Существуют разные стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный, попустительский. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Беда руководителя, если он не знает, какой стиль руководства необходим в данный момент для данного сотрудника, трагедия для сотрудника, если им так управляют. Если вы хотите достичь быстрого результата и прилагаете для этого все усилия, заставляя и других делать то же самое, если вы не допускаете разногласий (есть одна правильная точка зрения – моя), если вы оказываете эмоциональное давление на своих подчинённых, если подавляете инициативы – вы автократ. Один мой знакомый руководитель, придерживающийся авторитарного стиля управления, как-то сказал: «Естественно, любому - руководителю - творцу - обладателю харизмы, т.е. тому, кто умеет создавать что-то " с нуля ", присущи некоторые черты автократа. И это неизбежно». С этим трудно не согласиться, но, к сожалению, автократы не понимают глубины своего воздействия. Убивая в людях желание к новаторству, они продолжают ждать от других инициативу и очень удивляются, почему таковой нет. Тому есть несколько причин. Первая заключена в том, что человеку не нравится быть неудачником, изгоем, совершать неправильные поступки. И если его идеи рассматриваются сверху как незнание, непонимание политики компании, откровенная глупость, плохое образование (не техническое, например), а не как иная точка зрения, то человек либо перестаёт «высовываться», либо вступает в открытое противостояние с руководством. Вторая причина -- в лености человеческой натуры. Зачем изобретать велосипед, если ты приходишь к руководству со своим мнением, а уходишь с мнением руководства, которое не только раскритиковало тебя, но и ступенчато рассказало, как надо делать. Вы думаете, что этот сотрудник впредь будет напрягаться в поисках новых решений? Ему проще услышать ваше мнение по этому поводу... Автократу нетрудно, он подсказывает, решает, генерирует, и всё ждёт, ждёт, когда же умные менеджеры, которым он платит такую большую зарплату, наконец, начнут давать ему результат. Не ждите – никогда. Первая иллюзия автократа -- ожидание звёздного дождя из идей от своих подчинённых. «Когда один думает за всех – люди перестают думать сами. Когда один решает за всех – люди перестают самостоятельно решать» (А. Рыбаков). Автократ сам может привести массу примеров безынициативности своих подчинённых. Казалось бы, всё лежит на поверхности, оптимизируй свою деятельность, эффективно используй вверенные тебе ресурсы, экономь бюджет. Почему же не экономят, используют неэффективно, не оптимизируют? Его удивительная уверенность в собственной правоте граничит с упрямством. Нет, конечно, у него есть единомышленники, но их крайне мало и они быстро сменяют друг друга. Автократ не признаёт никакой оппозиции, поэтому может легко уволить неугодного члена коллектива. «Нет пророка в своём отечестве» - вторая иллюзия автократа. В компаниях, где руководит автократ, могут работать как профессионалы, так и непрофессионалы. Непрофессионалам работать с таким руководителем легко, профессионалам очень трудно. Автократ же не производит такого деления сотрудников, для него все не достаточно профессиональны. Автократ годами воспитывает плеяду исполнителей -- потерявших креативность сотрудников или запрятавших её очень глубоко. Как лечить таких сотрудников от такого руководства, обсудим дальше, а пока… Неужели он всегда плох, этот стиль? Нет, ни в коем случае. Он хорош, но в нужное время и в нужном месте. Например, на начальных этапах формирования компании, когда нужно чётко и последовательно добиваться результата. Ещё никто не знает, как. Автократ знает! Он не допускает других мнений, он берёт всю ответственность на себя. Такой стиль будет адекватным и в компаниях с большим разрывом по образованию и компетенциям между руководителем и остальными подчинёнными. Если наступает кризис в компании – нет лучше человека, чем руководитель-автократ, который справился бы с ним. Установки всё те же: знает как, не сомневается в своих решениях, не тратит времени на прения и выяснения общей точки зрения. Времени на это нет, он знает это лучше чем кто-либо. Но вот кризис позади, он устал, задумался над тем, не взять ли профессиональных руководителей, которым можно поручить столь ответственное, выпестованное им дело. Он человек действия, его мысли не расходятся с делом. Профессионалы наняты. Однако удовлетворение не приходит. Почему-то всё не так. Решения, предлагаемые менеджерами, неверные, результата нет, или он появляется слишком медленно, столько народа работает, непонятно, чем они все занимаются? Идеи, которые каждый день рождаются в его голове, остаются невостребованными, чтобы их внедрить в жизнь он снова начинает действовать. Получая адреналин от процесса, он не может остановиться. Это его беда. Он не знает, как остановиться! Мелочная опёка способна вывести из себя кого угодно, тяжёлое моральное состояние в коллективе – его рук дело, но он этого не понимает. Его кипучая энергия бьет через край, угнетая остальных. А ему всё кажется, что он здесь не досказал и там не допоказал. В течение дня он может успеть поговорить с 10 менеджерами, причём с каждым по несколько раз. Мелочная опёка – это одна из форм контроля со стороны автократа. Да, многим сотрудникам контроль даже необходим. Но ответственным сотрудникам контроль со стороны автократа представляется надзором. И конфликт в том, что автократ не понимает, как таким контролем унижает людей. Сотрудники чувствуют, что с ними обращаются как с лентяями и обманщиками. Третья иллюзия автократа – все бездельники и вруны, никому доверять нельзя. Стремясь к быстрому результату, автократ забывает о том, что систему трясти до бесконечности нельзя. За один год компания может перенести не более двух крупных изменений. Ломать, изменять постоянно, не дождавшись плодов предыдущих изменений, уводя к новым, более радикальным – четвёртая иллюзия автократа. К чему приводит такой стиль руководства? К полной неудовлетворённости со стороны менеджмента, и конечно, со стороны самого автократа. Что это значит? Значит, можно ожидать полную или частичную смену команды. Только нужно знать, что ни к чему эта затея со сменой не приведёт, через три, максимум четыре года, следующая партия менеджеров «сгорит в печке» и будет негодной к употреблению. Может ли автократ остановиться? Что делать, если в компании царит такой стиль управления? Какой менеджмент останется работать с таким руководителем? Начнём с главного. Остановиться автократ не может. Он может переключиться на другой вид деятельности, который его интересует больше. Может даже начать работать над собой, если знает все особенности своего управления, и таким образом сдерживать свое стремление постоянно внедряться во все дыры и щели. Но нельзя забывать, что автократ действует в коллективе. Каков он, этот коллектив? Некоторые сотрудники уважают автократа и почитают как отца. Это та категория людей, которая ищет сильную спину, которая видит в нём защиту. Другим сотрудникам с ним удобно и понятно работать, т.к. никто лучше не умеет структурировать проблему, ясно поставить задачу, чётко спланировать её осуществление. Конечно, многих он вырастил сам. Эта группа делится на две части. Первая, подрастая профессионально, уходит, вторая часть, прогнувшись под глыбой, в какой-то момент перестаёт развиваться, и от них могут избавиться. Однако в период своего роста и развития эти сотрудники чрезвычайно благодарны автократу – ведь обучать – это его любимое занятие. Если человек заинтересован в дальнейшем росте, он не может находиться в рамках, выструганных для него автократом, и лучший выход -- покинуть компанию. Пятая иллюзия автократа – «если не я, то никто» или «если не я, то кто же?» Его уверенность в правоте приводит к навязыванию своей воли окружающим разными методами, принуждением ли, вознаграждением ли. В основе этой иллюзии лежит недоверие. Автократ может возразить автору этой статьи, спросив: «Если руководитель автократ, то почему подчиненные не бегут все как один на другую работу, к мудрому, демократичному руководителю, а предпочитают приспосабливаться или (немногие) бороться? Неужели из-за денег?». Ответ однозначным быть не может. Часть сотрудников держат, безусловно, деньги. Исполнителей -- чёткость и предсказуемость управления. Но самых потенциальных сотрудников держит приобретение опыта и знаний. Им есть чему поучиться у автократа: самоконтролю и дару предвиденья, высокой ответственности и способности быстро принимать решения, умению организовать процесс. Только эти сотрудники в компании не надолго. И ещё об одной беде, сопровождающей автократа всю жизнь: его боятся. Боятся попасть в немилость, боятся неправильно ответить, боятся увольнения. Страх приводит к ошибкам, замыливанию информации, откровенному вранью, хитростям. Что ожидает компанию при таком руководстве? Медаль имеет две стороны. Одна – полная победа и процветание компании. Другая -- полный крах и поражение. |