Вступительное слово автора (если можно меня так назвать)! Предлагаю Вашему вниманию небольшие заметки, написанные мною после окончания института. Так что заметки здесь по большей части связаны с институтом. Здесь нет глубоких философских рассуждений, все что есть – маленькие заметки о жизни. Я называю это именно заметками. Для рассказа слишком маловато, конечно можно и рассказ «раздуть» из каждой заметки, но зачем? Заметки это своего рода байки, где переплетается художественный и биографический (или документальный) стили. Заметки. Волосы выкрашены в огненный цвет, яркая и необычная одежда – это Ю. За огненный цвет волос мы прозвали ее «Белкой» или «Белочка». Ю. одна из немногих преподавателей, которая может находить общий язык со студентом. На лекциях мы могли поговорить о происходящем в институте, благо она все знала, так как занимала определенную должность в руководстве. Однажды на семинаре дали задание составить брачный договор. Задание выполнялось попарно, одна парта пишет один, общий договор. В то время по телевидению прошла информация, что Аб. разводиться со своей женой, и мы не преминули этим воспользоваться. По контракту Аб. женился на женщине со смешной фамилией, но самое главное даже не это. В контракте был пункт, посвященный супружеской измене, и последующее деление совместно нажитого имущества. На имуществе мы «оттянулись по полной», виллы, яхты, автомобили, все расписали, с адресами местонахождения, регистрационными номерами, общей стоимостью. Сдавая эту работу мы беспокоились за Ю. как бы она, прочитав контракт, не двинулась психически. Прошла неделя, за это время в фантазии нарисовали, как заходит Ю. в аудиторию. Это достойно пера Стивена Кинга. «Дверь со скрипом открылась, порог аудитории робко переступила нерешительная женская нога. Окинув аудиторию измученным взглядом, остановилась на первой парте. Глаза безумно округлись. «Это они» судорожно зашевелились мысли в голове, «Это они» повторяла она «Они, они». Резким движением отскочила к доске, и короткими пробежками вдоль стены, приблизилась к преподавательскому столу. «Тихо, они не должны знать что я думаю… Но, это они, они» - у Ю. нервно задергался правый глаз. «Они смотрят на меня. Надо улыбнуться» уголки рта приподнялись, «Что дальше?». Ю. сложила два указательных пальца в виде креста, и дрожащими неуверенными движениями направила «крест» на первую парту». Эта всего лишь маленькая зарисовочка, не дающая возможности представить всю картину фантазии. В реальности даже не похвалили. - Кто-то думает, что может удивить меня названиями, и некоторыми пунктами в брачном контракте. Напрасно, - сказала Ю. Все знали о ком идет речь, но не подали вида. И конечно знали Ю. не сердита, и «репрессий» с ее стороны не последует. По окончании семинара мы по памяти стали рассказывать другим содержание брачного договора. Эффект был куда интереснее… *** Много было хороших преподавателей. В.Г. старый преподаватель, лет семидесяти, полный, с усиками как у дона Карлионе. Ходил он медленно, шаркая по полу. На лекции рассказывал, «околопикаперские» анекдоты. Одна из его шуток на семинаре выглядела следующим образом. « - У кого ни будь есть спички? – обратился В.Г. к аудитории,- что никто не курит? Ну, дайте я вам кое-что покажу. С задних парт передали спички. В.Г. разложил на столе 5 спичек в форме «человечка». - А теперь представьте что это девушка,- сказал он, со свойственным ему говором, - Вопрос. Как из этой девушки сделать женщину? Студенты заулыбались, студентки смущенно захихикали. - Кто смелый? Ну, давайте. К преподавательской парте подошел М. долго смотрел на фигуру, потом протянул руку к спичкам с целью передвинуть, но В.Г. пресек попытки М. шлепнув по рукам. - Ты что не знаешь чем женщину делать? В аудитории раздался смех. Шло время ему придумали прозвище, стали называть «Карлсоном». Ребята придумали вот что. Когда он медленно шел по коридору кто-то следовал за ним и тихо жужжал (помните мультфильм). По прошествии некоторого времени на лекции В.Г. заметил: - Что-то у вас непонятное происходит в институте. У меня здесь в ушах гудит. Нигде не гудит, а здесь гудит. Лекции В.Г. были содержательными, тема раскрывалась полностью, и при всей академичности не были статичны, немного скучноваты были. Но, где вы найдете веселые лекции? Зато В.Г. щедро сдабривал их шутками и анекдотами. «- Вы знаете что такое «зеркальная болезнь»? – спросил, он. - Нет. Что это?