1 Господь талантам строгий счет ведет, Тетрадь учета держит наготове. Бегут года, и скорбный срок придет Могильный крест увидеть в Комарове. А за крестом вся жизнь Ее встает В стихах и муках, в благородном слове. Друзья в восторге, кто-то хмурит брови, Нелегкий жребий – горе и почет. «А вы, друзья! Осталось вас немного, - Мне оттого вы с каждым днем милей… Какой короткой сделалась дорога, Которая казалась всех длинней». * Над каждым жребий зависал предвзято – История примерами богата. ------------------------------------------------------------ * «Не мудрено, что не веселым звоном…», 1958 2 История примерами богата – Суровый жребий явно не утих. Поэзия Ахматовой объята Высоким назначеньем, каждый стих. А жизнь… Она ничем не виновата, Что был таким коротким счастья миг. Микроб стихов болезненный проник, И вот – судьба трагедией чревата. «Так много камней брошено в меня, Что ни один из них уже не страшен, И стройной башней стала западня, Высокою среди высоких башен».* В опасный путь над башнями зовет Мучительный и сладостный полет ------------------------- * «Уединение», 1914 3 Мучительный и сладостный полет Рожден незаурядным драматургом И строчкою ахматовской плывет Над величавым, строгим Петербургом, Где жизнь еще спокойная течет, Где Летний сад с решеткою и лугом, Фонтанка пролегает полукругом, И ночи над стихами напролет: «Вновь Исакий в облаченье Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпенье Конь Великого Петра».* Но прошлое – стихи, года и даты Неумолимо требуют оплаты. ----------------------------------- * «Стихи о Петербурге», 1914 4 Неумолимо требует оплаты На смену им пришедшая пора. Лихое время – брат идет на брата, И черны дни, опасны вечера. В углу - стихи, эпиграфы, цитаты, На улицах – политиков игра. Костры, листовки, злые юнкера И хмурые матросы и солдаты. «Теперь никто не станет слушать песен. Предсказанные наступили дни. Моя последняя, мир больше не чудесен, Не разрывай мне сердца, не звени».* Что ж, наступает резкий поворот, Во всех делах предвидится отчет. --------------------------------------------------------- * «Теперь никто не станет слушать песен…», 1917 5 Во всех делах предвидится отчет За мысли, за стихи, за писем строчки. Бесславное судилище идет «Берут» и группой, и поодиночке. Винтовка, штык – отечества оплот. Не ягодка – пока еще цветочки, Мозаики отдельные кусочки: - На Соловки! В тюрьму! На эшафот! «И клялись они Серпом и Молотом Пред твоим страдальческим концом: «За предательством мы платим золотом, А за песни платим мы свинцом».* За творчество кровавая расплата, О нем забота ежечасна, свята. -------------------------------------------------------- * «И клялись они Серпом и Молотом», <1960-е> 6 Любая слабость – горькая утрата, Утрате горькой слабой не кажись. Душа тисками острыми зажата, От горя к горю протекает жизнь. Измотана, истерзана, измята, Куда уж дальше! Дальше – в гроб ложись. Иль в дикой вакханалии кружись. Что это – жребий? Или воля чья –то? «Мне с Морозовою класть поклоны, С падчерицей Ирода плясать. С дымом улетать с костра Дидоны, Чтобы с Жанной на костер опять».* А некто сильный страстно слабость ждет: Шаг в сторону далече уведет. ----------------------------------- * «Последняя роза», 1962 8 Шаг в сторону далече уведет. В той стороне зияющая яма. Прошли года, и кто теперь найдет Могилы Гумилева, Мандельштама? И Нарбута? И Пильняка?.. Течет Река репрессий столько лет упрямо, И та незаживающая драма – Предвестник новоявленных пустот. «Когда подгребают эпоху, Надгробный псалом не звучит. Крапиве, чертополоху Украсить ее предстоит».* Куда идти – вперед или назад? Единственный участник – честный взгляд. --------------------------------- * «В сороковом году», 1940 9 Единственный указчик – честный взгляд. И снова горе – город твой в осаде, Зенитные орудия стоят Солдатами в бою, не на параде. И голод, и «буржуек» дымный чад, И бомбы, и разрывы в зоосаде, И «Первый дальнобойный в Ленинграде»,* И Пискаревки безутешный ад. «Мы знаем, что нынче лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших глазах И мужество нас не покинет»** И мужеству Она слагает оды Без всяких скидок на болезнь, на годы. -------------------------------------------------------- * Название стихотворения А.Ахматовой, 1941 ** «Мужество», 1942 10 Без всяких скидок на болезнь, на годы. Но не мелеет горестей река, Маячат вновь ненастные погоды – Грядет Постановление ЦК. Сжимает власть над головою своды. Как прежде, ждешь полночного звонка, Как прежде, жизнь поэта нелегка, Где правят бал партийные уроды. «И писали в почтенных газетах, Что мой дар несравненный угас, Что была я поэтом в поэтах, Но мой пробил тринадцатый час».* Пусть голос твой газетами зажат – На письменном столе стихи лежат. ------------------------------------------------- * «Вы меня, как убитого зверя…», 1949? 11 На письменном столе стихи лежат, Как редких самородков золотинки… В который раз под стражу ночью взят Любимый сын, последняя кровинка. А рукописи, все-таки, горят…* В огне пылают прошлого картинки И погибают в жутком поединке, Видать, в блокаде новой Ленинград. «Из-под каких развалин говорю, Из-под какого я кричу обвала, Как в негашеной извести горю, Под сводами зловонного подвала».** Но к Свету снова потянулись всходы, Источник вдохновенья и свободы. ----------------------------------------------------------- * После ареста сына А. Ахматова сожгла многие материалы из своего архива. ** «Надпись на книге», 1960 12 Источник вдохновенья и свободы Ее непогрешимая душа, Ее душа, она из той породы, Что неподвластна лезвию ножа. Известны ей загадочные коды, Как протекают, все собой круша, Захлебываясь, плача и дрожа, Поэзии измученные роды. «Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда» * Свобода, где ты? Костоломов хруст… Цена свободы – неподкупность чувств. -------------------------------------- * «Тайны ремесла», 1936 – 1960 13 Цена свободы – неподкупность чувств, Какой бы ни была завидной смета. Поэт в уздечке деловит, но пуст, И шпоры не подходят для поэта. Умрет поэт – и пой сорокоуст… Поэзия немыслима без света. И самая надежная примета – Слова должны свободно литься с уст. «Не должен быть очень несчастным И, главное, скрытным! О нет! – Чтоб быть современнику ясным, Ведь настежь распахнут поэт» * Давным-давно отметил златоуст: Естественность – царица средь искусств. ------------------------ * «Читатель», 1959 14 Естественность – царица средь искусств, Она ломает пресные законы, Опасны для поэзии Прокруст, Постановленья, ждановы, шаблоны. …А в Комарове воздух свеж и густ, И позабыты горести и стоны, И на могиле – белые пионы, Ее стихов неопалимый куст. «Слишком сладко земное питье, Слишком плотны любовные сети. Пусть когда-нибудь имя мое Прочитают в учебнике дети».* Ахматова века переживет, Господь талантам строгий счет ведет. ----------------------------------------------------- * «Столько слов у любимой всегда…», 1913 МАГИСТРАЛ (акростих) Господь талантам строгий счет ведет, История примерами богата. Мучительный и сладостный полет Неумолимо требует оплаты. Во всех делах предвидится отчет, О нем забота ежечасна, свята. Любая слабость – горькая утрата, Шаг в сторону далече уведет. Единственный указчик – честный взгляд, Без всяких скидок на болезнь, на годы. На письменном столе стихи лежат – Источник вдохновенья и свободы. Цена свободы – неподкупность чувств, Естественность – царица средь искусств. |