Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Валентина Томашевская (Лавиния)
Объем: 18097 [ символов ]
Серверный мой венец. Вне конкурса.
И хотя Катаев в своей книге "Алмазный мой венец" пишет нам о своей догадке: время не существует, подтверждая ее цитатой из черновых записок Достоевского: »Что такое время? Время не существует, время есть цифры, время есть отношение бытия к небытию» и обосновывая этой мыслью свою литературную раскованность, он сам же себя опровергает, выражая дух времени через деталь, через диалоги, рассказывая о тех, кто стал гордостью русской литературы.
«Есть вещи нетленные, то что вне времени!»- говорит мне читатель. «Вещь тленную от нетленной отличает тонкая грань, искра, игра»,- отвечаю я.
Жизнь понятиями движения, пространства и времени полна. Невольно задумываешься, как соотносятся эти понятия. Рассказывая о прежнем облике Москвы, писатель аппелирует к пространству, но ведь те постройки, которые остались лишь в его памяти, унесли с собой время, время своей истории. Также, как и Чрево Парижа - ныне снесенный рынок, некогда воспетый Эмилем Золя - пространство и время, ушедшее в историю, на его месте остался след памятника, живым оставило его слово писателя.... Пространственно-временной континиум, как теперь говорят.
 
Были в кинотеатре, по нынешним временам событие: второй раз за пятилетку.
Снова в малом зале, ибо зрителей, как и в прошлый раз (для знакомства в первый раз выбрала фильм "Гейша", потом приобрела диск. Вот оно, время. Помните, как мы бегали в кино? Билет на детский сеанс стоил 10 копеек, на взрослый - 20 - в двух первых рядах),
было немного.
Мягкие зеленые кресла,объединенные темной древесной планкой, садясь в которые непривычно тонешь едва ли не до самого пола. Ряды кресел расположены не полукругом, а наискосок: помещение небольшое, боковое. Из фойе - доносится легкий аромат воздушной кукурузы. Мини-журнал-ролик, затем фильм. Сидящая сзади женщина спросила: "Это уже начался фильм?" "Да,"- ответили мы.
Фильм "Der Vorleser" снят по одноименноve роману Бернарда Шлинка "Чтец".
В главных ролях Кейт Уинслет (главная роль в фильме "Титаник") и Рэйф Файнс ("Список Шиндлера", "Грозовой перевал" и др.).
Временные пласты, сюжет лихо закручен, надо подумать... Идем после фильма и размышляем.
 
Тема Холокоста преподносится под необычным углом зрения: через случившуюся в 50-е годы любовную связь 15-летнего подростка из состоятельной семьи Михаэля и 36-летней Ханны, кондуктора трамвая. Она неграмотна, но скрывает это, и просит своего юного возлюбленного читать ей книги, которые юноша изучает в школе. Много лет спустя герой, ставший юристом, обнаруживает Ханну на скамье подсудимых. Она обвиняется в том, что, будучи в годы войны надзирательницей в Аушвице, сознательно не открыла дверь барака во время пожара и тем самым обрекла на смерть двести находившихся там женщин. Михаэль — единственный, кто понимает: Ханна не пренебрегла письменным распоряжением - не смогла его прочесть. Но, к своему изумлению, видит, что Ханна и не думает оправдываться, а принимает всю вину на себя…
Необычный угол зрения: мы смотрим на все глазами молодого человека, который любил эту женщину. И, вероятно, такое видение стало возможным лишь время спустя после войны.
Ханну приговаривают к пожизненному заключению. Михаэль посылает ей в тюрьму кассеты с записями читаемых им книг, но письма ей не пишет. Ханна научилась читать, сверяя звучание текста по книгам. Накануне выхода из тюрьмы (она подала прошение об освобождении чере 18 лет) Ханна кончает жизнь самоубийством.
 
Ходили с учительницей, потом будем обсуждать на занятиях.
 
Нашла в инете роман Бернарда Шлинка "Чтец".
Начинаю читать.
Одно из первых предложений автора :
"У старого дома при той же высоте было четыре этажа: первый, сложенный
из отшлифованных алмазом силикатных квадров, и над ним три этажа добротной
кирпичной кладки с эркерами, балконами и оконными обрамлениями из песчаника,"-
отправляет меня в лексическую путь-дорогу.
 
Новое для меня слово: эркер. Набрала в поисковике.
Эркер («Erker») — немецкое слово, которое может быть переведено как «фонарь», «выступ в стене».
Эркером называют застекленный, выступающий из плоскости фасада выступ, полукруглый, треугольный или многогранный. Чаще всего проходит через несколько этажей и увеличивает площадь внутренних помещений, улучшает их освещённость солнцем.
 
