Жизнь человека В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что одни люди познают свое «Я» с помощью философских размышлений, другие же - через преданное служение. Невозможно простым отказом от деятельности освободиться от Кармы и одним только отречением достичь совершенства. Каждый вынужден действовать со своими качествами, и никто не может удержаться от деятельности, даже на мгновение. Тот, кто удерживает свои чувства, но чей ум постоянно привязан к объектам чувств, сам себя обманывает. А кто искренне пытается контролировать свои чувства, без привязанности к материальному, стоит гораздо выше. Следует исполнять свой долг, работать, без работы невозможно даже поддерживать свое материальное тело. Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение, иначе она явится причиной рабства. Что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним. И какие бы нормы он не устанавливал на примере своих действий, весь мир следует за ним. Невежественные люди исполняют свои обязанности ради плодов их, мудрые же делают это ради того, чтобы вывести людей на правильный путь. Чтобы не смущать умы невежественных людей, привязанных к плодам своей деятельности, мудрый человек не должен заставлять их прекращать работу, а скорее должен вовлекать их в деятельность, проникнутую духом преданного служения, для постепенного развития сознания. Тот, кому известна Абсолютная Истина, не интересуется чувственным удовлетворением, хорошо понимает разницу между деятельностью в преданном служении и кармической деятельностью. На пути к самореализации камнем преткновения становится зависимость человека от его привязанностей и антипатий. Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже не совершенным образом, чем чужие - в совершенстве. Лучше изведать неудачи, исполняя свой долг, чем выполнять чужой, ибо следовать по чужому пути опасно. Как огонь скрыт дымом, как зеркало покрыто пылью, как зародыш сокрыт в чреве матери, так и живое существо в различной степени покрыто вожделением. Таким образом, чистое сознание мудрого живого существо покрывается его вечным врагом - вожделением, которое никогда не удовлетворяется и пылает, как огонь. Чувства, ум и разум - пристанище вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение. Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа еще выше, чем разум. Человек должен укрепить ум с помощью зрелого духовного разума, и таким образом - духовной силой - победить этого ненасытного врага, вожделение. Кто не привязан к плодам своей деятельности, и кто выполняет ту работу, которую должен, тот ведет жизнь праведную. То, что именуется отречением, есть то же самое, что йога, или воссоединение с Всевышним. Человек должен использовать свой ум для освобождения, а не для деградации. Ум - и друг обусловленной души, и враг ее. Для того, кто победил ум, он - лучший друг. Но для того, кто не смог этого сделать, его ум остается величайшим врагом. Тот, кто победил свой ум, обрел спокойствие, такой человек не видит различия между радостью и скорбью, жарой и холодом, почетом и бесчестием. Человек считается достигшим самореализации, когда он полностью доволен своим положением, благодаря приобретенным знанию и пониманию. Такой человек достиг духовного уровня и полностью владеет собой. Он не видит различия между галькой, камнем и золотом. Человек считается стоящим на еще более высокой ступени духовного развития, если его ум одинаково рассматривает честных благожелателей, любящих благодетелей, нейтральных, посредников, завистников, друзей и врагов, грешников и праведников. Тот, кто соблюдает режим еды, сна, отдыха и работы, может облегчить все свои материальные страдания. Тот является совершенным, кто видит истинное равенство всех живых существ, как в счастье, так и несчастье. Пять главных элементов: ложное эго, разум, непроявленное, десять чувств и ум, пять объектов чувств, желание, ненависть, счастье, горе, совокупность, признаки жизни, убеждение - считается, что все это вместе составляет поле деятельности и его взаимодействия. Из «Веданта-Сутры» можно заключить, что основными частями этого мира являются: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Это пять главных элементов. Затем идут ложное эго, разум и стадия непроявленного состояния трех качеств природы. Пять органов чувств, позволяющих приобрести знания: глаза, уши, нос, язык, органы осязания. Затем пять деятельных органов: органы речи, ноги, руки, анус и гениталии. Над чувствами стоит ум. Кроме того, существуют объекты чувственного восприятия: обонятельные, вкусовые, зрительные, осязаемые, звуковые. Совокупность этих двадцатичетырех элементов называется полем деятельности. Затем идут желание, ненависть, счастье и страдание, являющиеся результатом взаимодействия чувств и их объектов. Признаки жизни, представленные сознанием и убеждением, есть проявление тонкого тела - ума, ложного эго разума. Эти тонкие элементы включаются в понятие поля деятельности. Пять главных элементов являются грубыми проявлениями ложного эго, которое в свою очередь есть проявление первичной стадии ложного эго, материалистической концепции, или разума в невежестве. Это, в свою очередь, представляет непроявленное состояние трех качеств материальной природы (добродетели, страсти, невежества). Тело является отражением всех этих факторов, и в нем происходят изменения: рождение, рост, существование, воспроизводство, увядание, исчезновение. Скромность, смирение, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, стойкость, самодисциплина, отказ от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; отсутствие привязанностей, спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; постоянная и чистая преданность Всевышнему, признание важности самореализации, философский поиск Абсолютной Истины - все это провозглашается Кришной знанием, а все, что бы ни существовало помимо этого, есть невежество. Живые существа в этом обусловленном мире есть Мои (Кришны) вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых ум. Живое существо в материальном мире переносит из одного тела в другое свои различные представления о жизни, подобно тому, как воздух переносит различные ароматы. Так оно принимает один тип тела и вновь покидает его, чтобы принять другое. Живое существо, получая, таким образом, другое грубое тело, обретает определенный тип ушей, глаз, языка, носа, и органов осязания, расположенных вокруг ума. Глупец не способен понять, как живое существо оставляет свое тело, как не понимает он и каким типом тела наслаждается под воздействием качеств природы. Но тот, чьи глаза открыты знанием, может увидеть все это. Бесстрашие, очищение своего существования, развитие духовного знания, благотворительность, самообладание, принесение жертв, простота, неприменение насилия, правдивость, свобода от гнева, самоотречение, спокойствие, нежелание искать несовершенства в других, сострадание ко всем живым существам, свобода от алчности, доброта, скромность, стойкая решимость, энергичность, всепрощение, сила духа, чистота и свобода от зависти и от стремления к славе - все эти качества присущи праведным людям, наделенным божественной природой. Гордость, высокомерие, тщеславие, гнев, грубость и невежество - эти качества присущи тем, кто обладает демонической природой. Божественные качества ведут к освобождению, тогда как демонические - сковывают. Демоны не знают, что следует делать, и что - не следует. В них нет ни чистоты, ни достойного поведения, ни правды. Они говорят, что мир возник из плотского желания, и что ему нет другой причины, кроме вожделения. Следуя таким заключениям, демоны, потерявшие себя и не имеющие разума, занимаются ужасной, вредной деятельностью, направленной на разрушение мира. Находя отраду в ненасытном вожделении и поглощенные тщеславием, гордостью и ложным престижем, демоны, находящиеся таким образом в иллюзии, всегда привлекаются нечистой деятельностью, притягиваются приходящим. Они считают, что удовлетворять чувства - первая необходимость человеческой цивилизации. Таким образом, до конца жизни их тревоги неизмеримы. Окутанные сетью сотен тысяч желаний и поглощенные вожделением и гневом, они добывают деньги неправедными путями во имя удовлетворения чувств. Демон думает: «Сегодня у меня есть столько денег, а будет еще больше, таковы мои планы. Теперь мне принадлежит столько то, и мое богатство будет возрастать все больше и больше. Он мой враг, и я убил его. И другие мои враги также будут убиты. Я господин всего окружающего, я - наслаждающийся. Я совершенен, могуществен и счастлив. Я самый богатый человек, окруженный аристократическими родственниками. Нет никого, кто бы превосходил меня в силе и был бы счастливей меня. Я буду приносить жертвы, заниматься благотворительностью и таким образом узнаю радость». Так подобные люди бывают обмануты невежеством. Так постоянно находясь в заботах и тревогах, запутавшись в сети иллюзий, они приобретают слишком сильную привязанность к чувственным удовольствиям и попадают в ад. Самодовольные и всегда бесстыдные, обманутые богатством и ложным престижем, они иногда с гордостью совершают жертвоприношения лишь для виду. Введенные в заблуждение ложным эго, силой, гордостью, вожделением и гневом, демоны начинают испытывать зависть и богохульствуют. Завистливые и злонравные, низшие среди людей, низвергаются в океан материального существования, в различные демонические формы жизни. Многократно рождаясь среди демонических форм жизни, такие люди постепенно опускаются к самым отвратительным формам существования. Трое врат открывают дорогу в ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый разумный человек должен отказаться от них, так как они приводят к деградации души. Поэтому человеку необходимо понять, в чем состоит его долг, и что таковым не является. В соответствии с качествами природы, полученными воплощенной душой, вера может быть трех видов - в добродетели, в страсти или в невежестве. Согласно влиянию на него различных качеств природы человек развивает определенный вид веры. Люди в добродетели поклонятся полубогам, в страсти - демонам, а те, кто в невежестве, почитают призраков и духов. Даже пища, которую предпочитает каждый человек, бывает трех видов, в зависимости от трех качеств материальной природы. Тоже относится к жертвоприношениям и благотворительности. Пища, дорогая тем, кто в добродетели, увеличивает продолжительность жизни, очищает их существование и дает силу, здоровье, счастье и удовлетворение. Такая пища - сочная, маслянистая, здоровая и приятная сердцу. Пища слишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая и горячая дорога тем, кто в страсти. Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, пища безвкусная, разложившаяся и испорченная, и пища, состоящая из остатков и непригодных продуктов, дорога тем, кто находится в невежестве. Благотворительность, совершаемая из чувства долга, без желания получить что-либо взамен, в надлежащее время и в надлежащем месте и по отношению к достойной личности, относится к добродетели. К страсти относится такая благотворительная деятельность, которая совершается в расчете на какое-то возмещение, или из желания что-либо за это получить, а также и та, которая совершается неохотно. А милостыня, поданная в нечистом месте, в неподходящее время, недостойной личности или без должного внимания и уважения, относится к невежеству. Существуют три причины, побуждающие к деятельности: знание, объект познания и познающий, а чувства, действие и исполнитель являются тремя составляющими деятельности. В соответствии с различными качествами материальной природы, существует три вида знания, деятельности и исполнителя деятельности. Знание, посредством которого человек видит одну неделимую духовную природу во всех живых существах, хотя они разделены на бесчисленные формы, есть знание в добродетели. Знание, говорящее, что вид живого существа определяется телом, в котором оно пребывает, считается знанием в страсти. Знание, порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, очень скудное и не отражающее истину, считается принадлежащим к тьме. Деятельность, регулируемая и исполняемая без привязанности, без любви или ненависти и без желания что-либо получить взамен считается деятельностью в добродетели. Деятельность, на которую затрачиваются большие усилия, выполняемая тем, кто ищет удовлетворения своим желаниям, и проистекающая из чувства ложного эго, называется деятельностью в страсти. Деятельность, совершаемая в иллюзии, в пренебрежении, без заботы о влекомых за него рабстве, насилии или причиняемых другим страдания считается принадлежащей к невежеству. Тот, кто исполняет свой долг, свободный от влияния качеств материальной природы (добродетели, страсти, невежества) и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в успехе или поражении, считается действующим в добродетели. Тот, кто работает, будучи привязан к своей работе и ее плодам, кто желает наслаждаться этими плодами, кто жаден, всегда завистлив, нечист, и движим радостью и печалью, считается пребывающим в страсти. А тот, кто постоянно занят деятельностью, противоречащей наставлениям, материалистичный, упрямый, лживый и изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный, тот считается действующим в невежестве. Понимание, посредством которого человек знает, что следует делать, и что не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает, и что освобождает, такое понимание относится к добродетели. То понимание, которое не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не следует, принадлежит к страсти. Понимание, принимающее безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы всегда устремленное в ложном направлении, находится в невежестве. Непоколебимая решимость, неотступно поддерживаемая практикой, которая, таким образом, контролирует деятельность ума, жизни и чувств, есть решимость в добродетели. Та решимость, с которой человек устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного удовлетворения, имеет природу страсти. А та решимость, которая не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения, такая глупая решимость принадлежит к тьме. Существует также три вида счастья, которым наслаждается обусловленная душа, и благодаря которому она иногда может обрести свободу от всякого страдания. То, что в начале подобно яду, а в конце подобно нектару и что пробуждает человека к самосознанию, есть счастье в добродетели. То счастье, что возникает от соприкосновения чувств с их объектами, что вначале подобно нектару, а в конце - яду, имеет природу страсти. То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с начала до конца, которое проистекает из сонливости, лености и иллюзии, имеет природу невежества. Нет ни одного существа, ни на этой планете, ни среди полубогов на высших планетных системах, которое было бы свободно от этих качеств, порожденных материальной природой. Одним людям присуще спокойствие, самообладание, чистота, терпение, честность, знание, мудрость и религиозность. Другим героизм, сила, решимость, находчивость, отвага в бою, благородство, умение руководить. Третьим земледелие, скотоводство, торговля, а четвертым физический труд и служение другим. Следуя качествам, присущим его деятельности, каждый человек имеет возможность достичь совершенства. Поклоняясь всепроникающему Господу, от которого произошли все существа, человек, может достичь совершенства, исполняя свои обязанности. Лучше заниматься своим собственным делом, даже выполняя его несовершенно, нежели в совершенстве исполнять чужое. Обязанности, предписанные в соответствии с природой каждого, никогда не вызывают греховных реакций. Как огонь всегда сопровождается дымом, так и любое усилие влечет за собой какие-то недостатки. И потому человеку не следует отказываться от деятельности, порожденной его природой, даже если эта деятельность полна изъянов. Тот, кто контролирует себя и ни к чему не привязан, и кто не интересуется материальными наслаждениями, может через отречение достичь высочайшей совершенной ступени свободы от реакций. Всевышний Господь пребывает в сердце каждого и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии. Так наставлял Кришна своего друга Арджуну. И это сокровенное знание, несомненно, относится к человеку сознательному, человеку Пятой Расы, вступившему на инволюционный путь восхождения от материи к духу. Статья из книги Симина В.И. «Философия». |