- выкрикнул один из студентов. - Это когда из-за большого живота не видно, что под ним находиться. Вот тогда и приходиться прибегать к помощи зеркала, чтобы увидеть. Поэтому и болезнь «зеркальная». *** Есть просто серые незаметные препод, которые прочитают курс лекций, проведут семинары и сотрутся из памяти студента. Н.Г. не такой. Его лекции не просто писание под диктовку, а слушание под рассказывание. «В аудиторию зашел новый препод, почти лысый с черными усами, в костюме и косолапым шагом направился к преподавательскому столу. Сел на скамейку: - Садитесь, здравствуйте, - сказал чуть хриплым голосом, - меня зовут Н.Г. После чего замолчал. - Вы писатели, - прервав паузу, сказал Н.Г., - а вам нужно быть читателями. Книжки читать надо. Не знают ничего, а пишут чего-то. Писателями вам быть пока рано. Пауза. - Как говорят англичане «ловите воров времени», или как еще есть поговорка «скидывайте мартышек со своих плеч». Дальше рассказал о перенасыщении юристами Рязани, монологи типа «не найдете работу», «зачем нужен бизнес», «что такое предпринимательское право». Попытаюсь привести часть монолога «что такое предпринимательское право?» «- Вот, сейчас говорят что у нас рыночная экономика. Что это значит? Да ничего хорошего, - пауза, - Вот один продает пиво в ларьке, по 17 рублей, в другом ларьке точно такое же пиво только холодное, - лицо Н.Г. расплылось в улыбке, - но по 25 рублей. Вот один подходит к тому ларьку где пиво по 25 торгует и говорит: «Ты че, рядом продается такое же пиво, но по 17», в лучшем случае продавец скажет: «не хочешь не бери», а в худшем что? Пошлет. Значит ли, что рыночная экономика это свобода выбора? Подумайте над этим, на семинаре я вас послушаю. Пауза. - Или, один покупает «Сникерсы» по 12 рублей, а в палатке продает по 20 рублей. У него это бизнес? - Н.Г. задумался, - Сейчас посидите тихо, я скоро приду. Н.Г. вышел минут на пятнадцать, такое бывало часто. В последствии мы дали ему прозвище «Сникерсмэн», потому что он еще много раз приводил примеры со «Сникерсами». С первых лекций он показался строгим преподавателем, потом оказалось что это не совсем так. «Первый зачет по предпринимательскому праву. Не то чтобы его ждали, скорее он был неизбежным завершением прочитанного курса. К девяти часам большинство студентов уже пришло на зачет, и мучительно ждали Н.Г. Манера проведения семинаров у Н.Г. была особенная. За десяток семинаров он спросил двух отличников, поставил им четверки, а все остальное время проходило также как и на лекции. Рассуждения о экономике, праве, предпринимателях, фирмах, концернах, холдингах, сменялось житейскими заметками, рассказами, прочитанными статьями из газет и журналов. Неизвестно каким образом прошел бы зачет. Студенты со старших курсов нас «обнадежили» сказали: «у него сдают единицы». Девять часов. Ждем. Нервничаем. Уже пора. Заранее приготовили презент - бутылку вина. Думаем, вручим помягче будет. В день зачета какой-то праздник, у методисток (специалистов) накрыт стол, иногда туда заходят преподаватели. И вот он заходит в аудиторию, вручаем подарок, говорит: «Щас приду», удаляется, уходит с вином к методисткам, возвращается через несколько минут. - Учили? В ответ на вопрос тишина. - Хорошо учили? Долгая пауза. - Ну да, - неуверенно говорит Наташка. - Давайте зачетки, - весело сказал он, - у нас там … Видимо хотел сказать, что за повод у методисток, но не договорил. - Подождите в коридоре. Макарова останься. Несколько минут спустя нам вынесли зачетки, в которых стояли зачеты. «Н.Г. встал из-за стола и подошел к доске. - Схемку, я вам нарисую. Вот смотрите это Продавец, - написал букву «П», - а это покупатель,- на доске появилось «Пок», - какие отношения самые важные? Товарно-денежные. Н.Г. нарисовал стрелочку, ведущую от Покупателя к Продавцу. - Покупатель дает деньги, Продавец отдает товар, - Н.Г. нарисовал другую стрелочку от Продавца к Покупателю. - Запомните эту схему. Эта схема товарно-денежных отношений». *** В аудиторию входит женщина, с большой сумкой перевешанной через правое плечо, с бутылкой минеральной воды (воды ли?) в левой руке, и солнцезащитными очками на лбу. Подходит к парте, кладет сумку, ставит бутылку, садиться, и тяжело вздыхает: - Как у вас душно. Откройте дверь. По аудитории пошел гул. - Так это че, - строго спросила она. Шум сменился тишиной. - Я ваш преподаватель по экологическому праву. Меня зовут (?) И.