Смотрю и слово брандмауэр
Брандмауэр (нем. Brandmauer (стена, которая разделяет смежные здания, предохраняя от распространения пожара) — заимствованный из немецкого языка термин, являющийся аналогом английского firewall в его оригинальном значении.
Брандмауэр Windows, ранее известный как брандмауэр подключения к интернету (ICF), — это средство защиты, которое отслеживает и ограничивает обмен данными между компьютером и сетью или интернетом. Брандмауэр Windows защищает компьютер от несанкционированных попыток доступа извне.
 
...Не помню, как назывался тот фильм. Его героиня, вырвавшись из тюрьмы, первым делом добралась до компьютера и стала искать необходимые ей данные.
Тогда еще у меня не было своего компа, ноутбука.
 
Квадр(от лат. quadrum - четырехугольник) – каменный блок в форме параллелепипеда, употребляемый для кладки стен и сводов.
Другие значения этого слова ведут в интимные сферы...
 
Но достаточно архитектурных терминов - к тексту.
 
"На ее тогдашнее лицо в моей памяти наложились ее более поздние лица. Когда я
вызываю ее перед своими глазами, такой, какой она была тогда, то она
является мне без лица. Мне приходится его восстанавливать. Высокий лоб,
высоко посаженные скулы, бледно-голубые глаза, полные, без впадинки,
равномерно изогнутые губы, крепкий подбородок. Большое, строгое, женственное
лицо. Я знаю, что оно показалось мне красивым. Однако сегодня его красоты я
не вижу."
 
...Работа с временными пластами памяти плодотворна и многогранна, палитра красок становится более гибкой и богатой : один понятийный слой наносится на другой, многое проясняя. Это же присуще творческому стилю Валентина Катаева, в частности его книге "Алмазный мой венец", с которой я и начала этот разговор.
 
Мне вспомнилось: однажды к нам в гости приехал дядя Ян, и я спросила его, какой была та девушка, Мария, с которой он, будучи интернированным в Вене весной 45, познакомился и потом переписывался некоторое время. Дядя улыбнулся и сказал, что все молодые красивы...
Вероятно, он не помнил ее лица, помнил только ощущение женственности.
 
Весна 45-го в Вене.
 
Читаю дальше.
 
"Я не выдавал никаких тайн и не выставлял Ханну в дурном свете, нет. Я
не открывал ничего из того, что мне следовало держать при себе. Я держал при
себе то, что мне следовало открыть. Я не признавался в наших отношениях. Я
знаю, что отречение является неброским вариантом предательства. Снаружи не
видно, отрекается ли человек или только оберегает какой-то секрет, проявляет
тактичность, избегает неприятностей и неловких ситуаций. Однако тот, кто не
признается, все очень хорошо знает. И отречение в той же мере обрекает на
гибель любые отношения, как и самые эффектные варианты предательства."
 
Тема отречения - интересная тема. Посмотрела в словаре Вл.Даля:
Отреченье, отречь, отрещи, см. отрекать.
Отрекать, отречь что, отрицать, отрещи или отречь, не признавать истиной или за истину, отвергать или опровергать. Признавая Бога, отрицаю дьявола, как существо.
Отреченная грамота , отказная, коею владетельная особа или высшее духовное лицо отрекаются от звания или прав, от престола.
 
Набрала в поисковике "отречение". Там прежде всего тема отречение Николая II от престола: подписание российским императором Николаем II Романовым акта отречение от престола в пользу своего брата Михаила проезошло 2 (15) марта 1917 года.
 
...Знакома с электронной версией дневников царя. Николай II вёл их на протяжении всей своей жизни. Он писал лаконично, в сдержанной манере, что вполне соответствовало его характеру. Погода и дела семьи – вот, пожалуй, основное содержание его ежедневных заметок. О делах государства он писал сухо и редко, без особых эмоций. Исключением стали лишь события Февральской революции.
 
27 февраля, когда он сделал запись следующего содержания: «В Петрограде начались беспорядки несколько дней тому назад; к прискорбию, в них стали принимать участие и войска. Отвратительное чувство быть так далеко и получать отрывочные нехорошие известия!» Столь эмоционально окрашенная письменная речь, нехарактерная для Николая II, показывает его внутреннее беспокойство.
 
28 февраля Николай II начинает понимать всю серьёзность петроградских волнений. Он записал в дневнике, что лёг спать лишь в четверть четвёртого утра, так как долго обсуждал ситуацию в Петрограде с одним из своих генералов.
 
