же добраться до истины. - Я уже одеваю куртку! - Значит, ты еще не выбежал? Почему? – внутри снова начинает все вскипать. - Да я забежал к Димке на две минуты: он мне кружку подарил. Я даже не раздевался! – оправдывается. - Если ты не раздевался, зачем тебе еще одна куртка?- так глупо проколоться может только он. Опять врет! Подлец! Но я довольна, что раскусила его. - Слушай, ну хватит, я уже бегу! – раздается голос из трубки. Ненавижу, когда со мной разговаривают в таком пренебрежительном тоне. - Слушай ты меня: я тебя предупреждала, что еще одно твое опоздание и… - я серьезно разозлилась и готова на все. - Предупреждала, – тяжело выдохнул он. До него дошло, что на этот раз вымолить прощение не удастся. - Можешь не приходить! – отрезала я. - Хорошо. Я слышу короткие гудки и кладу трубку. Забегаю в комнату. Даже не пытаюсь сдержать слезы – все равно не получится. Чего уж там, рыдаю в голос. Проходит минуты три. Начинаю с неистовой силой пинать по комнате коробку от его подарка, благо сам подарок не попался мне на глаза - он уже занял свое почетное место на полочке. Какой широкий жест – в свой день рождения подарить мне подарок! Кому вообще нужны его жесты, подарки? Да сам он тоже не очень-то надобен! От идеального макияжа, на который было потрачено два часа, не осталось и следа. Я была такая красивая! А сейчас такая уродина: глаза красные от слез, а все лицо черное, от туши. Ярость немного притупилась, исключительно благодаря коробке. Медленно опустившись на стул, я стала думать о том, что он с Димкой будет пить и веселиться, а я буду смывать макияж и догрызать семечки – их там целое блюдце. Прошло восемь минут. Да, я считаю! Может, перезвонит? Звонит. У него хватает наглости на это? - Ну, ты чего? – он расстроен. - Ничего, – меня утомила моя же истерика. - Я сейчас прибегу. Ладно? – с надеждой вопрошает он. - Так ты еще не бежишь? – спрашиваю я расстроено. Ну что за человек! - Ты же сама сказала, чтобы я не прибегал! – я поняла – он издевается. Коварный! - Зачем же ты хочешь прибежать? – я начинаю раздражаться: мы никогда не поймем друг друга. - Я хотел провести этот вечер с тобой! – промурлыкал мне в трубку он. Приятно конечно, но зачем тогда все портить? Загадка! - Мммм… – я сомневаюсь. - Я бегу! – его голос полон решимости. - О, я думала, что пока мы разговариваем, ты уже прибежал!- я разочарована. - Все, сейчас прибегу! – видно, ему надоело ругаться. - Через 10 минут, чтобы был у меня, – я добрею, но стараюсь этого не показывать. - Через 20. Он еще и торгуется. Совсем забыла – я же уродина! Нужно как-то регенерировать макияж! У меня всего 20 минут! Звонит телефон: - Я прибежал, – он явно горд собой. - Так прошло же всего 10 минут, я не накрашена! Он все делает мне назло! - Ну, так получилось, я быстро бежал, – он немного растерян: не понимает, чем я сейчас недовольна. - Подождешь, – отвечаю я. Строго, но справедливо! - Ты скоро? На улице 20 градусов! Холодно! – он умоляет меня о пощаде. - Я уже бегу, дорогой! ___________________________________________ ___________________ Обзор работы "Чувства" Автор Любовь Сказкина 1. Общее впечатление Странные «чувства» вызвала ваша работа, дорогой автор. С одной стороны, написано с иронией и где-то даже с юмором, и читается достаточно легко. С другой стороны, показалось «затяжным» по своей сути, каким-то детским и несущественным выяснение отношений двух героев. Так и хочется вмешаться и воскликнуть: «Ребята, перестаньте дурью заниматься», а нам – так долго об этом читать. Но, очевидно, речь идет о молодых людях, находящихся только в начале своего жизненного пути, еще не научившихся строить отношения. Герои рассказа вообще не очень-то и задумываются над тем, а что же это такое – «отношения двух людей». Но остановимся на том, что работа – шутливый взгляд со стороны на то, что случается в жизни, а такого рода «диалоги», действительно, часто имеют место быть, как, впрочем, и множество других диалогов, и это решать автору, какие из них представляют с его точки зрения литературную ценность, а какие – нет. Поэтому маршируем к анализу самого текста. 