Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Надежда Цыплакова
Объем: 18394 [ символов ]
От Адама и Евы - к Интернету.
(Особенности российского национального менталитета в появлении Русского литературного Интернета)
 
1. Писатель - барин?
 
Литературное слово в России всегда имело приоритетное значение в общественной жизни государства. Здесь лучше Евгения Евтушенко не скажешь: "Поэт в России – больше чем поэт».
 
Национальная литература активно формировала нравственные идеалы и стремления гражданского общества, воспитывая его и просвещая. Правдивое, острое слово воспринималось в многонациональном пространстве страны, издревле страдающей под игом тирании, как глоток свободы в затхлых потемках темницы в условиях почти полного отсутствия прав на личное волеизъявление у большинства населения.
 
Парадоксально ли, что носителями этого слова–бальзама на угнетенные души, изначально являлись представители самой просвещенной верхушки общества, использующие рабский труд крепостных? В любой стране это считалось бы попранием гражданских прав, но в России это отношение к крепостничеству смягчается подпоркой института богоизбранности знатных родов, особенно, княжеских. Да и состояние народной грамотности в беднейших сословиях не давало труженикам от сохи (а впоследствии –от станка) практически никакой возможности на издание собственных «манифестов». Они были вынуждены трудиться, чтобы прокормить свои семьи и помещика, который обязан защитить их в случае войны.
 
И каким же пробивным и литературным талантом должен был обладать «народный глашатай», чтобы его услышали в государстве Российском?!
 
А что же писатель-барин? Получив приличное образование, он не мог не задумываться об убогости своих работников, которыми, очевидно, было тем труднее управлять, чем образованнее был их господин: требования повышаются. Иногда, в минуты божественного откровения, видимо, приходила ему мысль о необходимости просвещения холопов для лучшего исполнения ими повинностей, да и совесть, как атрибут от Бога, иногда беспокоила… От Бога ли? И вообще: насколько просвещение и божественность находятся в единстве или противоречии своих проявлений?
 
2. А угодно ли писательство Богу? Чего вы хотите, новые демиурги?
 
Уже первый (и единственный) опыт непослушания Бога Адамом можно считать шагом первочеловека к независимому просвещению (самообразованию) через познание себя и окружающего мира. Пусть ещё – не литературному осмыслению собственного мира, но к другому, отличному от разрешенного Богом. Этот шаг был признан Господом грехопадением и соответствующим образом оценен через изгнание из Эдема. Отсюда - предпосылки для следующего заключения: вылепив человека по своему образу и подобию, Бог дал ему возможность выбора: жить по Божьим законам (любовь к Богу – высшая степень свободы), либо - наоборот (в грехе). Самое интересное то, что, очевидно, все способы, отличные от первого, считаются в божественной теософии грехом.
 
Если перефразировать Маркса, то человеку была предоставлена свобода как «осознанная необходимость» (насущная потребность) любви к Богу, слияния с ним в духовном порыве, становления богочеловеком, а он ею не всегда пользовался в этом направлении... Мне кажется интересным, что в случае ортодоксальном - и светская жизнь должна признаваться греховной, но обратное зиждется на богоизбранности правителей, а значит, фактическом их назначении Свыше для управления народом. Впрочем, это несколько другое, не очень имеющее отношение к моему размышлению….
 
Любопытство Адама и Евы обрекло человечество на осознание возможности совершения греха и его тиражирования на Земле в неимоверных масштабах. И дало основание говорить о подверженности человеческой особи этому моральному злу. А иногда – и приверженности… Видимо, любопытство в попытке самостоятельного познания себя и мира были обусловлены большой свободой действий в реальных условиях Эдема: однообразным времяпровождением, расслабленным состоянием души и тела, доверчивостью к другим Божьим тварям…
 
Однако отношение Бога к поступку собственного просвещения перволюдьми однозначно было оценено как посягательство на свой авторитет. Это потом уже было «Плодитесь и размножайтесь», да и то не этой паре. Данный пример показывает, что в Божьем понимании просвещение через познание препятствует послушанию, необходимому любой власти и , в первую очередь, Божьей. Очевидно - как и всякое укрепление собственного авторитета человеком, например, через деньги: потому и богатство не является добродетелью в православии… Ибо в «поте лица своего» нужно добывать пропитание, а не жить за счет других. Именно – в поте, а не пытаясь создать свой мир через познание и фантазию, как это делают писатели, уподобляя себя тем самым Творцу. Да и главное Слово уже сказано: чего ж вы хотите, новые демиурги?
 
3. Писатели - противники власти?
 
И в самом деле, слово великих писателей России практически всегда противостояло составляющим известной триады: Православие. Самодержавие. Народность. Даже осмелюсь заметить, что потому и было столь весомо и значимо, что противостояло!
 
Борьба против общественных устоев, норм, с помощью которых ты неплохо существуешь на верхушке общества (господствующий класс писателей-помещиков), но наличие которых существенно ограничивает самореализацию отдельного индивидуума и народа в целом, предполагает сильную убежденность литератора-трибуна в своей правоте, талант владения художественны словом и гражданское мужество.
 
В любом случае, просвещение при отсутствии справедливых законов всегда становится угрозой религиозным этническим и моральным нормам, так же, как и самодержавным, к соблюдению которых призывала церковь, как один из столпов трона богоизбранных монархов.
 
4. Литература - как средство этического и морального просвещения народа
 
Осмелюсь высказать очередную "крамольную" мысль: при заложенной в человеке через стремление к легкому и приятному, греховности (при существовании свободы выбора), только существование институтов этики и морали, культивируемых церковью и государством, способно направить индивидуума к благодеяниям во имя другого человека и общества. И существенным подспорьем в этом становится художественное слово, если оно направлено на сохранение, а не раскачивание "лодки"...
 
Общеизвестно, что критерием степени преступления норм этики и морали в духовном и гражданском мире (если отбросить известную "справедливость наших законов и судов") является совесть, сформированная на «лучших примерах правильного поведения». А "правильное поведение" - это всё, что помогает удерживанию чрезмерно угнетаемого народа в цепях веры и государственной идеологии самоотречения от материальных благ ради сохранения власти, гарантирующей подданным светлое будущее. Это обусловлено ещё и вполне благородным стремлением сохранения и приумножения богатств нашей земли (которое всегда было богатством правящей верхушки), её безбрежностью и суровостью.
Т.е., примеры, приемлемые для спокойствия совести, могут формироваться искусственно. И писатели здесь - гдавные учителя!
 
«Пробуждение» Герцена декабристами (авангардом общества) и «Колокол» Александра Ивановича показали, что проникновение идей демократизма в закрытое гражданское общество России происходило часто в результате войн, т.е., опять как следствие негатива, что не могло не отразиться на отношении гражданского общества к «западным идеям» либерализма.
 
В лучших своих творениях русская литература призывала
«сеять разумное, доброе, вечное», провозглашая общечеловеческие ценности, а не те, которые были удобны власти, а иногда – и церкви. Постижение этих ценностей предполагает осознание человеком себя в мире вообще, т.е., и в социальной сфере (где он проводит большую часть жизни) тоже. А познание себя – это тоже грех, что было доказано в результате «опыта познания Адама и Евы», и понимание и донесение до читающего народа ужаса насилия власти над человеком (социум) – тоже...
Получается, что «властительница дум» практически всегда являлась духовным (в смысле владения духом отдельного индивидуума и нации в целом) противником власти и церкви.
 
В условиях советской власти роль литературы ещё более усугубилась вследствие отторжения главной подпорки – религии, объявленной «опиумом для народа». Место религии, поддерживающей правящий режим, заняла культура и, особенно, её главная часть – жестко цензурируемая литература.
 
5. "Загнивание" и правда советской литературы.
 
Но в следствие целенаправленных приоритетов власти на доступное всеобщее образование, Россия стала самой читающей страной в мире. В условиях изолированности советского государства, провозгласившего достижение Царства Небесного (коммунизма) на земле, несостоявшейся во всем мире "перманентной революции" Троцкого, когда весь советский народ "в едином порыве" работал на защиту собственного государства и на «хворост для других революций», роль интеллигенции значительно возрастала, а значит, требовала повышенного внимания к своим деяниям и «манифестам».
Эта вечно колеблющаяся «прослойка» (не между рабочим классом и крестьянством) между лояльностью к власти или народу, т.е., между сытной жизнью и совестью, была постоянной заботой авторитарного, но исключительно социального советского государства.
 
Потому цензура «выпрямляла» и направляла её в русло необходимой идеологии правящего режима, а почти невидимая церковь - отлучала... А литература сопротивлялась, но вдохновенно и мужественно жила в этом сопротивлении.
 
Грамотность (просвещение) народа в условиях недостатка демократии стала миной замедленного действия, когда каждое слово правды в стране воспринимали как взрыв, как акт самоотверженности и мужества. Солженицынское «Красное колесо» «раздавило» правящий режим России не только в глазах мировой общественности, но и собственного народа, в котором всё более возрастало желание понять: если мы такие умные и правильные, то почему - такие бедные? Это также привело к повышенному вниманию к литературному слову - именно этому обязано развитие диссидентской литературы.
 
Я признаю постулат о том, что истинно русский писатель (бывший всегда со своим народом) остается русским писателем при любой фармации, ибо он переживает то же, что и все, а в своем творчестве опирается на лучшие традиции и взгляды отечественной литературы, такие, как сострадание, милосердие, бессеребреничество, подвижничество, широта и честность. Истинное талантливое творчество – это безусловный рефлекс, который невозможно приспособить к условиям личного и общественного существования. Это – о вечном. Именно такие писатели в основном и создавали литературу советского периода и были под пристальным оком власти.
 
Но уже тогда высшим шиком от «куска пирога Министерства советских писателей» было получить удобную квартиру, съездить за границу, либо напечататься (издаться) там. Это, - по-моему, специальная разработка соответствующих структур (шутка) для развращения советских писателей! Для попадания в такой «высший эшелон благ» писатели не могли не «изгибаться».
 
Признавая «объективный глоток правды» честных писателей, не могу не видеть и откровенное проституирование отдельных литераторов за большие квартиры, гонорары и престижные поездки. Осуждать не могу – не была в их шкуре. Однако это приводило к частичной девальвации духовных ценностей, особенно, в переходный период перестройки.
 
6. Трагедия российского писательства в переходный период к построению капитализма и во время оного
 
Изменение формы власти в России было предопределено не только экономически (резко упали цены на нефть), но и тем, что «новые декабристы» «разбудили» Ельцина призывами к демократии, зажатой ранее в России тоталитарной властью.
 
Я не против демократии (не нравится, «но ничего лучше не придумано»), но любые преобразования (реформы) должны прежде всего иметь социальный фундамент, т.е., не ухудшать положения народа.
 
Что произошло в России после распада Союза? "Сумбурные, хаотические (и хищнические) реформы привели страну на грань общественного шока. Они служили далекой цели, но проводились без учета специфики российской жизни, замусоренной психологией иждивенчества, воровства и разгильдяйства. Основной ошибкой демократов в стране являлось и является пренебрежение к образованию и науке, к социальной сфере в целом. Эта ошибка резко снизила доверие к демоуправлению, породила «новое нищенство» - ученых, учителей, врачей, пенсионеров, работников культуры и расширила поле коррупции и приспособленчества. Всё это, в свою очередь, в очередной раз привело к обнищанию духовности нации и авторитета демократии.
 
"Реформаторы проглядели торжественный во вседозволенности выход на сцену российской экономики (а значит, жизни большинства россиян) воровской экономики и близоруких (в буквальном и переносном смысле) в своем обогащении олигархов, бесцеремонно жирующих на когда-то всенародном богатстве." А.Н. Яковлев.
 
Отсутствие государственной поддержки культуры и науки, демократических законов, прозрачности экономики привели почти к полной дискредитации и уничтожению культурного слоя России. Власть, провозгласившая, что теперь государство ничего не гарантирует своим гражданам (кроме чиновников), бросило людей в дикий рынок, лукаво назвав его "дорогой к процветанию".
 
Проданные и продажные СМИ играя пагубную роль в ознакомлении населения с «инструкциями» «как надо красиво жить», фактически развратили гражданское общество, насаждая идеалы насилия, а по сути – уничтожая остатки духовности.
 
Литераторы (кто смог приспособиться) занялись производством доступного и легкого чтива, которое продавалось и продается значительными тиражами ввиду соответствующего спроса, сформированного «многоанальным ящиком».
 
Наиболее честным труженикам и всем пенсионерам стала не по карману покупка книг и подписка на толстые журналы, издаюшиеся малыми тиражами (впрочем, это процесс взаимообразный), а нечестным – вообще некогда читать: им нужно деньги приумножать, пока в стране идет растащиловка.
 
Самые низменные инстинкты, спящие в человеке, тиражировала провозглашенная в государстве свобода – свобода от моральных и этических норм под лозунгом «Обогащайся!».
 
Трагедия российского писательства – это, прежде всего, фактическая ликвидация того самого культурного слоя потребителей их произведений, т.е., читателей, коммерциализация - путем эксплуатации низменных потребностей индивидуума при общем упадке культуры, переставшей быть приоритетом духовного просвещения нации – её светочем, маяком и совестью…
 
Получилось прямо как по Марксу: надстройка нужна, чтобы обслуживать власть и экономику (базис) при постоянно идущей классовой борьбе, а без борьбы – нет у литературы цели – она погибает - так получается? Размытость духовных идеалов, отсутствие четко сформулированных целей на фоне всё более расслаивающегося по доходам общества вовсе дискредитировало «надстройку».
 
7. Компьютер - атрибут успеха не только в экономике, но и в литературе!?
 
Всеобщая грамотность и национальное бесшабашное любопытство очень сильно способствует «западению» (почти от слова "запад"!) на «примеры» элитарной жизни из «ящика», в которой компьютер стал обязательной престижной вещью, входящей в комплект удачливого бизнесмена. Владение навыками работы на нем (не всегда в поте лица!) является одним из проводников возможного профессионализма, необходимого для приличного существования. И мы, также, как в советские времена, когда наши родители соглашались потерпеть ради светлого будущего детей, так и теперь вытягиваемся изо всех сил, чтобы купить чаду компьютер. Ну а взрослые дяди и тети себе и сами купят, чтобы и печатать, и смотреть, и играть, и иногда бухгалтерией заниматься, чтобы прокормиться...
 
Крайний эгоцентризм в экономике, разобщенность индивидов в стремлении самоутвердиться в «обществе новых возможностей», сильно ущемленных (с завистью и желанием справедливости!) успехами хозяев жизни в телевизоре, отсутствие социальных «жилеток», поиск себя для самоутверждения в реформированном мире приводят к необходимости поиска вариантов общения с себе подобными.
 
Немалую роль в этом играют и амбиции, сопряженные с гордыней: А вдруг я скажу то самое главное слово, необходимое сейчас людям, у которых отобрали всё? Заодно и узнаю, насколько мой литературный труд презентабелен. Массы писателей бросают в Сеть произведения «на обкатку» - где им пробиться в Союз писателей или в толстые журналы?
 
Свобода слова предполагает свободу творчества независимо от его качества.
 
На фоне почти полного отсутствия истинной литературы и систематических средств для существования, «вброс» собственных опусов в Интернет восполняет личностный потенциал изгоя в реальной жизни. Соответствующая культура личности становится накопителем и генератором культуры Сети: «Мы книжки не читаем – мы их пишем».
 
8. От симбиоза литературы и сетературы - к общей культуре!
 
Во всей Липецкой области только 30 абонентов выписывают толстый литературно-художественный журнал Черноземья «Подъем», издаваемый в Воронеже. Задумайтесь, власти: всего 30 из миллиона с лишним нуждаются в прекрасном журнале с академическими литературными (и патриотическими) традициями!
 
Мне видится, что в России сейчас крайне необходима государственная поддержка таких журналов, направленная на проведение ими конкурсов в Рулинете по отбору и печати в толстых журналах лучших произведений сетературы – это позволило бы поднять общий уровень литературы в Инете и в целом – культуры в стране.
 
Но, видимо, это возможно только тогда, когда у государства есть четкая стратегия развития через совершенствование творческого потенциала каждого человека и общества в целом…
Дата публикации: 19.10.2008 08:55
Предыдущее: Котовая колыбельнаяСледующее: Об авторитете в реале и Инете

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Тишкина Светлана[ 02.08.2008 ]
   Очень смелая, реалистичная оценка происходящего. Браво!!! Готова подписаться под каждым вашим словом. Очень глубокий анализ предпосылок и следствий. Сила ума и слова впечатляют. Дальнейших творческих успехов вам!
   С уважением, Светлана
 
Надежда Цыплакова[ 03.08.2008 ]
   Спасибо, Света!
   Я очень торопилась и многого "не исследовала" - не написала, что было в мозгу...:)
   Но будет продолжение, однознвчно, о психологии отношении в РуЛиНете, исходя из особенностей формирования натуры русского литератора.
   С теплом,
   Надя
Виктория Павленко[ 07.12.2008 ]
   Рада, что не одинока в представлениях на происходящее, но нам дали отдушину, а не дали трибуну.
   С уважением, Виктория

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта