Столько много было споров, размышлений, разногласий по поводу этого талантливейшего, на мой взгляд, произведения, что мне захотелось, друзья, поразмышлять о нём отдельно, - а так ли оно недоступно пониманию? Как мы видим, все, самые сложные образы - ближе к концу, поэтому на началальных стихах не будем слишком подробно останавливаться, потому, как размышления по основным непОнятым текстам будут не короткими. Итак: *МЕЛЬНИЧНАЯ НЕЖИТЬ Автор: Юлия Мельникова "Мели, мельница, мели, Мели, мельница, мели, И Питтак молол когда-то, Митилены Царь Великий… " - "Vox molae" "И они огромны, как мысли гениев..." - Б. Пастернак, Мельницы "Как туча, летучие мыши Нагонят грачиную рябь На реки, на стрелы камышин, На морок, на топи, на хлябь." С самого первого катрена нам открывается интересный образ – грачиная рябь. И представляется грачиная стая в небе, как рябь на воде – не зря же небо называют Пятым океаном. Так зримо всё видится, как будто стоишь недалеко от воды и слышишь грохот, - кинет в дрожь, пожалуй… А далее: "С колючим морозцем простуды, Пугая проезжих и крыс, Вода у широкой запруды Обвалами падает вниз" - всё понятно, студёная вода – оступись – и прихватишь простуду :) "Здесь - мельница; радуга брезжит; Здесь сумрачный сом-домосед, И гул, что баюкает нежить, И омут, глубокий как смерть." - Прекрасно – лопасти взбивают воду, поднимая брызги, и в лучах солнца вот она – радуга! Замечательные, обратившие на себя внимание многих образы – сома-домоседа, обвалы воды… Ниже – сны-глыбы, ресницы колеса (тоже, считаю, находка автора). "Сны-глыбы, движенья - нерезки, Саженных ресниц колеса Всё шорохи, стуки да трески, Всё скрипы, шаги, голоса... " – Размеренный полёт крыльев мельницы, звуки, как в вате, в обволакивающих снах, и в гуле воды грезятся шаги…голоса… И всё это привычная среда обитания означенной нежити - грохот для неё - почти колыбельная :) А дальше, как интересно! - .."Бывало, горбунья-Шишига, Сверкая зубов гоноблёй, Как поп деревенский расстрига, Притащит мешок с коноплёй." – горбунья Шишига сверкает зубов гоноблёй – (как уже отмечали гонобобель – голубика, - кстати, не такая уж она голубая скорее чёрная с разводами, отсюда и образ – тёмные зубы Шишиги, - время жемчугов, увы, миновало – старость есть старость...:) И несёт она коноплю на помол, чтобы варить зелья свои. И попа-расстригу видим с тем же грузом (ну, а кто же такой расстрига? - это бывший священник, отлучённый или сам сложивший полномочия) – из-за своего пристрастия к травке, как видно :) "То хлеба, то водки канючит, То высыплет в воду табак. - А кот в жерновах замяучит? Прогнать бы отродье,- Да как?" - Продолжается рассказ о старухе-Шишиге… Эх, старая, нет, чтобы пример молодым показывать, так ей водки подавай, ладно если бы хлебца только на пропитание… Кот в жерновах замяучит… – бедный, - это сейчас МЧС есть, а в ту пору не вылезет, так… перемелется. А может, это тоже слуховые галлюцинации, что и выше... "Где стиснула вишня-смуглянка Ветлы (не блеснула б Луна) Утопленник аль Омутянка Придвинется тихо со дна." - Вишня-смуглянка стиснула…ветлЫ… - как бы подразумеваются ветви или стволы ветлы – они же пускают поросль, как и вишни, если не ухаживать должным образом. "С очами песчаного цвета, Закружит тебя, обоймёт... Бежать, оттолкнуть бы...Да где там... А пальцы прозрачны как мёд". – Вишня пустила такую поросль густую, чтобы и свет луны не пробился в этот тёмный угол, и нежить могла волю хозяйничать во мраке, кружить и хороводить неосторожного путника. Руки утопленницы бело-жёлтые, как бы прозрачные (ах, хорошо написано!) и липкие, как мёд – не вырваться, не откреститься от цепких пальцев. И очи-хамелеоны, песчаного цвета, отражающие цвет того, на что обращены… " А утро на Солнце богато. Храбры: "Мол, слыхали брехню", Затеют возню мельничата - "Кому нынче спать на краю?" – Ночь жутка, но утром солнечным мельничата храбрятся, подначивая друг друга, – мол, кто будет спать на краю (наверняка, широких полатей деревянных) в следующую ночь? "Но мельник, - что чёрт для монаха - И тот ведь едва не пропал, Спознавшись с такою девахой. - На лопасть порты намотал! – эх, Мельник, гулящая душа, прельстился медовыми руками да янтарными очами, чуть в своих мельничных колёсах не загинул :) – зацепило, намотал-таки портки (штаны то есть) на лопасть :) "Смотри, припозднившийся путник! Минуй неприветливый Дом..." "Найдётся ли Святый Заступник?"" "Лихое творится кругом". – Проходи мимо, беги нечаянный путник, здесь гиблое место, здесь нечисть водится. Если ты не в мире с Богом, лихо тебя одолеет. И мы подходим, друзья, к самому, наверное, трудному для понимания отрывку. "Размолот, по ветру развеян Волшебный пшеничный завет... И слова такого - Рассея - Однажды окажется - нет..." – Автором интуитивно, а как иначе сказать(?), если Юлия написала, что сама не всё понимает, но я скажу: эти строки - данность свыше. Бог не только «..хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди» (Втор.7:9), но и «Тайна Господня - боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» (Пс.24:14). То, что автор почитает Бога, видим из последних строк произведения, а пока… Вот он, тот самый ПШЕНИЧНЫЙ ЗАВЕТ!!! – Вдумайтесь и всмотритесь. Израильский народ между народами – размолот, рассеян, развеян по ветру, ведь именно с ним был заключён Завет (Быт.9:11) «…поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли», завет и с другими народами, принявшими Единого Живого Бога (Быт.9:15): «…и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» и ДАЖЕ БОЛЕЕ ТОГО! – «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт.9:13). Завет о том, что не будет истребления потопом, скажете вы, но речь идёт о пшеничном? «И сказал Господь: … се, сатана просил, чтобы СЕЯТЬ ВАС, КАК ПШЕНИЦУ, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук.22:31,32). Как Иов, так и все мы проходим через трудности, тяготы земного бытия, кризисы – финансовые и духовные, болезни, утраты, разочарования – устоявшие же будут, как написано: «…разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда» Дан.12:3. Именно им, побеждающим, в Откр.3:2 говорит Господь : «… дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его». Что касается Расеи (России), то и это истина, ведь однажды, в самом деле, произойдёт то, чему надлежит быть: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, ЗЕМЛЯ И ВСЕ ДЕЛА НА НЕЙ СГОРЯТ» 2Пет.3:10. Ну, а что же будет потом? неужели сгорит всё и на этом конец? А будет то, о чём написано в Откровении Иоанна Богослова: « И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (Откр.21:1-4). Ну, и посмотрим далее по тексту произведения Юлии Мельниковой: "Корявая, вросшая в землю, Корнями сосущая глубь, Яга, стерегущая мельню, Распружила снежную крупь." – Туман мучной (мука, соединяясь с каплми воды, видится снежной крупкой, и мельница сама уже напоминает Ягу. Она пугает… Сказочная нежить? - на самом деле тёмные силы зла реально существуют и согласно Послания Ефесянам 6:12 «…наша брань не против крови и плоти, …против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Сюда входят бесы, домовые, черти :) В небесах (НЕ БЕСА место нахождения) – обитель Бога, Земля же - подножие ног Его, а ПОД небесами… – (Откр.12:12) «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». Это тот самый падший ангел «денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы», который «…говорил в сердце своем: `взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему'. Но ты низвержен…» (Ис.14:11-16) И очень скоро произойдёт то, что записано в Иоан.14:30 «… идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». Ну, и будем приближаться к завершению. "А в звёздах, как Мельничный короб Задела рука седока, - Средь хлябей небесных и хвороб, Блесной расплескалась мука. " - А в звёздах… над мельницей, тоже, как будто мука, - средь хлябей (дождей) и хвороб (излучений, несущих болезни), белеет, словно блесна в тёмной реке … Млечный путь. "И чудится: в вьюжеве, в вое, В Рождественском хрусте снегов Скрипит колесо золотое, В леса отгоняя волков." – в вихре, в вое, гуле падающей воды – не только вольности НЕЖИТИ услышит чуткая душа, стремящаяся к свету, но услышит ТО, ЧТО ЖЕЛАЕТ – РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ХРУСТ СНЕГА (снег – символ чистоты, обновления души), ТОРЖЕСТВО РОЖДАЮЩЕГОСЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СЕРДЦАХ МЛАДЕНЦА – ХРИСТА. И золотое колесо времени, отданного Спасителю, уже кружится в ином ритме, - так, что нечисть (волки в овечьей шкуре), бежит в леса… "Но тел воронёные тени Кидаются в окон гробы. На мельнице слышится пенье И смех, и слова ворожбы..." – А на мельнице, где жители подчинены нечистым духам, славят не того господина, - смеются и ворожат, не задумываясь о будущем своих детей (и поколений до 4 рода). Если у кого-то будет желание узнать, почему именно до 4-го рода – пожалуйте в почтовый ящик или на страницу :) Они забыли Писание, где об этом: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» Откр.21:8. "И Дом тот, и мир этот - в Ад бы - С душой керосиновых ламп... Всё полно предчувствием жатвы..." – место обитания для таковых, как видим выше, предрешено (если не раскаются), оно в аду, где костры с удушающим запахом керосинок (да это ещё мягко сказано!). И развязка сюжета: ВСЁ ПОЛНО ПРЕДЧУВСТВИЕМ ЖАТВЫ… - именно так, - всё произведение полно предостережений, и вскоре вступит в силу "ПШЕНИЧНЫЙ ЗАВЕТ": В Евангел. Матф.3:12 Апостол предостерегает: "...лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым"; А пока «… оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" Матф.13:30. Дай Бог нам всем оказаться в разряде пшеницы! Несмотря на то, что где-то с юмором о духах злобы пишет автор, он как бы подписывает приговор всей этой нежити (да и слово-то какое НЕЖИТЬ – не жить ей вечно, как и написано в последнем, как бы усечённом, катрене Ритмически выдержанное стихотворение, с безукоризненной пунктуацией. |