2. Название Слово «чувства» настраивает на что-то серьезное, чувственное, глубокое. В данном же случае название, скорее всего, шутливое и звучит помпезно для такого текста, если подразумевать под «чувствами» любовь, но вполне уместно, если приравнивать «чувства» (что совершенно правомерно согласно словарю Ожегова) к эмоциям и переживаниям. Тогда название почти оправдано, почти, но не совсем. Не исключаю, что стоит подумать и над более точным или очевидно шутливым названием, соответствующим стилистике самого рассказа (напр., как варианты: «Любовный марафон», «Бег на месте», «Стой там – иди сюда» и т.д.) 3. Тема (идея), сюжет Понятно, ситуация почти типичная, как и сам диалог: влюбленные молодые люди должны встретиться и провести вечер вдвоем где-то вне дома по случаю дня рождения одного из них. Но из-за непунктуальности молодого человека и взрывного характера истеричной девушки создается конфликт на пустом месте, равнозначный почти трагедии. Но хорошо то, что хорошо кончается: они встречаются, и вечер удался. Итак, перед нами почти поучительная история из цикла «Стой там – иди сюда» или «Что надо делать, чтобы разрушить отношения», а любой психотерапевт снисходительно улыбнулся бы, поправил очки и спросил влюбленного юношу: «И Вам это надо?». Нет-нет, не подумайте, я не защищаю недисциплинированного молодого человека, я просто пытаюсь представить эту юную особу через несколько лет – интересно, изменится ли она? Или образуется пара «истеричка и истеричкин муж» - очень типичная для нашего общества. Но это, как Вы понимаете, чисто субъективные рассуждения по теме рассказа и с ними можно не соглашаться, главное, что персонажи – типичные и ситуация распространенная, что делает зарисовку актуальной. Если же говорить в целом, не затрагивая суть (ведь правда у всех своя), а только анализируя, как автор работает с темой, то можно сразу сказать, что рассказ «горизонтальный», т.е. особых глубинных мыслей не несет, вертикаль в нем не выстраивается, все поверхностно, как и сами чувства. Но, заметьте, это не является недостатком, т.к. это зарисовка, шутливый эпизод, и задачи «глубоко копать» автором не ставится. Тогда что же является «объектом» данной работы, если не тема, если не «чувства». А темой, на мой взгляд, является попытка показать ВСПЛЕСК – всплеск эмоций и переживаний, показать бурю в стакане воды, когда юношеская категоричность и неуравновешенность провоцирует ссоры. Ну, что ж, тогда дело за виртуозностью в плане формы, а именно: ритма, удачного диалога, точности подобранных фраз и лаконичности в изложении «сложных мыслей». Смотрим. 4. Форма, художественные приемы В целом диалог, а рассказ построен полностью на диалоге, достаточно однообразен и затянут. Бесконечный однокоренной ряд – «прибегу», «выбегаю», «бежишь», «выбежал», «прибегу», который порой может только украсить работу и «сыграть автору на руку», создавая определенный ритм (с повторами вообще можно очень неплохо работать не только создавая «мелодику» в рассказе, но и делая разные смысловые акценты), здесь бесконечно утомителен: ритма он не создает, что-то иное, кроме как «бежать» в прямом смысле, не привносится. Слово «бежать» можно было бы шутливо обыграть какими-то фразеологическими оборотами (бежать по кругу, бежать как белка в колесе, чем сильней ты бежишь, тем крепче стоишь на одном месте и т.д.). Это усилило бы смысл, добавило бы яркости и юмора, и даже «наносного» трагизма, так необходимого здесь в стилистике создания героев ситуации. Вообще диалог в любом рассказе (прозе) – вещь непростая по форме (содержание не берем): он должен быть слышимым, емким и «живым». При этом это не значит, что мы снимаем кальку с диалога в реальности – если это сделать (а этим страдают многие начинающие авторы), получится ужасный ужас, диалоги не читаемы! Мастерство заключается как раз в том, чтобы живая разговорная речь прошла художественную «обработку» и перешла на бумагу, создавая «иллюзию» разговорной. Это отдельная тема, можно читать лекцию. Вернемся к нашим баранам и нашему диалогу. Если убрать длинноты (напр., подсократить подробнейшую историю с курткой, эту торговлю с 10-20 минутами в конце рассказа), то структурно фразы «звучат» нормально: короткие, «торопящиеся», суетливые, возмущенные – настроение неплохо передается, передается и эмоциональное «кипение» барышни. Теперь пройдемся частично по самому тексту. …абсолютно готовая к вечернему выходу в свет, Звучит не иронично, как хотелось бы, а комично, похоже на «кальку» из разговорной речи с претензией на что-то помпезное, особенно «выход в свет» с последующими за этим семечками. -Где ты? – я на взводе. - Я бегу, – говорит он. Надо же, какое спокойствие! Все, мое психологическое равновесие пошатнулось. Мое психологическое равновесие пошатнулось – фраза нелепая, опять звучит комично и даже нелогично, оно пошатнулось у барышни не от спокойствия ее друга, а раньше – в процессе его ожидания, и разговор она начинает уже на взводе, т.е. уже «хорошо пошатнувшись». -Где ты бежишь? – рявкаю я, усиленно жестикулирую, и кулек с семечкиными скорлупками оказывается на полу. А эта ее реплика вполне удачна и к месту, и жест видимый, и семечки - хорошо. и кулек с семечкиными скорлупками оказывается на полу. – Лучше упростить эти нескладные «семечкины скорлупки», напр.: и кулек с семечками мгновенно летит на пол (оказывается на полу). - Я выбегаю! – восклицает он. Хоть какие-то эмоции! Ага, скажет психотерапевт, значит, барышню бесит чужое спокойствие, ей надо «вывести» партнера из себя. Логика такая: будут эмоции – будет свидетельство его чувств. Это диагноз! – ОК, допустим. Но дальше больше! - Так ты бежишь или выбегаешь? – я в бешенстве. Он окончательно заврался. - Я выбегаю и бегу! - А зачем врешь, что уже бежишь?- я немного притихла и решила все же добраться до истины. Здесь начинается длиннота, о которой говорилось выше, начинается кропотливая мелочность, которая 1. так портит отношения, 2. которую ненавидят мужчины, 3. которая портит впечатление от всего рассказа, т.к. любые длинноты и мелочность все портят. Историю бегу-выбегаю-врешь-не выбежал-куртка, эта ловля на словах, подобна словесной шелухе от семечек – мусор! Хорошо бы все сжать до нескольких пусть и едких замечаний со стороны барышни, но четких и метких, емких, иначе хочется поморщить лоб от бытовухи. - Слушай ты меня: я тебя предупреждала, что еще одно твое опоздание и… - Тут вообще пошла «разборка» и, думаю, ни один уважающий себя юноша или мужчина не позволил бы, чтобы с ним так разговаривали. Но ладно, предположим, у них такая форма общения, но диалог из «поведенческого» легкого и ироничного превращается в житейские «необработанные» будни. Это можно назвать нарушением стилистики рассказа. До него дошло, - плохо, грубо, разг., нарушение стилистики. Да сам он тоже не очень-то надобен! – «надобен» – нет такого литературного слова, если сохранить «авторскую» манеру письма, то пусть уж будет: Да и он сам не очень то и нужен! - Ну, ты чего? – он расстроен. И далее идет вновь словесное провисание: чего-ничего-прибегу-не бежишь-сказала-не сказала и т.д., которое хотелось бы подсократить до чего-то более существенного, смешного и емкого. В конце рассказа хочется, наконец, вздохнуть и сказать: Слава Богу, встретились! Ура! 5. Общие выводы Чтобы не повторяться в том, что уже было сказано выше, лишь добавлю, что хорошо бы с текстом как следует поработать. Ведь дело-то не в том, что молодой человек опаздывает или врет, а в том, что его барышня с таким характером всегда найдет что-то, за что можно зацепиться и высказать свое особое мнение. Вот в этом-то и есть суть конфликта, конфликта не частного, как показано в этом рассказе, а более крупного, который потом перейдет и на всю жизнь. Поэтому рекомендую, сохраняя ироничный стиль рассказа и его динамику, 1. «причесать» текст, а именно убрать словесные нелепости и длинноты, 2. ввести для яркости парочку удачных фразеологичеких оборотов со словом «бежать», 3. слегка обозначить (две-три реплики) еще какие-то насущные для молодых людей темы, где расстановка сил сохраняется, т.е. барышня опять «контролирует» ситуацию, а молодой человек сдается свои позиции и, наконец, 4. может, барышню сделать менее истеричной? И все-таки, чем рассказ хорош? Своей несомненной динамичностью, иронией, неплохим потенциалом в построении диалогов. Спасибо за понимание. Удачи, творческих успехов, С уважением, Ваш Критик 4 |