Многим кажется, что сочинение музыки - Божий дар: либо дано, либо нет. Что ж, отчасти это правда. Людей, по-настоящему творческих, страстно жаждущих преодолеть серую повседневность, действительно очень мало (раз вы открыли эту книгу, вы, вероятно, один из них). Но уверяю: если вы музыку любите и чувствуете - вы можете научиться ее сочинять. Для этого существуют специальные приемы, которые я и попытался изложить в этой книге. ЧТО НАМ ПОНАДОБИТСЯ К сожалению, неизбежны некоторые материальные затраты. Под рукой необходим многоголосный инструмент – то есть такой, на котором можно одновременно извлечь несколько звуков. Лучше всего – фортепиано, но неплохо справится также баян или аккордеон, гитара и… и всё, пожалуй. На смычковых многоголосие сильно ограничено, духовые для этих целей не годятся вовсе. А самое лучшее – синтезатор или компьютер с какой-нибудь музыкальной программой (типа Cakewalk, Cubase) и MIDI-клавиатурой. Электронный инструмент хранит в памяти сыгранные ноты, и работать с ним очень удобно. Некоторые композиторы способны сочинять в голове, без инструмента – но такой навык приходит лишь с опытом. Так что очень хорошо, если вы имеете один из упомянутых инструментов и владеете приемами игры на нем. Если нет – задача усложняется… А дальше вопрос тонкий и щекотливый: нотная грамота. Дело в том, что немало замечательных композиторов нот не знают (ярчайший пример – Пол Маккартни ). Следовательно, знание нот необязательно… Но в таком случае и говорить нам не о чем: мастера, подобные Маккартни, уникальны, их опыт не обобщить. Чтобы учиться у сэра Пола, нужно изловить его в темном переулке, накачать пивом до нужной кондиции – и спросить: - Как ты это делаешь, старик? Не уверен, что этот способ вам доступен… Поэтому очень советую тем, кто нотной грамоты не знает – всё же изучить ее (это вовсе не трудно). Здесь я элементарной теории касаться не буду: есть масса учебников. Могу лишь проявить нескромность и посоветовать мой самоучитель "Книга о гитаре" – там эта тема дана подробно и почти без занудства. Итак, предположим, азы вам известны: названия нот, их место на нотоносце в скрипичном и басовом ключах (а также на клавиатуре или на грифе гитары), длительности, паузы, интервалы, знаки альтерации. Поехали дальше. ...... (Это начало моего учебника "Сочинение музыки. Пособие для начинающих композиторов", выпущенного издательством "Композитор" в 2007 году. Подробная информация - на моем сайте) |