Н. Вопросы есть? - А вы зачет автоматом ставите? - Ага, пулеметом. Вы поспрашивайте у других групп, как я зачет принимаю - единицы сдают, остальные на пересдачу по пять раз приходят. Еще вопросы есть? Так запишем тему лекции… Ах, да вас же нужно отметить. Давайте журнальчики, давайте, давайте. Группа ЮД 3-3 Андреев, так нет Андреева? Нет. Ставим «энку». Баранов, Баранов здесь… - Э, Андреев здесь, - с задней парты донесся голос Андреева. - Проснулся Андреев, я тебя уже отметила. Баранов… - Здесь, - крикнул Баранов. - А, Андреева вы отметили? – спросил Андреев. - Я сказала, отметила. - Исправьте тогда. - Я исправлять не буду, в следующий раз не будешь спать. Баранов. Баранова нет? Ставим «энку». - Я сказал, что я здесь, - удивленно выговорил Баранов. - Поздно уже отметила. Нет с вами не возможно, записываем тему лекции, отмечу потом. Итак, тема: «Предмет, метод, принципы, история возникновения экологического права». Пишем, пишем, я посмотрю, как будете без моих лекций обходиться. Записали? - Нет, - голос из аудитории. - А, чего спим? Пишем. - Повторите, пожалуйста, предмет, метод и что? - Повторять не буду, у соседа спишите. - А он тоже не записал. - Нет, ну детский сад. Все я не буду читать лекцию до тех пор, пока не успокоитесь. И.Н. замолчала. Аудитория на некоторое время стихла, затем с прежней силой начался гул. - Народ тихо,- рявкнула она. Тишина. - Хватит бубнить, продолжим записывать… После чего последовала лекция, нудная, долгая лекция. Вопросы заявленные ранее мы не рассмотрели, зато записали строение планеты Земля. Из каких она состоит слоев, что такое континентальный шельф. Особенно запомнилась фраза «недра – до ядра» (с ударением на последних слогах). Последующие лекции проходили в том же ключе: - Записываем. Кого ждем? Пишем, пункт «а», это вы посмотрите в предыдущей теме, в третьем вопросе, отмеченный латинской цифрой «один», подпункте «ж»… Тихо. Пишем дальше… Что опять не успели? Повторить? Некогда повторять пишем дальше. Рука И.Н. потянулась к бутылке минеральной воды. - Пишем, пишем, - сказала И.Н., открыв бутылку,- ну и душно, как вы здесь сидите? - Может, закончим на сегодня? - Ага, щас. Как вы зачет будете сдавать без моих лекций? *** Она смотрела томным взглядом, смотрящим в неизвестность, иногда кивала головой, и молчала. Проходил семинар за семинаром, за окном осень сменялась зимой, у нас шли семинары по ГК. Во время семинара И. успевала спросить всех студентов, большая часть которых была не готова, потому и получали двойки. Понимала ли она все то о чем мы говорили, мне казалось, что по большей части находилась во фрустрации, что не мешало ей ставить оценки. -Тихо, - медленно сказала И., - вы отвечать хотите? Разговоры на задних партах прекратились. - Продолжай, - сказала И. кивнув головой. Студент рассказывал про гражданско-правовые отношения. Прекратившийся на некоторое время разговор возобновился, с новой силой. - Извини, я тебя перебью, - тихо проговорила И., - мы лучше послушаем других, - И. посмотрела на последнюю парту. Последняя парта мило беседовала, не обратив никакого внимания на замечание. - Яг. ты хочешь продолжить? - Нет. Я буду молчать. И. кивнула головой и сказала студенту, которого она прервала: - Продолжай. На некоторое время восстановилась тишина. Все делали вид, что внимательно слушали докладчика. Временная тишина понятие относительное, сейчас она есть, а сейчас её нет. И. пристально посмотрела на парочку молодых людей, которые обсуждали насущные проблемы. - Так, - громко сказала И., - у меня сейчас лопнет терпение. Я повернулся ко второй парте, так как сидел на первой и тихо говорю: - У нее сейчас лопнет терпение и забрызгает первые ряды. Я, думал шутка средняя, но когда увидел, что сокурсник опустил голову на парту и начал совершать конвульсивные движения (проще говоря стал смеяться), я тоже «заразился» этим смехом. Не мог сдержаться. Книжкой прикрывался, к стенке отворачивался. Смеялся до слез… *** Перед последней лекцией. Вечер 19 часов. Сонные, утружденные студенты вяло выбираются из аудитории на перемену. Прошла лекция, по гражданскому праву. Настал перерыв, все разошлись, кто курит, кто пошел домой – осталось человек 15 из почти что двух сотен. Две студентки вышли из аудитории, и поплелись к выходу - провеяться, погулять, поговорить и возвращаются в аудиторию. Переступают порог помещения, заходят, видят, сидит народ, одна другой говорит: «Давай в другую пойдем аудиторию». Та кивнула и вместе они пошли по длинному коридору. Прошли несколько метров, остановились перед дверью, зашли, в