Следующий день заставил беспокоиться императора ещё сильнее. Первого марта его личный поезд, который должен был доставить его в столицу, был вынужден остановиться в Пскове. Поезд не смог попасть в Петроград, так как его пригороды были заняты восставшими. Это обстоятельство сильно огорчило императора: столица была потеряна, и его семья оказалась на территории мятежников – в Царском селе. Делая запись в дневнике, он снова дал волю своим эмоциям: «Стыд и позор! Доехать до Царского не удалось. А мысли и чувства всё время там! Как бедной Аликс [жена Николая II – А.Э.] должно быть тягостно одной переживать все эти события! Помоги нам Господь!»
 
Прошло всего три дня – а император уже был измотан и физически, и морально!
 
Дальнейшие события развивались ещё более стремительно: 2 марта – в тот поистине роковой день – начальник псковского штаба сделал Николаю II провокационное заявление. По словам этого генерала, положение в Петрограде было таково, что только отречение могло остановить революцию. Это заявление в кратчайшие сроки было передано в Ставку, оттуда – всем главнокомандующим на фронт, причём с добавлением о том, что проволочки с отречением приведут к бессмысленному кровопролитию.
 
Кульминационный момент этой драмы описан у императора: «…пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился». «Я согласился» – коротко и ясно: поистине ответ, достойный императорского величия! Что же мы видим в этом ответе – эмоции? Нет, только смирение. Человек, который верил, что управление Российской империей дано ему от Бога, смирился и расстался со своей верой в силу необходимости. Но было ли это действительно необходимо?!
 
Император быстро понял, что фатальной необходимости в его отречении не было. Он понял, что его подло обманули и предали собственные генералы. В дневнике Николаай II стремительным поерком записал: «В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»
 
Не было хорошего советчика рядом...
 
"Пересмотр! Пересмотр прошлого! Мы, студенты семинара, видели себя
авангардом этого пересмотра. Мы распахивали окна, впускали свежий воздух,
ветер, который поднимал, наконец, пыль, опущенную обществом на ужасы
прошлого. Мы заботились о том, чтобы можно было дышать и видеть."
 
..."бессовестная
добросовестность"...
 
Намечена тема благословения:
«Я вспоминаю своего деда, который во время одной из наших последних встреч
перед своей смертью хотел благословить меня и которому я заявил, что не верю
в эту чушь и могу спокойно обойтись без всяких благословений. Сегодня мне
трудно представить, что после такой выходки я мог чувствовать себя тогда
хорошо.»
 
Благословение от греч.eulogeo - eu (хороший, благой) logos (слово, речение).
Термин е благословени означает доброе, хорошее слово.
В Библии немало примеров благословения. Один из них, особо запомнившийся: Ревекка родила у Исааку двух сыновей - близнецов, Исава и Иакова, из которых первый был любимцем отца, а второй - матери (Быт 25:21-24). Во время последовавшей за тем болезненной старости Исаака и слабости зрения младший сын его, Иаков, наущенный своею материю, хитростью присвоил себе благословение отца, принадлежавшее по праву старшему его брату, Исаву (Быт 27:28-29). Преподав благословение Иакову предпочтительно пред Исавом, Исаак произносил его в пророческом духе, и из последующей истории Исава и Иакова видно, как изумительно точно осуществились его предсказания. После сего события Исаак отправил Иакова в Падан-Арам, в Месопотамии, с тем чтобы он взял себе жену из дочерей Лавана, его родственника.
 
В дни Пасхи смотрела библейские сюжеты, над одним задумалась особо. Брак париарха Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку Агарь (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец, нареченный Измаилом. После конфликта Агари с Сарой Бог посылает ей ангела с предсказанием потомству Агари большого будущего. Женщины конфликтовали, и Аврам отправляет Агарь с Измаилом в неведомый путь, предлагая положиться на волю Бога…
Измаил (Ишмаэль) стал родоначальником арабских племён (Быт.16).
Вот, быть может, оттуда кармическая вражда собственно родственных народов?..
И изменение имен Аврам – Авраам, Сара – Сарра (после изменения звучания имени она и родила Аврааму сына Исаака)… Изменение длины волны звучания имени?
 
Читаю дальше. Тема Холокоста.
Недавно прочла о том, что в начале войны в советских газетах не сообщалось о расправах фашистов над евреями...
Стиль такой был: не писать о негативном, не сеять панику, а ведь это могло кому-то помочь спастись.
 
"Мне пришлось читать книгу на
английском, что было для меня тогда непривычным и утомительным делом. И как
это всегда бывает с иностранным языком, который ты плохо знаешь и с которым
пытаешься бороться, он создавал особенное сочетание отстраненности и
близости. Ты проработал книгу от корки до корки и все же не усвоил ее. Она
остается такой же чужой, как остается чужим язык, на котором она написана."
Тонкое замечание, наблюдение.
 
Тема неграмотности. Один из стержней, на котором держится напряженность сюжета: героиня, Ханна, не умеет писать и читать, и скрывает это, у нее своеобразный комплекс, который порой руководит ее поступками, вспышками гнева: Михаэль написал ей записку, а она не могла ее прочесть. Она служила в СС... И надо же так закрутить сюжет, что все показано глазами сначала подростка, который любит ее, не зная о ее прошлом, а потом мужчины. И мы смотрим на нее этими глазами. Сначала он читал ей книги, а потом, когда она осуждена судом и находится в тюрьме, посылает кассеты, на которых он ей вслух читает прочитанные книги. Через четыре года Ханна присылает ему письмо-записку.
 
Автор и его герой, Чтец, наблюдает за этими буквами научившегося писать взрослого человека.
"Неграмотность - это духовное несовершеннолетие."
 
Чтец не напишет ей в тюрьму ни одного письма. Героиня, и это остается за кадром, стремится к пониманию того, что произошло в ее жизни, и это осознание да еще понимание того, Чтец больше не будет читать ей наедине книги, как прежде, приводит её к собственному наказанию - она лишает себя жизни перед выходом на свободу. Денежные сбережения она завещает передать матери и дочери, уцелевшим в той трагедии.
Сюжет книги.
 
С телеэкрана жизненный сюжет: дело, которое всплыло только сейчас – Демьянюк.
11 марта 2009 генеральная прокуратура округа Мюнхен I выдала международный ордер на арест Демьянюка по обвинению в пособничестве убийству (нем. Beihilfe zum Mord) по крайней мере 29 тысяч евреев в нацистском лагере смерти Собибор. Иван Демьянюк (работал в лагере с марта по середину сентября 1943 года ) подозревается в преступлениях против человечности. Можно ли изменить меру наказания беря во внимание такой предлог, как возраст и срок давности?..
 
- Мой дед трижды сбегал из концлагеря, - рассказывает моя подруга.
В первый раз его быстро поймали. Искусанного собаками ( руки и ноги в крови) его избили и в скором времени отправили в другой лагерь в Польше.
 
Он вновь совершил побег. Скрываясь в лесу, испытывал острое чувство голода,
казалось: умрет с голоду. Во второй раз его поймали через две недели .
Последовали месяцы мучительных истязаний, но желание бежать было сильнее боязни умереть. «Пусть лучше меня собаки порвут, чем концлагерь».
 
В третий раз сбежал вместе с товарищем. Полтора месяца скитались по лесам, ели все, что было съедобным: корни, траву… Прошли всю Польшу. Боялись, что кто-нибудь увидит и донесет.
И как раз - это было чудо, как будто Бог помог - попал в ту же самую часть, в которой служил ранее в Белоруссии. Командир части встретил с распростертыми объятиями. Весть о его возвращении разнеслась молнией. И вот уже прибыл работник особого отдела. Командир, вызвав моего деда, сказал ему: «Держись, я постараюсь тебе помочь.»
Разговор с особистом был короткий: должен ехать со мной - будешь разжалован в звании лейтенанта как изменник родины, сбежавший к врагу.
А в плен дед попал, будучи без сознания: санитары не успели его вывезти, посчитав за убитого. В первую очередь вывозили тех, кто был жив. Немцы отправили его в концлагерь.
 
Командир нашел самые весомые слова, вложив в них всю силу своего убеждения, чтобы защитить деда.
- Сейчас будет очень тяжелый бой: на нас наступают немецкие дивизии со всех сторон, нам грозит окружение. Я прошу оставить его: за ним пойдут люди, он мне нужен. Дайте ему просрочку, а после боя приходите.
 
Скрепя сердце, особист согласился.
Бой был тяжелым, но сумели отбросить вражеские силы, объединившись с другими дивизиями..
Дед со страхом ожидал своей дальнейшей участи и жалел, что не погиб в бою.
 
Случилось непредвиденное: в штабную землянку попала бомба и особист погиб.
 
После боя командир обнял деда:
- Ну что, видно, судьба тебя хранит, значит дойдем мы с тобой до Берлина.
 
После войны дед подлечился, но жизнь его была в болях, желудок его так и остался с малый кулачок.
Дед старался помочь другим: привозил в Оренбург сухофрукты из Средней Азии,
ситец для односельчан, для внуков, а было их у него пятеро.
В 67 -м году деда не стало. Было ему едва за 60.
Дата публикации: 24.05.2009 13:17
Предыдущее: ЦЕЛИТЕЛЬ.Следующее: Отец.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта