Туристический автобус петлял по живописной дороге, отделявшей подсвеченные утренним солнцем оранжево-розоватые горы на западе от искрящихся волн Красного моря на востоке. — Что вам еще рассказать, хабиби? — спросил в микрофон гид, в то время как мы лениво любовались пустынными пейзажами за окном. — А расскажите нам о многоженстве! Современном! — попросила молодая девушка, воодушевленная историей экскурсовода о многочисленных женах и детях фараона Рамзеса Второго. — Да! Точно! Пожалуйста! — мгновенно оживилась вся туристическая группа. — Ахмед, а у тебя сколько жен? — выкрикнул кто-то особо любопытный. Гид громко рассмеялся в микрофон. — Знал, что зададите такой воброс! Еще не было у меня ни один грубба, который не интересовал бы вобросом многожен. — Вопросом многоженства? — Я и говорю, многожен Аллах разрешил, ботому что он очень заботится о женщинах... Женская половина автобуса разразилась невообразимым хохотом: — О женщинах??? Может, о мужчинах? — практически в унисон повторили все представительницы прекрасного пола. — Нет, о женщинах, — невозмутимо продолжил Ахмед, — сейчас расскажу бочему, даже на конкретный бример. Вот был у меня один турист — русский. Бриехал в Хургада с женой отдыхать. Но так болучилось, что мужчина — бриехал на две недели, а жена — на одну только. Так вот он даже боехал в аэропорт с нами жену провожать. Я бодумал, какой хороший барень, как жена своя любит. А он — жена бровел, а в отель уезжать не хочет, остался со мной в аэроборта ждать брибытия новый грубба. Я сбрашиваю его: зачем, Басилий, остался, кубался бы себе в море вместо того, чтобы в аэроборту болдня торчать? А он мне: бонимаешь, Ахмед, сегодня бодруга моя прилетает, любовница... ну в общем, ты бонимаешь. Босмотрел я на него и стало мне обидно за ваших женщина. Бочему одна — жена? Вторая — любовница? Нехорошо! Вот у нас можно: и первая — жена, и вторая тоже — жена! Мы, мусульмане, женщина очень уважаем! Словом любовница обижать не станем. У нас все просто: влюбился — женился, влюбился — женился! — И так четыре раза, да? — продолжил мысль кто-то из туристов. — Ну, можно и четыре! — согласился Ахмед, — Но таки герои я лично не видел! — Ахмед, а ты женат? — Я? Нет, пока. Жениться — это такая головная боля, — гид обхватил голову руками, — я думаю бока, выбираю! Не знаю на русская девушка жениться или на егибтянка? — Что тут думать, женись на двух, тебе же можно! Религия разрешает! — мгновенно разрешил проблему смышленый студент, внимательно следивший за ходом дискуссии. — Нам бы так! — облизнулся полный лысоватый мужичок и запел: если б я был султан, я б имел трех жен и тройной красотой был бы окружен... Но продолжить он не успел, так как гид попался, хорошо знакомый с советским кинематографом: — Но с другой сторона бри таких дела, столько бед и забот, ах, сбаси, Алл*а*! — допел он, активно жестикулируя и пританцовывая, чем вызвал аплодисменты у большей половины группы. Русский певец почесал лысину: — Не надо о делах и заботах, Ахмед! Мы же на отдыхе! Давай, о хорошем поговорим! А многоженство — это хорошо! — добавил он и почему-то мечтательно сложил руки на груди.
Действительно, когда русский мужчина думает о Востоке, в голове сразу возникает дивная картинка: богатый пожилой араб или турок, разлегшись на подушках в роскошном дворце, покуривает кальян, а со всех сторон его окружают прекрасные черноглазые девы, развлекая пением, танцем живота и спешащие исполнить любой каприз благодетеля. У представительниц прекрасного пола России при слове многоженство в голове возникает картинка менее приятная: обрюзгший самодовольный тип, получивший в пожизненное рабство бедных затюканных женщин, эксплуатирует их безжалостнее, чем фараоны измывались над рабами при постройке древних храмов и гробниц. И пока супруг наслаждается жизнью, несчастные женщины, одетые в бесформенные робы и не имеющие даже права голоса, коротают свой век у плиты или в лучшем случае у телевизора, причем одного на всех. На самом деле и одна, и вторая картинка далеки от действительности. Мужчин, у которых две жены, в Египте на сегодняшний день, по разным данным, всего лишь от 2 до 5%. А героев, женатых на трех-четырех женщинах одновременно, найти сегодня на египетских просторах не легче, чем мумию эпохи фараонов. Ислам, действительно, допускает право мужчины на полигамный брак, однако отнюдь не поощряет и не призывает правоверных сыновей воспользоваться им. Многоженство — дело серьезное и разрешено по шариату неспроста, а учитывая целый ряд веских причин. Бывает женщина бесплодна или больна — тогда мужчина может жениться во второй раз, при этом ему не нужно расставаться с первой супругой. Кроме этого, в периоды войн мужская часть населения заметно сокращается, оставляя на произвол судьбы вдов и сирот, тогда выживший мужчина (на войне, а не из ума) может жениться на нескольких женщинах, чтобы помогать всем одновременно. Феномен мужчин «с большим сердцем» тоже учтен. Недостаточно мужчине одной женщины, что ж, пусть берет в жену еще одну, две или три. Но именно в жены! Вариант — «поматросил и бросил» — в Шариате не проходит. При этом ему не нужно бросать жен и детей от предыдущих браков. И теоретически, это может уберечь детей от потрясений, которые неизбежны при разводе родителей. Большинство современных египетских мужчин в здравом уме и твердой памяти не стремятся к созданию более, чем одной семьи, понимая всю сложность ситуации, а также то, что многоженство таит в себе гораздо больше ответственности, нежели беспечности и наслаждения от общения с женами. Ведь мужчине, желающему иметь несколько жен, необходимо предоставить каждой из них отдельный дом или квартиру, а также перед Богом муж обязуется каждой супруге уделять равное внимание, время, дарить равноценные подарки и при этом приложить все усилия, чтобы любить каждую одинаково, что на практике выполнить практически невозможно. К тому же, как пел Никулин в известной песне: «А с другой стороны, тещи тоже три!» А теща, она, знаете ли, и в Африке теща! А три тещи — это уже целый суд присяжных заседателей! Правда, стоит заметить, что еще двадцать-тридцать лет назад полигамные браки были довольно популярны среди египтян, особенно в сельской местности, где семьи с большим количеством детей всегда считались гордостью рода (а чем больше жен, тем больше детей). Сегодня же популяция «султанов» практически на грани вымирания. Видимо, не от сладкой жизни мужчины все чаще предпочитают моногамные узы полигамным, даже на Востоке. Ответственность материальная и моральная за всех жен и детей знаете ли, нелегкая ноша, и, на самом деле, многоженцам нужно было медали за отвагу выдавать, как матерям-героиням, и молоко за вредность, а не обвинять их во всех грехах мыслимых и немыслимых. А теперь поздно, никакой кунафой не заманишь египетскую молодежь в сети полигамных браков. Многоженство — шаг серьезный, иногда в пропасть, кишащую бесконечными интригами жен, и далеко не каждый готов на него решиться. Кроме того, это нерентабельное предприятие. В наши дни египетские парни ломают голову над вопросом, как бы заработать на содержание хотя бы одной семьи. А это еще та головоломка. Жизнь дорожает с каждым днем, и сознательность молодежи тоже растет. Большинство молодых семей стремятся обеспечить достойное существование и образование своим детям в будущем, а на это тоже требуются немалые инвестиции. Поэтому не только полигамные браки становятся редкостью, но и семьи с большим количеством детей, даже в Египте. Современная городская египетская семья все больше напоминает западную. А вот в египетских сериалах тема многоженства по-прежнему остается популярной. Причем, судя по сериалам, кротость и покладистость восточных женщин сильно преувеличена. Едва ли во всем Египте Вы встретите женщину, которая обрадовалась бы, если бы ее благоверный сообщил, что собирается жениться во второй раз. Сблизить первую и вторую жену может только... появление третьей, еще более молодой и красивой. Тогда первые две объединяются в своем горе и начинают дружить против третьей. В сериалах такой сюжет выглядит очень забавно. А вот еще один оригинальный поворот сюжета, подсмотренный в египетском мыле: жену терзают сомнения в преданности и любви мужа. Она устраивает за ним слежку, и в итогое ей удается найти любовное гнездышко предателя. Скандал неизбежен... Но на гневную тираду супруги: «Изменник, предатель, ненавижу! Как ты мог? Я тебя любила, верила, а ты ...» Муж, положив руку на сердце и преданно глядя своей половине в глаза, отвечает: «Дорогая, я ничего плохого не сделал, знакомься, это тоже моя жена». Так что в идеале многоженство — благо для общества: и первая — жена, и вторая — жена, и мужчина — весь такой порядочный, прямо ангел во плоти. Но на практике редкая женщина согласиться подвинуться и уступить немного места сопернице, разделив с ней свой законный статус супруги и имя — любимая. Да и вторая вряд ли захочет быть вечно второй, а не первой и фраза: «Жену и детей я не брошу! Но ты тоже можешь стать моей женой, будем жить все дружно и счастливо!» — вряд ли обрадует каждую последующую избранницу, за редким исключением. Что бы там не говорили о статистике и о том, что женщин больше, чем мужчин, и многие женщины рискуют всю жизнь прожить в одиночестве, если не признают преимущества полигамных браков, почему-то мне кажется, что такую правду ни западные, ни даже восточные женщины в своем большинстве не признают никогда. И каждая из нас, чего бы ей это ни стоило, обязательно встретит своего любимого мужчину, для которого станет единственной и неповторимой. Чего и египетским женщинам желаю. P.S. И все же, спросят наиболее эмансипированные читательницы, почему им, мужикам, можно, а нам нет? Дорогие мои, хочу вас успокоить, нам тоже можно. Ведь никто нам не запрещает: выйти замуж — развестись, сыграть свадьбу со вторым — развестись, расписаться с третьим — развестись, женить на себе четвертого... и так до установления рекорда, если есть силы и желание. А одновременно четыре мужа? Оно вам надо, своими руками такой хомут себе на шею? Это же женщине придется полжизни ходить беременной, а всю вторую половину — кормящей матерью. И это в лучшем случае, если предположить, что мужья возьмут на себя все заботы о доме и возложат на свои мужественные плечи уборку, стирку, глажку, готовку, ну и зарабатывание денег, естественно. Что маловероятно. А еще каждому ребенку на вопрос: кто мой папа? — придется отвечать: выбирай любого из четырех! Или давать ребенку сразу четыре отчества, чтобы не разориться на генетических экспертизах. Так что, дорогие женщины, давайте вздохнем с облегчением и возрадуемся тому, что многомужество нам не светит. И многоженство, кстати, нашим мужьям тоже. Пусть и не надеются. Госдума никогда такой законопроект не примет, и Верховна Рада тоже. А девушкам, оставшимся жить в Египте, тоже особо переживать не стоит. Потому как проблемы многоженства в Египте, на мой взгляд, нет. |