Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Елена Никифорова
Объем: 18721 [ символов ]
КОМУ НЕ НУЖНЫ НОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ?
В последнеее время мы так мало слышим по радио и ТВ новых ярких песен "о главном" на русском языке. Нельзя поверить, что их не пишут вовсе. Достаточно заглянуть на любой литературный или музыкальный сайт, чтобы убедиться в их необозримом количестве.
Так кому же они не нужны? - Только не народу, - отвечу я с полной уверенностью. Ему-то как раз песни о главном необходимы как воздух. Ведь культура и мировоззрение человека в полной мере зависит от того, какие песни вертятся в его голове. И наш мир еще держится потому, что до сих пор поются «старые песни о главном» (даже в ремейках они имеют успех). В них есть смысл и искренние, волнующие слова, этот смысл выражающие: о любви к родной земле, к отчему дому, матери, песни о романтической любви, дружбе, верности. Но ведь уже другой век, и новая эпоха требует новых ритмов и новых песен о главном, чтобы их пела молодежь. А что сегодня? На рынке все заполонили иностранные «синглы». Ведь свято место пусто не бывает. Вот и слушает молодежь английские песни или низкопробную попсу со словами, вроде «…низ живота наполняет любовью». Компьютерная техника позволяет делать качественное звучание музыки и голоса. А вот тексты…увы! - видимо, слеплены «из того, что было» в бедненьком лексиконе. Бытовая рифмованная проза, а порой и вовсе без рифмы, косноязычие в выражении чувств, отсутствие образности, потаенного смысла, наличие блатной, а то и тюремной лексики плюс ко всему грамматические и речевые ошибки, стилевые погрешности в языке текста приобретают типичные формы в большинстве песен, входящих в тот самый «формат», поставленный как заслон перед душевной мелодической песней.
Наши певцы на "Евровидении" будто стыдятся петь по-русски, а если и поют со смыслом, то порой такую открытую пошлость, возводя при этом ее в ранг высоких категорий. Пример тому известные уже всем слова песни лауреаток Интервидения «Серебро» про вертлявую симпатичную «задницу» и новый опус в стиле рэпа «Все будет офигенно», где «…телки будут раздвигать булки…и т.д.». Между прочим, автор этих незатейливых слов разъезжает на «Хаммере», хвалясь тем, что все, что он ни сочинит – имеет успех. Еще бы, ведь тексты направлены на сексуальное возбуждение молодой толпы. Но тогда это что угодно, только не песни для души. Даже Андрей Макаревич, при всем своем величии мастера, сподобился разок "прогнуться под изменчивый мир", написав песню о "шраме на попе любимой"!
Каков же путь нынешней "песни о главном"? Мой вопрос, заданный как-то молоденькой продавщице отдела продаж звукозаписей: «Есть ли у вас новые лирико-патриотические песни?», вызвал у нее растерянность и недоумение. «А спрашивают ли их вообще?» «Да, - наконец был ответ, - перед Днем Победы и Днем защитников Отечества». И покопавшись, предложила хит - «Офицеры» Олега Газманова, где воспеваются офицеры, "матерей пожалевшие, возвратившие живыми сыновей". А как же те, кто, героически исполняя присягу, погибал со всем своим взводом, сражаясь до последней капли крови? А слова «честь не изгадив» впору подпевать лишь десантникам в свой праздник, да и то в о-очень сильном подпитии.
А действительно, кто сейчас пишет лирико-патриотические песни и пишет ли вообще? И если да, то почему их так мало? - А за них не платят, и на них нет госзаказа, - ответит любой малосведущий человек. И будет прав. В былые времена поэт-песенник был на высоте нынешнего олигарха, а сейчас он вроде нищего с протянутой рукой. Я имею в виду не столичных попсовиков, а в основном, провинциальных поэтов-лириков и композиторов, пишущих для народа. Ведь мало написать хорошие стихи и музыку, надо заказать за немалые деньги аранжировку, найти вокалистов, записать их в студии, затем сделать сведение, мастеринг (опять же не бесплатно) и попытаться найти доступ к народу, продвинуть на рынок, что без продюсера кажется абсолютно нереальным.
Почему же государство не беспокоится о том, какие песни поют и слушают граждане? Ведь не зря говорят: «Песня – душа народа». В 60-70-е годы, помнится, каждый день идешь в школу с новой песней, услышанной по радио. И как высок был духовный подъем в народе от тех песен! А ныне телевидение навязывает нам такую абсурдную попсу, что уровень ее текстов не выдерживает никакой критики. Раз цензуры нет, значит, все дозволено. «Хорошо, что нет цензуры, – радовался Швыдкой из ФАККа. Кто не знает, расшифрую: ФАКК (слава Богу, его уже сейчас нет)- это федеральное агентство по культуре и кинематографии, а не то, что вы подумали на своем английском. (Это ж надо было умудриться так назвать одно из министерств по культуре России! Господа не поделили портфели и кресло, в результате у нас "два министерства". Хотя культура в стране от этого не стала богаче, и фильмы в прокате сплошь иностранные). Раз нет цензуры, значит и песни с нецензурными словами – норма!
Настоящую песню пытаются вытравить с помощью формата. На своем опыте знаю, что молодежные радиостанции, хотя и носят патриотические названия: «Русь», «Русское радио», но лирические песни о России не берут в эфир - "не формат". А то, что крутится в эфире и что вы часто слышите в маршрутках, порой возмущаясь, – это и есть формат. Формат шансона блатного, тюремного впереди планеты всей!
Может, те, кто придумали его, какие-то вредители, дающие указания из-за границы? Шутки ради, вспомнился монолог героя из комедии «Шырли-мырли»: «Они хотят захватить все: радио, все телевизоры, чтобы влиять на «гоев».
И все же главный вредитель – это деньги, и особенно деньги западных инвесторов – главных заказчиков «музыки». И так они захватили в плен, что те, кто по долгу службы своей обязан передать народу патриотическую песню, без личной выгоды и пальцем не пошевельнет, а если и включит твое произведение в какой-нибудь городской концерт, то не заплатит и фамилию автора не объявит. (А это прямое нарушение авторских прав). Оно, конечно, приятно почувствовать себя хоть на миг классиком, когда твою песню поют без указания имени. Но когда и классическую песню известных авторов объявляют на всю страну по радио и в телеэфире собственностью певца, - тут уж руками только разведешь. «Песня Аллы Пугачевой «На тот большак, на перекресток…», - слышу я в передаче Радио России и внутренне содрогаюсь: еще моя мама в молодости пела эту поистине народную песню Николая Доризо на музыку Марка Фрадкина. Да и сейчас остатки былой культуры, проходящие в эфир, аккуратно подстригаются, выбираются творения попроще, где есть про «любовь-морковь».
«Это очень жесткая идеология. У молодых музыкантов отбивается умение и желание мыслить не примитивно, так как надо попасть в "формат", - читаю на форуме в Интернете и соглашаюсь с авторами. - Кто к нам с форматом придет — тот от формата и погибнет. Рано или поздно сам попадет в Прокрустово ложе. Sapienti sat». "Вслед за отстроенной вертикалью власти началось построение горизонтали культуры", — грустно заметил Михаил Козырев - создатель и генеральный продюсер радиостанции "НАШЕ радио», отправленный в отставку недовольными западными инвесторами».
Мы не научимся уважать себя, пока государство не будет уважать своих граждан. А пока оно позволяет класть ноги на наш стол заокеанским инвесторам, навязывающим свою культуру, свой язык, своих героев и свои песни. Дети и подростки в летнем лагере отдыха на мой вопрос в анкете: «Кто твой любимый артист кино?» не назвали ни одного российского актера, зато перечислили целый ряд американских фамилий из широко рекламируемого и широко прокатного кино. У нас что, детское кино вымерло как вид? Или не стало детских песен? Знаю, что до сих пор их пишет Шаинский, плодотворно трудятся многие и молодые композиторы. Но даже известным не удается ныне пробиться на телевидение.
