Три истории. Всё, о чём здесь рассказано, происходило на реках – притоках Оби в её нижнем течении и на озёрах Ханты-Мансийского автономного округа. В местах, которые уже «задела» цивилизация, но серьёзного урона ещё не нанесла. Рыба в реках и озёрах пока есть, но с каждым годом за ней приходится ездить из городов всё дальше и дальше… История первая. Закрытие летнего сезона. Вам не приходилось достаточно неожиданно попадать в, казалось бы безвыходную ситуацию? Но, по истечении очень короткого времени, не имея никаких видимых оснований, внутри вас вдруг появляется ощущение, нет, скорее даже уверенность, что всё благополучно разрешится? Подобный случай был у меня лет семь – восемь назад. Тогда мы только начинали работать в одном из северных нефтедобывающих городов. Первый год работы близился к завершению. Была тёплая, затяжная осень. Середина октября, а небольшой минус только иногда по ночам. Днём 12 – 15 градусов тепла, и только изредка дожди. В это первое лето мне с шефом, совместно с местными рыбаками, удалось трижды выехать на реку порыбачить. Река обычная, северная. Извилистая «змейка», поворот за поворотом, отмели, «косы», заводи, торчащие брёвна и деревья из воды. Завалы леса у крутых подмытых берегов, топляки на косах. Но река рыбная, и рыбалки были удачными. Учитывая выше сказанное, захотелось закрыть летний сезон на мажорной ноте. Первоначально собиралась команда из шести – семи человек на двух лодках, но в результате отправились трое на одной. Я с шефом и местный рыбак. Лодка дюралевая, мотор «Меркурий» 25 л.с. Ушли утром в субботу с тем, чтобы вернуться к вечеру в воскресенье. Пошли вверх по течению примерно до середины между местом, где мы спустили лодку на воду, и посёлком «Горный», в котором осталось с десяток жилых дворов. А это километров тридцать, т.е. около полутора часов хода. Прибыв в намеченное место, начали методично облавливать «закоски», заводи, берега у устьев ручьёв. (Орудие ловли – спиннинги.) Но рыбы практически не было. К вечеру у нас в лодке оказалось несколько окуней и одна щучка. На ночь встали на одной из бесчисленных кос. Поставили палатку, натаскали дров. Уху варили уже в темноте. Ночь прошла спокойно. В спальниках на надувных матрасах было тепло. Под утро выпал небольшой снежок. После утреннего чая решили поспининговать на этой же косе. Метрах в пятидесяти от палатки наткнулись на свежий след молодого медведя, и тут нам почему-то захотелось сменить место рыбалки. Быстро свернулись, загрузились в лодку и продолжили поиски рыбы, сплавляясь вниз по течению. Несмотря на все наши ухищрения, рыбы не было. Часа в три дня шеф предложил вернуться вверх в одну из заводей, где было несколько поклёвок. Поднялся приличный ветерок. На открытых продуваемых участках реки поднялась волна, но мы упрямо «летели» со скоростью под 40 км в час к намеченной цели. Вдруг резкий удар, и … тишина. Поворачиваю голову к корме ( лодкой управлял местный рыбак - Михалыч), трое в лодке ( считая меня ) – мотора нет. Только за кормой медленно погружается в воду сорванная лопнувшим страховочным тросом крышка с надписью «Меркурий». По всей видимости мы налетели на бревно, торчавшее нам навстречу как пика, но не выступавшее из под воды. Глубина здесь метров шесть, течение быстрое, но сильный ветер удерживал лодку практически на месте. Радовало то, что лодка была на плаву, и никто из неё не вылетел. Больше причин для радости в ближайшее время не предвиделось. При помощи одного весла ( второго в лодке не оказалось ) мы добрались до ближайшего берега. Установили хорошо видимый с воды знак в виде креста, вырубили пару шестов и присели обдумать ситуацию, в которой оказались. Вечерело. До поджидающей нас машины по реке километров тридцать. В это время ( вечер воскресенья, середина октября ) моторных лодок на реке в принципе быть не могло. Рассчитывать приходилось только на себя. «А мне завтра в восемь утра надо быть на планёрке» - сказал Михалыч. «А меня в девять утра ждут на совещании в объединении» - сообщил шеф. «А у меня завтра с утра закрытие договора, ждут представители Заказчика» - добавил я. И мы решили плыть по течению до темноты. При помощи весла и двух шестов в ближайшие полчаса нам удалось одолеть метров сто. Мешал сильный, холодный встречный ветер. Стало ясно, что с такой скоростью передвижения мы и за двое суток до места не доберёмся. И вдруг ко мне пришло ощущение, что каким – то образом мы сегодня выберемся. Побулькав шестами и веслом ещё минут пятнадцать, мы сделали перерыв. Сквозь шум ветра и бьющихся о лодку волн мне послышался слабый звук мотора. Послышался и стих. Но кроме меня никто его не услыхал. Пока мы переговаривались на эту тему, стало явно слышно мотор, и,… опять тишина. Ещё через четверть часа звук опять возник и стал приближаться. У моих товарищей появилась надежда на спасение, а у меня абсолютная уверенность. Из – за поворота показалась моторка. Она шла вверх по течению к п. Горный. Мы уже собрались кричать, как у противоположной косы двигатель опять заглох. В лодке был один человек. Он минут десять повозился с двигателем, подёргал заводной шнур, завёлся и направился в нашу сторону. Мы замахали ему руками, издавая радостные крики. Это оказался житель п. Горный, задержавшийся с отплытием домой из – за поломки лодочного мотора. Узнав о случившемся , он нам посочувствовал. Сказал, что этим летом дважды вылетал из лодки при подобных столкновениях, но помочь отказался. Причина – наступление ночи, его ждали в Горном, да и двигатель барахлит – доплыть бы. Пришлось мне переговорную миссию брать на себя, и через десять минут мы связали лодки бортами и поплыли вниз, к ожидавшей нас машине. Первые полчаса мы шли со скоростью 10 – 15 км в час, затем стемнело. Хорошо, что у нас был достаточно мощный фонарь с нормальными батареями. Мы им подсвечивали в те промежутки, когда луна пряталась в тучах, но скорость передвижения упала максимум до 5 км в час. К часу ночи нам всё же удалось добраться до места, откуда началось наше путешествие. С нашим спасителем мы рассчитались, определили его на ночёвку в вахтовое общежитие, отзвонили в Горный, чтобы о нём не беспокоились. Вот такое получилось закрытие сезона. Запомнилось оно надолго, но уроки на будущее мы извлекли. История вторая. Закрытие зимнего сезона. Этот выезд был впятером (включая водителя) на УАЗе «буханка», на последнюю зимнюю рыбалку в этом сезоне. Выехали в три часа ночи с тем, что бы к рассвету добраться до места. В салоне УАЗа столик, заставленный банками и бутылками с пивом, а так же тем, что к пиву. Настроение приподнятое, спать не хочется. Разговоры под пивко, воспоминания о забавных и интересных случаях из предыдущих рыбалок, планы на будущие. Подъехали мы в тот раз ко второму заезду на озеро. Лыжи не брали, т.к. от машины до озера метров 70, и натоптана тропа. Передвижение по льду тоже не предвещало проблем, наст на 15 градусах мороза держит хорошо. Быстро выгрузились, рюкзаки и мотобур уложили в пластиковые сани и «поехали» на лёд. Ближайшие полтора часа поисков окуня не увенчались успехом. Вот тут и вспомнилось, что рыба, как известно, клевала вчера, и, может быть, будет завтра. А сегодня…. И ловится она лучше у противоположного берега. А озеро почти круглое, и диаметром километра три. И мы пошли к тому берегу. Пока шли, слева от нас, примерно в километре виднелись три группы рыбаков, человек по двадцать каждая. Дошли достаточно быстро, примерно на полкилометра дальше последних рыбаков. Просверлили по паре лунок на каждого и там, на удивление, оказалось «клёво»! И в прямом, и в переносном смысле. Брал килограммовый окунь, каждые две-три минуты поклёвка. Воды от нижней кромки льда до дна было сантиметров двадцать. Поэтому после подсечки голова крупного окуня оказывалась в лунке и, после короткой борьбы, очередной красавец- горбач оказывался на снегу. Иногда при подсечке леска не выдерживала, и приходилось брать тайм-аут на перевязывание мормышки. Около наших лунок начали расти кучи из этих окуней. Первым пришёл в себя Прокопыч. Отложил удочку в сторону и битком набил свой двухведёрный рюкзак. Вторым очнулся я. Прикинул, сколько мы поймали рыбы, и понял, что нам её не увезти. Подошёл к «шефу» и прозрачно намекнул, не пора ли нам отдохнуть от такого активного лова? Шеф понял только с третьей попытки. Самым «трудным» оказался Михалыч. Мы втроём сели около него и просто наблюдали, как он раз за разом вытаскивал килограммовых красавцев. Никакие уговоры о прекращении лова на него не действовали. Шеф произнёс: «Я просто восхищаюсь его неимоверной жадностью!» Но и это не подействовало. Тогда мы собрали свой улов в два пятиведёрных мешка и поставили перед ним. А я спросил : «Михалыч, у тебя уже столько же рыбы. Как ты её увезёшь за три километра?» Эти аргументы его сломали. Вчетвером собрали оставшуюся рыбу – получилось ещё два таких же мешка. Вопрос транспортировки улова встал ребром. Чтобы меньше было везти, решили как следует перекусить. Коньяк «Багратион», под нехитрый тост «Чтоб Кремль стоял, и деньги были», помог нам избавиться от съестных припасов. По завершении этой процедуры Михалыч изрёк : «Главное при этом – не закусывать жёлтым снегом». Груз мы разместили на двух пластиковых санях – корытах. В то, которое поменьше – загрузили мотобур, снасти и мешок Прокопыча. Получилось килограмм под сорок. Оставшиеся четыре мешка рыбы мы уложили во второе корыто. Решили, что его потащат трое по севшему на солнце снегу к первому заезду. Всё – таки на полтора километра ближе. А я с малым корытом – на противоположный берег к УАЗу, и затем подъеду к первому заезду. Мы разошлись под углом примерно 30 градусов. Снег на весеннем солнышке подтаял, от хорошего наста не осталось и следа. Тем не менее минут через двадцать я уже не мог различить своих сотоварищей на фоне первого скопления рыбаков. Путь их был труден. Двое, одев через плечо лямки, тянули, а третий толкал 150-ти килограммовое корыто. Просто картина «Бурлаки на озере». Метров через сто все падали и ели снег, не глядя на его цвет. Затем подъём и ещё бросок на сто метров. Проходя через первое скопление рыбаков наши «бурлаки» раздали один мешок окуней, т.к. здесь оказалось почему – то «не клёво», а физиономии у рыбаков при виде нашего улова вытягивались. Впереди были ещё две группы рыбаков. Щедрость «бурлаков» росла пропорционально пройденному расстоянию. В результате они вышли только с одним мешком рыбы, все мокрые от пота и с безумной жаждой. Мы с водителем их уже поджидали. Мне удалось преодолеть свои три километра быстрее, чем им полтора. Вода, чай, напитки «завтрашнего утра» ( актимель, йогурты, … ), пиво … - всё было к их услугам. Приходили в себя часа полтора, заново переживая отдельные моменты доставки улова и самой рыбалки. На обратном пути, отдыхая за столиком в УАЗе, пришло понимание того, что на зимней рыбалке помимо удачи нужен ещё и снегоход. История третья. Февраль, глухозимье. В декабре порыбачить так и не удалось – конец года, работа без выходных, а как суббота, воскресенье – так мороз под минус сорок. Январь тоже не удался – под минус пятьдесят, а временами и за пятьдесят. Вот и встретились мы в феврале на работе у Михалыча. Производственные вопросы решили минут за двадцать и переключились на рыбацкие. Куда поехать в ближайшую субботу, воскресенье? И чтобы поездка была не «холостой»? Обзвонили надёжные «источники», развернули карты, посидели, подумали и решили проверить группу озёр километров за 180 от города. К тому же где-то там должен быть вагончик, лет пять назад сброшенный с вертолета. Тут же определился состав «экспедиции» - пять человек, включая водителя, и время сбора и выезда. В субботу, в половине седьмого утра, на УАЗе «буханке» собрали всех участников и подъехали к гаражу, в котором был прицеп со снегоходом, с санями. Помимо этого буры, лыжи, генератор … и много всякого прочего, так необходимого на зимней рыбалке с ночёвкой. Выкатили прицеп, загрузили его, загрузили УАЗ и в семь часов отъехали от гаража. Минут через двадцать, на выезде из города, в круглосуточном магазине «Лачин» докупили питьевой воды, баночного пива, кальмаров и орешки к пиву. Столик в салоне «буханки», у которого легко усаживалось четыре человека, просто располагал к «перекусу» с пивком, да и время в пути при этом проходило гораздо быстрее. Часа через четыре мы доехали до песчаного карьера, от которого до озёр надо было добираться на снегоходе. За полчаса разгрузили прицеп, прогрели снегоход, загрузили двое саней, прицепили их «цугом» к снегоходу и отправились по снежной целине к озерам. Приёмник «Джи – Пи – Эс» помог достаточно точно по лесотундре добраться до намеченного озера. Выехали как раз на тот берег, на котором и был вагончик. До вечерних сумерек оставалось часа два. Зимний день в феврале короток в местах, от которых до полярного круга километров триста. Поэтому, не теряя времени, перетащили вещи в вагончик, растопили печурку, оставили «дневального» на заготовку дров, поддержание огня в печи, наведение порядка в вагончике. А сами на озеро. Надо ведь до темноты и разведку сделать, и на уху поймать. Озеро овальной формы, километра полтора на два, с сильно изрезанными заливчиками берегами. С противоположного берега втекает ручеёк из соседнего озера, на нашем берегу, недалеко от вагончика, вытекает ручей. Отсюда мы и начали рыбалку. Американский мотобур значительно ускорил процесс сверления лунок, и мы довольно быстро нашли стайку окуней. До сумерек вытащили десятка два с половиной и пару щучек килограмм по полтора каждая. Начало темнеть. Мороз усилился градусов до тридцати. Быстро собрали рыбу, снасти и подъехали к вагончику. Рядом с ним уже была куча дров, тихо жужжал японский киловаттный генератор. В вагончике было тепло и светло. Как приятно с мороза попасть в такую «гостиницу»! Для начала попили чайку, а затем принялись за приготовление ухи. Часа через полтора уха удалась, и причём очень. Все её оценили, да к тому же под уху было, и, как раньше говаривали, каждому по потребности. Так за разговорами, воспоминаниями, рыбацкими историями незаметно вечер перешёл в ночь. В вагончике, на полатях, одновременно могли лечь четыре человека, пятый дежурил у печки. Так, по очереди меняясь, чтобы поддерживать огонь в печке, отдохнули до утра. Утро нас встретило морозной дымкой –38 градусов мороза, но это нас не испугало. После утреннего чая вышли на лёд, тем более, что место ловли от вагончика было в пределах 40 – 100 метров. Снова пробурили около двух десятков лунок ( с учётом намерений ловить щук жерлицами). Довольно быстро нашли пару «рабочих» лунок, из которых стали добывать окуньков. Клев был вялый, но, используя различные виды игры мормышки, удавалось периодически вылавливать «полосатиков». Если окунёк был небольшой, то его сразу брали в рукавицу ( мороз всё – таки под сорок) и бегом устанавливать жерлицу. Побегав таким образом немного больше часа, мы поставили около двух десятков жерлиц и поймали окуней на уху. С подъёмом солнца из – за горизонта, морозная дымка потихоньку исчезала. Особого клёва не было, и мы решили зайти погреться в вагончик. «Гостиница» была в полном порядке – тепло, светло, горячий чай, а из окошка видно с десяток жерлиц. В этих комфортных условиях у некоторой части нашего коллектива возникло желание провести «работу над ошибками», совершёнными вчера вечером под уху. Я же с водителем ограничился только чаем. Процесс отдыха был в разгаре, и тут в окошко мы увидели две сработавшие жерлицы. Быстро одевшись, я направился к ним. При подходе, слева в отдалении, обнаружились ещё две сработавшие жерлицы. Эту радостную весть я сообщил по мини-рации отдыхающим в вагончик. Через пять минут все рыбаки были на льду. Четыре жерлицы – четыре щуки - неплохое начало. Щуки не крупные, от двух до трёх килограмм. Их я отнёс «дневальному» в вагончик для приготовления обеда из двух блюд – уха плюс жареная щука. В дальнейшем лов шёл с переменным успехом. Бывали сходы, срывы живца, пустые поклёвки. Перед обедом я взял снегоход, четыре жерлицы, бур и поехал к противоположному берегу, в заливчик с ручьём. Поставил жерлицы и вернулся. К часу дня стало теплее градусов на пятнадцать. Десятка полтора щук было поймано, и мы решили сделать перерыв на обед. Запах ухи и жареной рыбы ощущался ещё при подходе к вагончику. Все с огромным аппетитом принялись за эти деликатесы. После нескольких часов, проведённых на морозе, вкуснее, кажется, ничего не бывает. Но особо рассиживаться никто не собирался – от обеда до вечерних сумерек времени мало. Да и щука периодически напоминала о себе флажками жерлиц. Сразу после обеда я поехал проверить жерлицы у противоположного берега. Издалека увидел четыре флажка. Однако на первой не было ни щуки, ни живца. На второй сидела щучка килограмма на два. При вытаскивании третьей почувствовал довольно приличное сопротивление и никак не мог завести рыбу в лунку. Взял багорик, и с его помощью, со второй попытки всё-таки завёл добычу в лунку и вытащил на лёд. Каково же было моё удивление, когда я увидел, что это две щучки килограмма по два с половиной каждая. Причём обе они сидели на одном тройнике, и наверняка сошли бы, если бы не закрутились дополнительным поводком, и не забагрились его крючком. На четвёртой жерлице была ещё одна пятнистая хищница килограмма на три. Вот такой вот стопроцентный результат – четыре жерлицы, четыре щуки. К концу дня десятка три щук мы выловили. Попили чайку перед отъездом. Оперативно собрались, и в сумерках подъехали к УАЗу. Рыбалка, по общему мнению, удалась. Настроение поднялось, а место ловли получило название «Озеро с гостиницей». |