ИЦХАК КАГАНОВ: ПОЭТ И МЫСЛИТЕЛЬ Известна судьба многих писателей, которое в "советское время" писали в стол, с надеждой, что когда-то опубликуют свои произведения. Но, поэту-зэку Ицхаку Каганову писать в стол даже не приходила мысль. Просто у зэка не было стола, не было и бумаги. Да и стихи он писал на иврите. И не дай бог, если бы их нашли энкэвэдэшники. Второго смертного приговора ему бы не избежать. Но он писал… и запоминал их наизусть. Целых 480 стихотворений сочинил поэт в лагере на иврите, языке которым он страстно увлёкся с детства!!! Кроме того, на иврите он писал и запомнил книгу размышлений об истории, судьбе и сущности еврейского народа. Не это ли нравственный урок тем репатриантам, которые прожили в Израиле 10-15 лет, но так и не выучили родного языка!!! Ицхак родился в 1904 году в городе Горки Могилевской губернии. Сначала учился у деда – раввина, затем в хедере и талмуд-торе. Ещё в юности увлекся идеями сионизма. Известно, что он был участником первой конференции Хе-Халуц в Харькове (15–18 января 1918). Это было молодежное движение, целью которого ставилась подготовка еврейских юношей и девушек к поселению в Эрец-Исраэль. Идея такого движения начала зарождаться после прокатившейся в 1881 г. по России волны погромов. В конце 1918 г.И. Каганов создал в родном городе Горки организацию Агуддат но‘ар леуммит «Ха-Тхия» (Национальная еврейская юношеская организация «Возрождение»). Стремление к знаниям привело его в 1921 году в Петроград, где он поступил в университет. Но учиться пришлось всего два года. Увлекла поэзия на иврите, которой он решил посвятить всю свою жизнь. Затем работает учителем в еврейской школе, а в свободное время посвящает поэзии. В 1926 году вышла его первая и единственная в Советском Союзе публикация — мистическая поэма «Кта‘им» («Фрагменты»; в сборнике «Брешит» — «Вначале»; М.–Л., 1926). Поэма была посвящена миссии поэта, который, жертвуя собой, освещает путь земного бытия. Автор предчувствует и предсказывает высокий трагизм своей судьбы. С середины 1920-х годов, после запрещения в СССР иврита, Каганов временно не пишет стихи. В 1930–33 гг. он учился в театральной студии Ш. Михоэлса в Москве. В 1934–36 гг. работал в театрах Симферополя и Днепропетровска. Известно, что Театр еврейской молодёжи (ЕврТРАМ) в Днепропетровске работал с 1930 года. В его штате было 35 человек, а репертуар состоял из десяти еврейских пьес и одной украинской, а также концертной программы. Своей постоянной площадки театр не имел и кочевал по клубам. Художественным руководителем и заведующим литературной частью был в нём Ицхак Каганов. Началась Великая Отечественная война. С первых дней он на фронте, командует артиллерийской батареей. И только после войны, в 1947 году вернулся к литературному творчеству на иврите. Работает над автобиографическим романом «Тахат шамаим ахурим» («Под мрачными небесами»). Рукопись первых глав, которую Каганов пытался передать для публикации в Эрец-Исраэль, попала в руки органов НКВД. 12 сентября 1948 г. Каганов был арестован и вместе с группой ивритских писателей и культурных деятелей (Ц. Плоткин , Ц. Прейгерзон и другие) обвинен в принадлежности к «националистической сионистской антисоветской организации» и осужден на 10 лет. В лагере вновь был судим и приговорен к расстрелу, однако «самый справедливый суд в мире», учтя фронтовые заслуги командира артиллерийской батареи, заменил «высшую меру наказания» 25-летним сроком заключения в концлагерях. Спасла смерть в 1953 году «отца народов». И через два года Каганов был освобожден и вскоре реабилитирован. В 1976 году ему удалось репатриироваться в Израиль, окунутся в его любимую языковую среде. Через год в Израиле вышел поэтический сборник «Бе-кол шофар» («Гласом шофара», Тель-Авив, 1977), который состоял из десяти тетрадей, каждая с указанием места написания: Москва, Лефортовская тюрьма; Караганда, камера смертников; Тайшет; Озерлаг и т. д. В 1978 году вышла книга «Торат ха-тамир» («Учение о Сокровенном», Тель-Авив, 1978),состоящая из трех частей. В ней автор анализируя многовековую историю еврейского народа, рассматривая все этапы развития еврейского духа, автор пытается постичь удивительную тайну вечного существования евреев и выдвигает свою концепцию понятия «нация». «Еврейский народ, считал Каганов, – сделал шаг навстречу эпопее, в которую вступит все человечество в своем земном и космическом будущем». Возрождение Израиля, по мнению Каганова, несет в себе будущее возрождение человечества. Ицхак Каганов до последних дней работал над мемуарной книгой «Швилин нехирин» («Разведанные тропы»; пока не опубликована). Он умер в 1978 году в городе Ашдоде. Может быть, этот материал о Ицхаке Каганове прочитает человек, который окажет помощь в издании его мемуарной книги? |