К сожалению, в России сегодня «бездарности пробиваются, а таланты пропиваются…». Последние, видимо, от безысходности и невозможности пробить эту броню под названием "формат", а также от бездушия чиновников.
Убеждена, хорошая песня рано или поздно сама найдет дорогу к людям. Главное, чтобы ее услышали. У нас, на Ставрополье, очень многие авторы, несмотря ни на что продолжают писать песни патриотического содержания. Среди них песни Валентины Слядневой, Валентины Нарыжной, Валерия Кушнарева, Константина Губина, Виктора Кипора, Александра Маслова, Владимира Бутенко,Владимира Сущенко, Игоря Шиянова...
Но их не слышит народ. В лучшем случае по краевому радио передадут по одному разу. «Музыкальная осень Ставрополья» предпочтение отдает приглашенным заезжим гостям фестиваля, хотя и без того город наводнен гастролерами. Своим же авторам с песнями о России, созданными для широкой массовой публики, пробиться туда очень трудно. Помощи нет ниоткуда – создается и продвигается песня каждого за свой счет. «Творчество здесь никому не нужно», - часто слышишь от молодых и даже известных в крае авторов песен. По этой же причине остаются нереализованными новые, по-настоящему сильные и свежие голоса нашей талантливой молодежи, вынужденной уезжать из Ставрополя.
Как труден путь к народу патриотической песни сегодня, убедилась на собственном опыте. Даже рекомендованные Министерством культуры Ставропольского края в краевую филармонию для исполнения под симфонический оркестр наши с композитором Кипором две патриотические песни были отправлены руководителем оркестра Юрием Каспаровым в долгий ящик: за рецензиями в краевой Союз композиторов, в Союз писателей. Это может быть не скоро, года через два, - заверил он, не глядя ни в тексты, ни в партитуру, ни на саму рекомендацию, подписанную замминистра культуры края. Хотя должен же быть худсовет в самой филармонии, который все решил бы на месте. И если песню «У святого огня», написанную еще к 60-летию Великой Победы об отцах-фронтовиках, отложить на пару-тройку лет, то ее потом уже просто некому будет посвящать – ветераны-то уходят. А в краевом Союзе писателей председатель - тезка великого классика -, продержав у себя с месяц-другой песни, ответил по телефону, что они-де рецензий не дают, им не платят за это. «Я говорил губернатору Черногорову, что раньше церковь была отделена от государства, а нынче Союз писателей», - доказывал он мне. Ну что ж, раз трудно дать рецензию самому писателю, сочинила сама обстоятельный анализ текстов песен по всем правилам (не раз этому учила своих учеников) и предложила ему на подпись. «Да. Это все так, - согласился он, прочитав рецензию, и я видела, как задрожали листы в его руках, - но я должен дать оценку, а тут вот у вас есть места, с которыми я не согласен, к примеру: «ликует» салют. Он гремит, а не ликует. Или: «Где еще меня трелью разбудит на заре птичий звон за окном?», трель и звон – это одно и тоже». Нет, доказываю, не одно и то же - трель может звенеть тише-громче, и если есть « ликующий» салют, а это причастие - глагольная форма, значит и глагол «ликует» уместен, тем более, что «гремит» уже было в припеве. Он продолжает: «А вот в одной строке у вас не хватает слога», - это, говорю, намеренно для глиссады – есть такой переход голоса с одной ноты на другую. - Нет, говорит уже раздраженно, - давайте стихи рассматривать отдельно от музыки, а слова отдельно». И я понимаю, что он решил «не пущать». Ведь без музыки слова «жюрить» нельзя, это особый жанр – песенная поэзия, где должна быть абсолютная гармония с мелодией. «Вот у вас тут речка Бересток, - продолжает, - а кто ее знает? Если бы Кубань или Егорлык, то совсем бы другое дело». - А кто, скажите, знал про Учкудук или Бирюсу? - А вот, продолжает, - «там звучат голосистые песни и плывут широко над селом», где взяли «голосистые»? – Сверилась в словаре эпитетов,- отвечаю, там есть и «горластые», но в селе именно голосистые песни. "Да? – удивился, и стало ясно, что человек «пристебывается». С одним замечанием - «расцветаешь, как маков букет» в песне о хорошеющем «день ото дня» Ставрополе – я согласилась и переделала сравнение (против воли композитора). Кстати, за эту песню, как и за «Россию златоглавую», есть награды от городской администрации и Епархии. А вот подписи для филармонии от писателя так не получила. «Это ж надо на каждом листе ставить», - сказал он. «Но рука-то не отсохнет, - говорю, и против совести не заставляю Вас идти. Я отдала свою учительскую зарплату на аранжировку двух новых песен и должна еще платить за свою же рецензию? Вы вообще-то христианин? - спрашиваю, - Вы патриот? Вы слышали, что поют по радио и телевидению попсовики? - Да, ужас что! – всплеснул он руками. – Ну, так они будут они торжествовать повсюду, если губить и «не пущать» патриотику. А придраться можно ко всему, Вы же знаете. И разве я не несу огромной ответственности за каждое слово, претендуя на государственную патетику?" Замялся тезка писателя, но так и не поставил подписи.
Да если бы ко мне пришел молодой поэт, создающий за свои деньги патриотические песни, я бы его расцеловала, благословив, и, если нужно, что-то подправила.
Ах, если бы так хоть кто-то принимал ту попсу, что крутят повсюду! Но на нее не увидишь даже рецензий. Вообще, «талантливая отрицательная рецензия - очень редкая сейчас штучная драгоценность», - читаю на форумах. Редкой скоро станет и сама патриотическая песня, если вообще не исчезнет как вид. Управление культуры отослало в краевой союз писателей еще несколько моих песен школьной тематики, т.к. считаюсь неизвестным самодеятельным автором. Ответа нет больше года, вдруг узнаю, что песни опять в руках незабвенного тезки классика. Он, оказалось, тоже поэт и пару песен написал. Но что-то и его песни нигде не звучат.
Еще нереальнее попасть провинциальным авторам и певцам на крупный международный фестиваль, где крутятся огромные деньги. Мы с музыкантом из Белоруссии Юрием Каринским, сотрудничая по Интернету на полном взаимодоверии и создав за год 11 песен, пытались продвинуть талантливую исполнительницу на конкурс «Славянский базар». У нас были рекомендации от Министерства культуры Ставропольского края, губернатора края, и мы надеялись, что наша претендентка – молодая ставропольская певица Наталья Тихомирова с двумя новыми песнями, созданными специально для ее редкого по красоте голоса, будет выслушана.(Кстати, она заняла одно из первых мест на конкурсе в Петербурге, но кто-то из комиссии намекнул: "Вторая Толкунова нам не нужна!". А вы народ спросили? - так и хочется задать вопрос).
Продюсер Ким Брейтбург отметил как-то, что сегодня российской эстраде не хватает внутренней культуры. «Конечно, важно как человек поет, важны его вокальные данные, - продолжает композитор. - Но помимо этого хотелось бы еще увидеть какой-то духовный мир артиста, почувствовать, что он человек, обладающий культурой. Необходимо не только учиться петь, но и читать хорошие книги, слушать разную музыку, обогащаться духовно».
Такое впечатление, что русскую песню пытаются убить забвением. Передачу "Играй, гармонь!" показывают в такую рань, что молодежь ее, конечно, и не знает и потому не ведает и не поет народных песен.
Ну, а судьба поэтов-песенников абсолютно никого не заботит. Знали ли Рубцов или Цветаева, что после смерти их назовут лучшими «текстовиками»? Но то, что их будут петь, наверное, все-таки верили. Жаль, не дождались. Да и их-то нечасто услышишь. Сколько лет можно в телепередаче "Субботний вечер" без содрогания видеть и слышать одни и те же песни от одних и тех же лиц?