туже аудиторию, но в другую дверь. Садятся на лавочку начинают мило беседовать, осматривают аудиторию, меняются в лице и начинают истерически смеяться. *** Семинар, по договорному праву начался, как обычно, встали, сели, поприветствовали. И по одному из первых вопросов спросили меня. Все бы ни чего если не учитывать того, что я не читал тему. Благо, общие вопросы, типа предмет, метод, а особенно история развития любой науки или какого то явления я мог придумать на ходу. И даже очень правдоподобно, особенно если прослеживалась связь с историей СССР. Я называл такие фамилии из истории Советов, что Вышинский, Ежов, Берия, Сталин, Ленин, Троцкий, Киров, Крупская, Дзержинский, Микоян, Малиновский, Бухарин, Жуков, казались песчинками на огромном пляже Советской истории. Развитие любой науки придумывал так правдоподобно, что преподаватели сами многое узнавали из моих ответов. Сейчас мне жаль их огорчать и говорить, что все это было не правда, впрочем, где я угадывал там была - правда. Нет, я не просто нагло врал, но я лгал красиво. Как сказал Ежи Лец «Красивая ложь. Стоп! Это уже искусство». Как сказал: «не читал». Пришлось встать, чтобы держать ответ. В голове сумбурно крутились мысли, создавались новые нейронные связи, которые создали идею. «О чем рассказать?» - думал я. На парте лежала тетрадь с лекцией, лекцию я видел впервые, а вот тетрадь видел уже много раз с непонятными начертаниями на клетчатой бумаге (такой почерк у сокурсника), я взял тетрадь и начал смотреть в нее, преподаватель уже стал интересоваться: - Ну, так что учил? - Конечно!- твердо и непоколебимо ответил я. Идея рождена. Я взял тетрадь в руки, и стал читать фрагменты лекции, сопровождая комментариями. Из высказывания ученого 19 века, который сказал что сейчас (в 19 веке) в гражданских кодексах одна треть занимает статей по договорному праву, а в будущем они (статьи) займут весь кодекс. Из этой фразы сделал, чуть ли не философский трактат по рассуждав над тем, что для, того чтобы весь кодекс занимало договорное право нужно развитое гражданское общество. «Гражданское общество, - продолжал я, - должно создать необходимые условия для развития законодательства…». Рассказав о гражданском обществе вообще, перешел на гражданское общество современной России, описал перспективу развития и углубился в историю развития гражданского общества в СССР. Вспомнил гражданский кодекс СССР, массовую фобию 30-х, 40-х годов, коллективизацию... Разобравшись с одним высказыванием перешел к другому, там к третьему, затем плавно перешел к критике текста лекции, указывая на спорные моменты, и оглашая взгляды видных ученых цивилистов. Как хорошо, что их не было на лекции, они бы удивились, услышав из моих уст то о чем не разу не говорили, и не писали. Вот так с тетрадью в руках, я разбил в пух и прах лекцию преподавателя… *** Читайте что написано на партах. Это «кладезь студенческой жизни». Парта - это философия. Студент сидящий за партой – философ, а спящий - это созерцающий философ. Раньше парта выполняла функцию СМСок: надпись на парте «Вечером в кино идешь?» ниже ответ: «А какой фильм?», ответ «Не знаю?», ниже «Иду». Примечали ли вы, когда ни будь, чем дальше парты от стола преподавателей, тем больше исписаны и изрисованы. Белые, желтые парты по мере удаления от кафедры превращаются в синие, черные (по цвету чернил). Каких только литературных форм не увидишь на них (партах), например стихи: И солнце ярче светит, И в мыслях ералаш, Когда бурлит в желудке Це два, аш пять, о аш (С2Н5 ОН). На улице солнце, Птички поют. На хрен нам нужен Наш институт. *** Обычное октябрьское утро. Сел в автобус. Напротив сидит мальчик лет пяти со своей мамой. - Ма, мне надо еще много игрушек. А помнишь, мне бабушка подарила, куда карандаши ложить, мне в него нужны карандаши. Ма, ты купишь? Мама сидела молча. - А еще мне надо, - малыш заболтал ногами, - Что же мне надо? Мне необходимо, очень нужно… А раскраски, где-то тысяча, - пауза, глаза мальчика посмотрели на верх, - ну не тысяча, а где-то тридцать. Мама открыла кожаную сумку и достала синие перчатки. - На улице холодно, давай наденем, - сказала она. Мальчик тяжело вздохнул, и ни чего не сказав, засунул руки в теплые варежки. - Вставай, наша остановка. Двери автобуса открылись. Спускаясь по ступенькам, мальчик, держась за руку мамы добавил: - Ну, или двадцать две. *** С нетерпением жду отзывов с конструктивной критикой или обоснованной хвалой. С уважением Ismail. |