По неоконченному роману Арсения Дежурова. СЦЕНА 1 Ровный красивый асфальт. Старые сероватые пыльные колеса автомобиля без дисков. С рокотом машина трогается. Скорость увеличивается. Камера поднимается. Это белые «Жигули» шестой модели. Выставив локоть в открытое окно, рядом с водителем сидит мужчина. Это Ярослав. На нем дорогая черная футболка и джинсы, черные мокасины, бликует пряжка на ремне. Водитель одет проще. На заднем сидении – девушка, Алина. Она весело разговаривает с водителем. Разговор не слышен. Камера смотрит на город глазами Ярослава. Много людей, детские коляски, собаки на поводках. Ярослав равнодушен. Он докуривает сигарету и щелчком выбрасывает на дорогу. Ярослав смотрит на водителя, потом на Алину. Ему тоскливо. Он достает пачку дорогих сигарет, но она пуста. Он выбрасывает ее в окно. Водитель заботливо протягивает ему пачку «Пегаса». Ярослав берет ее, но сигарету не достает. Через минуту он бросает пачку на торпеду и отворачивается к окну. Он представляет себя умирающим: вот по лицу внезапно пробежала судорога, вены набухли и посинели, тело бьется в конвульсиях. Водитель резко выворачивает руль, машина останавливается посередине дороги. Алина кричит, выскакивает из машины, открывает дверцу с его стороны. Водитель хватает его за плечи, чтобы сдержать конвульсии. Алина обнимает его за щеки и что-то кричит. Звука нет. Все машины останавливаются, люди тоже. Конвульсии прекращаются, тело в изнеможении расслабляется. Алина беззвучно визжит. Ярослав изумленно выхватывает из общего потока вывеску «ЗОООБЪЕДИНЕНИЕ». Он поворачивается в кресле ей во след. Потом резко разворачивается к Алине и понимает, что она ничего не заметила, увлеченная разговором с водителем. СЦЕНА 2 Ярослав вспоминает: спальня в светлых тонах. На высокой кровати лежит раскрытый чемодан. Алина в коротком банном халате складывает вещи: мужские рубашки, юбки; на миг уходит в ванную комнату, возвращается с женским и мужским шампунем, аккуратно убирает баночки в пластиковую косметичку. Из комода достает документы: паспорта, визы, билеты. Убирает их в свою сумочку. Проверяет кредитные карты в бумажнике. Она напряжена, оглядывает комнату в поисках забытых вещей. Входит Ярослав, до этого наблюдавший за девушкой через приоткрытую дверь. Алина вздрагивает, но тут же начинает радостно улыбаться и жестикулировать: - Я собрала наши вещи. Твою любимую рубашку взяла! - Которую ты терпеть не можешь? – усмехается Ярослав и подходит к кровати. Алина подбегает к чемодану: - И брюки твои белые. Только, наверное, в них жарко будет? А в Греции бывает холодно? - Угу. Зимой. Ярослав кладет в чемодан маленький том с золотыми буквами «Плутарх» и закрывает его. Щелкает замками. СЦЕНА 3 Кафе в аэропорту. Алина сидит, закинув ногу на ногу, кончиком туфли водит по ножке стола. - Представляешь, сколько мы всего пропустим из-за этих забастовщиков? Вдруг, вот как раз за пять минут до нашего приезда из отеля выпишется Роберт де Ниро? Алина ставит локоть на стол, упирает подбородок в ладонь и наблюдает за семейной парой с двумя девочками. Девочки ссорятся, мать пытается их успокоить, отец выхватывает чемодан и куда-то уходит. Вся семья устремляется за ним. Ярослав встает, достает из чемодана Плутарха, садится обратно: - Я тебе пока почитаю. Алина не отвечает, глазами ищет другой объект для наблюдения. Ярослав открывает книгу посередине и начинает читать, с вдохновением выговаривает слова. За соседним столиком воркует молодая пара: гладят друг другу руки, перегибаются через стол, чтобы поцеловаться, резко смущенно одергиваются. - Хватит! - выкрикивает Алина. – Надоело. Пара удивленно на нее косится. Ярослав ошеломленно вскидывает голову. Он представляет: Алина вскакивает и срывающимся на крик голосом говорит: - Достал ты меня уже! Не мужик, а учебник! Найди себе библиотекаршу, наконец, и оставь меня в покое! Алина хватает свою сумку, сумка цепляет все, что есть на столе. Алина вскакивает, опрокидывает стул и уходит, стуча каблуками. - Сумку оставь, дура! – кричит ей Ярослав. – Там билеты и ключи от квартиры. Ярослав приходит в себя и видит перед собой напряженное лицо Алины: - Что ты имеешь ввиду? Алина указывает пальцем на книгу: - Ты хотя бы объясняй попутно. Не фига же не понятно. Откуда взялись пятьдесят триер? - Это не главное, деточка! – Ярослав облокачивается о спинку стула. – Ты на сам стиль посмотри, в ритм вслушайся, а не математикой занимайся. Алина с сомнением кривит губы: - На что? Не заметила я здесь стиля. Да и смысла тоже. – Алина щелкает по книге. – Не знала бы, что он помер, так решила бы, что он это написал, что бы здравомыслящих людей позлить. - Тебя что ли? – хмуро вопрошает Ярослав. - Хотя бы. Ярослав закрывает книгу и переводит взгляд на чемодан, потом на Алину, грызущую соломинку от сока. Объявляется посадка. СЦЕНА 4 Номер в отеле. Сумеречно из-за штор. Постель не заправлена. Ярослав босой, в свободных штанах. Он берет с подноса яблоко и выходит на большой балкон. Опирается локтями о перилла и смотрит на отдыхающих. Внизу у бассейна в шезлонге загорает Алина. Ярослав возвращается в номер, бросает надкусанное яблоко обратно в вазу, тяжело ложится в постель и закрывает глаза. СЦЕНА 5 Ярослав стоит на балконе и смотрит на закат. Черным силуэтом выступает остров. Рядом стоит Алина. Она грызет яблоко и тоже смотрит на закат. Ярослав представляет: Алина поворачивает к нему грустное лицо, ее волосы развиваются от вечернего бриза, глаза блестят от навернувшихся слез. - Все-таки ты не похож на Сашу. Совсем не похож. Мой брат был лучше. Никто на него не похож. Он не должен был умирать. - Нет, ну серьезно? – вопрошает настоящая Алина. - Извини, что? – переспрашивает Ярослав. Она улыбается и повторяет: - Если каждый день смотреть на закат, то, наверное, можно избежать катаракты? Или рака кожи? Ярослав пожимает плечами: - Возможно. - Ну, у твоих греков было много болячек? – Алина поворачивается к нему всем телом. - Не знаю? – Ярослав не расположен к разговору. - Пойдем спать, - тихо предлагает Алина. - Иди, я сейчас приду. Ярослав приходит через час. Он ложится спиной к Алине, но она обнимает его. Ярослав никак не реагирует и делает вид, что засыпает. Вместо этого он смотрит на небо через тонкие шторы. СЦЕНА 6 - Я бы хотела, чтобы ты хоть один день провел со мной, а не с этим изгнившим стариком, - Алина указывает взглядом на томик Плутарха. - Мне нехорошо, - тихо говорит Ярослав, стараясь повыше натянуть простынь. - Тогда я останусь с тобой, - Алина ставит пляжную сумку на пол и садится на кровать. - Не надо, меня так совесть будет мучить. Мне только полежать надо. Акклиматизация, наверное. - Ну, ладно, - Алина целует его в щеку и встает. – Но если тебе что-нибудь понадобиться – позвони. - Позвоню. Алина уходит. Через минуту Ярослав вскакивает, надевает сандалии, белую футболку, берет бумажник и фотоаппарат, поминутно косясь на дверь. Он отключает свой сотовый телефон и убирает его в ящик комода. СЦЕНА 7 Босые ноги шлепают по асфальту, белые брюки запылились. Камера поднимается – это Ярослав. В одной руке он несет сандалии, в другой – фотоаппарат. Он что-то замечает на стене дома. Подходит, упирается носом в стену. Местные жители смотрят на него подозрительно. Дети показывают пальцем. Ярослав фотографирует что-то замеченное им на стене дома и идет дальше. СЦЕНА 8 Ярослав в музее. Он заворожено смотрит на какую-то малоизвестную статую, неосознанно принимая позу изображенного мужчины. Он тянет руку к статуе, но его окрикивают. Ярослав вздрагивает и, приняв виноватое выражение лица, поворачивается на голос. Это грек-смотритель, он что-то говорит на своем языке и указывает на ноги Ярослава. Ярослав опускает глаза и видит, что он босой. Во избежание дальнейших обвинений в непочтительности, Ярослав обувается. Через несколько метров он видит целующуюся пару и оборачивается в поисках смотрителя, но грека нигде нет. СЦЕНА 9 Ярослав поднимается в гору. Ему жарко и тяжело, мускулы напрягаются при каждом движении, ветер пытается сбросить его с тропы. Какая-то туристка быстро спускается, бижутерию и сотовый телефон на шнурке рвет ветер. Она громко ругается. За ней еле поспевает низенький мужчина в белой панаме и с видеокамерой. Двое толстых мужчин сидят у тропы, обливаются водой из бутылки и ругаются на украинском. Рядом с ними – японец, у него в руках точно такая же бутылка с водой, как и у украинцев. Ярослав глубоко вдыхает, обматывает шнур фотоаппарата вокруг ладони, сплевывает песок и идет дальше. Его кто-то толкает, и он падает. Встает и понимает, что перед ним стена, он прижимается к ней всем телом, лицом, ладонями. Фотоаппарат стучит о стену. Он пытается поднять голову вверх, но песок тут же режет лоб и глаза. Он зажмуривается. Видно, как песчинки забиваются в черные ресницы и мелкие морщинки. Глаза начинают слезиться. Кулаки сжимаются. Он пытается поднять голову еще раз, но прячет лицо даже быстрее, чем в первый раз. СЦЕНА 10 Ярослав в Тезейоне. Он сидит на каменной скамье, облокотившись на широко расставленные ноги, босой, брюки подворочены, фотоаппарат болтается на шнурке. Он потерянно смотрит по сторонам. Видит группу старушек в разноцветных бриджах с голубыми волосами. Они щелкают фотоаппаратами, весело щебечут, показывают руками на все мало-мальски интересное. Под оливой сидят две полные американки в обтягивающих брюках и топах. Одна напряженно смотрит прямо перед собой и иногда чешет подмышку, другая что-то ей выговаривает. Она широко раскрывает рот и боится сделать лишнее движение, только время от времени дергает правой ладонью. На груде обломков сидит мужчина лет шестидесяти, в вороте расстегнутой рубашки видны седые волосы. Во всей фигуре угадывается неплохая мускулатура, но не жир. В левой руке – темные очки, правой он обнимает юношу лет двадцати пяти. Взгляд пожилого мужчины обреченный, левая рука непринужденно теребит очки, правая медленно оставляет юношу. Парень хочет повернуть лицо к мужчине, но отдергивает голову. Его спина напряжена. Раздаются свистки сторожей. Ярослав поспешно встает и уходит. СЦЕНА 11 Ярослав на рынке. Он останавливается и заворожено смотрит на продавца жареной кукурузой. Его кто-то окликнул, он повернулся и видит, что стоит возле магазинчика аксессуаров. Продавец показывает ему кошельки, перчатки, ремни. Не задумываясь, Ярослав покупает первый попавшийся ремень и подходит к торговцу кукурузой. Тот сразу же начинает предлагать ему свой товар. - Знаете, - Ярослав смотрит на листочек с ценой. – Моя жена всегда торгуется. ( по русски) Он усмехается и протягивает продавцу деньги: - Сдачи не надо. СЦЕНА 12 Ярослав идет по вечернему городу, босой, с пакетом кукурузы в одной руке и фотоаппаратом в другой. Он останавливается у входа в парк и смотрит на памятник Байрону. Его взгляд задерживается на фигуре Байрона, по лицу пробегает тень отвращения. Ярослав не заходит в парк. СЦЕНА 13 Номер в отеле. Алина и Ярослав ругаются. Алина плачет, у нее истерика. Ярослав гневно кричит. Через некоторое время он крепко прижимает ее к себе, гладит по спине, что-то шепчет в волосы. СЦЕНА 14 Алина и Ярослав стоят на балконе, смотрят на закат и едят кукурузу. Ярослав смотрит на спину Алины, на голую пятку согнутой в колене ноги. Потом на уходящее солнце. СЦЕНА 15 Алина и Ярослав упаковывают вещи. - Не влезает! – жалуется Алина, пытаясь запихнуть в чемодан бутылочки с аромо маслами. Ярослав отрывается от упаковки морских ежей в целлофан и подходит к чемодану. Он растопыривает пальцы, чтобы ничего не испачкать и с усмешкой смотрит на вещи: - Переложи что-нибудь. Алина с протяжным вздохом начинает перебирать вещи. СЦЕНА 16 Аэропорт. Алина открывает сумочку, чтобы убрать паспорта, в сумочке лежит «Плутарх». Ярослав поднимает чемодан: - Не верится, что мы наконец-то дома! Давай не будем пока никому звонить, отдохнем ото всех? - Конечно, Ярослав, как хочешь, - Алина закрывает сумку, и они идут к выходу. Камера показывает их вдвоем и постепенно спускается на черные мокасины Ярослава. |