От имени ставропольских авторов хотелось бы обратиться к в комитет по культуре нашей Госдумы с просьбой поддержать ранее высказанную композитором Александром Морозовым идею создания в России своего международного песенного фестиваля с названием «Малиновый звон» - своего рода альтернативу «Славянскому базару», и решить вопрос о его организации на высоком уровне. Цитирую слова Морозова: «Просто обидно, что на «Славянском базаре» Россию представляют всего два участника на конкурсе молодых исполнителей. Я был на отборочном туре, и мне стало не по себе. Честно скажу, лауреаты областного курского конкурса были бы там лучшими. Так что нужно создавать свой национальный, песенный фестиваль. Это будет фестиваль мелодичной песни, в котором примут участие лучшие представители всех областей России и стран ближнего зарубежья. По организации конкурс напомнит «Евровидение». А следующий фестиваль будет проходить на родине победителя».
Безусловно, одним фестивалем проблемы не решить, но привлечь внимание молодежи к национальной песенной культуре России, пропагандировать ее и развивать, поддерживая молодые таланты, вполне возможно и чрезвычайно важно.
В городе Ставрополе (или на Кавминводах) есть острая необходимость (в целях укрепления мира и дружбы и поддержки молодых талантов) в организации и проведении ежегодного молодежного Фестиваля Дружбы народов, где будут представлены солисты и вокальные, хореографические коллективы из регионов Южного федерального округа Северного Кавказа. Он может стать не просто праздником искусств, но и настоящим символом единения и дружбы наших народов.
Считаю, надо всей творческой интеллигенции России открыто и смело выступать во всех СМИ, объединившись в прямом смысле в борьбе за песню, как одну из форм сохранения российской культуры и русского языка. Нужны обязательно и худсоветы, и кафедры песенной поэзии, пока такая еще существует.
«Если государство не будет заботиться о культуре и образовании, - пророчески предупреждал еще Дмитрий Сергеевич Лихачев, - Россия станет третьесортной страной и с нею никто считаться не будет». Нельзя допустить, чтобы царила только одна попса с низменными страстями. Хотелось бы, чтобы в стране ценили своих артистов, поэтов и музыкантов по достоинству их произведений, по значимому вкладу их творчества в развитие культуры. Ведь они создают творения не просто для самоудовлетворения или успокоения собственного самолюбия, их песни могут позитивно воздействовать на воспитание молодежи и способствовать патриотическому, духовно-нравственному подъему России.
Мы обеспокоены нынешним кризисным состоянием российской песенной культуры, когда новые песни «о главном» (т.е. вечных человеческих ценностях), созданные для народа, практически не имеют доступа к нему, попросту игнорируются под оценкой «неформат» или используются бесплатно, без указаний имен создателей, что является грубым нарушением авторских прав. А так называемый «формат», широко пропагандируемый телевидением и молодежными радиостанциями, зачастую содержит в себе низкопробный, вульгарно-пошлый материал или англоязычные песни, что не может не создавать угрозу духовному возрождению народа. Поэтому необходим государственный заказ или хотя бы государственная поддержка творческих людей, создающих патриотические и лирические песни воспитательного воздействия на молодежь.
Закончить хочу цитатой гл. редактора «Литературной газеты», писателя Юрия Полякова:
«Умный народ глупых песен не поёт. Он либо отторгает навязываемую ему нелепицу, либо сам непоправимо глупеет, а затем исчезает из Истории…»
2007 год
Дата публикации: 10.09.2012 08:44
Предыдущее: На седьмом небе (авторская песня)Следующее: Идет естественный отбор

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Николай Эс[ 16.09.2008 ]
   Милая барышня! Осознание того, в какой стране ты живёшь - болезненное чувство. Тем более для жаждущих справедливости. Переболеть этим - невозможно. Поэтому такой длинный текст даже читать - время тратить: все, кто это должен понимать - понимают и, соответственно, ноль внимания на какие-то "писульки"­....­ Иной раз одно матерное слово ( коими я с давних пор владею только теоретически) стоит значительно больше такого многословия.
    С уважением и сожалением,
    Николай
 
Елена Никифорова[ 17.09.2008 ]
   Ах, как Вы правы, Николай! Вполне с Вами согласна. И все же хочется верить и надеяться на перемены. А носить горечь в себе легче, когда выскажешься. Хотя бы так.

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта