Обратиться к данному вопросу меня заставил один из конкурсов, в котором наряду с отдельными стихами участвовали и подборки. Именно неравностепенность стихового материала и заставила меня серьезно задуматься о том, как, собственно, сравнивать между собой стих и подборку, и в чем состоят особенности оценки подборки как таковой. Мне потребовалось зафиксировать свое понимание теоретических предпосылок, которые и предлагаются ниже вниманию читателя. При ближайшем рассмотрении думаю, не я один столкнулся с тем, что подборка подборке рознь. При попытке же приблизиться к пониманию того, чем определяется «удачность» или «неудачность» конкретной подборки, выясняется, что само понятие «подборка стихов» - феномен расплывчатый, текучий, неуловимый. При всей неуловимости и трансцендентальности поэзии, которые еще как-то сглаживаются при анализе и оценивании одного стихотворения, при аналогичной операции над подборкой ясно видна необходимость нахождения своего рода «интегрального исчисления» некоего класса предметов под общим названием «подборка стихов». Не избежал этого и я. Ибо, как видится совершенно явственно, качество подборки вовсе не является прямолинейной суммой достоинств входящих в нее стихотворений. Подтверждение этого можно усмотреть в том, что нередко сборная солянка из сильных стихов, собранных в одной подборке, уступает по общему впечатлению подборке с более «тихими», порою даже менее мастеровитыми строками (я здесь, разумеется, имею в виду различие не столько техническое, сколько в уровне отношения к слову; и оно, это различие, безусловно не характеризуется огромной дистанцией, иначе сам поднятый в рассуждении вопрос даже не стоял бы). Извечный вопрос – как быть? – сподвигнул меня на это мини-исследование, тем более, что мне не удалось обнаружить каких-либо обширных работ, посвященных этому вопросу. Возможно, я плохо искал, но, в любом случае, это не избавляет меня от самостоятельных поисков ответа на этот вопрос. Для начала, наверное, стоит прояснить различие между циклом и подборкой стихотворений. Безусловно, цикл имеет более строгую организацию, нежели подборка – как тематическую, так и структурную. На мой взгляд, к циклу несколько парадоксальным, но вполне возможным образом можно применить знаменитую каноническую триаду драматических произведений: «единство места, времени и действия». Вернее будет сказать, «единство героя, темы и интонации». Не вдаваясь в углубленное рассмотрение этого любопытного момента, обращусь к понятию «подборки». А вот здесь столь ясные и даже в какой-то степени формализованные критерии не работают. Но вместе с тем я стою на той позиции, что с точки зрения оценивания подборка – это, в первую очередь и прежде всего, текст. Текст, который имеет свою организацию, свою структуру и композицию, свой ритм и прочие текстовые характеристики. Ниже я попробую перечислить те из них, которые, на мой взгляд, могут иметь отношение к подборке. Оговорюсь, что считаю любой из найденных мною критериев вероятностным. Иными словами, ни один из них, по всей видимости, не является строго обязательным или достаточным для оценивания подборки. В этом скрывается определенная методологическая сложность. Итак, возвращаясь к искомым характеристикам, назову, во-первых, тему. Подчеркну, что тематика стихов, составляющих подборку, может быть разной. Но тема как нечто большее, чем тематика, как предмет поэзии, вероятнее всего, будет общей; даже будет вернее сказать, что поэт обратится к некоему «вечному вопросу» или кругу близких вопросов, которые он будет ставить в своих строках. Уловив этот «вечный вопрос», уловив связь ракурсов поэтического взгляда, мы, возможно, будем в состоянии увидеть ту грань бытия, которая волнует поэта, выразителем «музыки сфер» которой он стал. Второй подобной характеристикой станет, скорее всего, поэтика. Что я здесь имею в виду? Конечно, поэт, если он поэт, никогда не стоит на месте. Сущностью поэзии всегда можно назвать поиск, в первую очередь, поиск слова. Но вместе с тем, думаю, в творчестве поэта можно, как правило, выделить некие периоды, маркируемые теми или иными сходными чертами (подчеркиваю – чертами поэтики). Эти черты, приемы репрезентируют нам, читателям, поэта, дают представление об арсенале специфически авторских приемов, об идейно-художественном методе поэта в совокупности индивидуальных и уникальных особенностей его личной поэтики. Подчеркну при этом, что тема и поэтика могут образовывать жанрово-эстетическое единство подборки. Здесь уместно, на мой взгляд, привлекать и анализировать и стилистику, и жанры, и техническое мастерство, и многие аспекты поэзии как языкового феномена. В качестве следующей характеристики я бы выделил эмоционально-экспрессивную компоненту стихов, своего рода «каденцию» поэта. Как в практике речевых высказываний, так и в поэтической практике можно уловить своеобразное эмоциональное интонирование, которое будет определенным образом ритмически организовано. Степень этой ритмической организованности будет, возможно, сильно влиять на восприятие подборки как единого текста, единого биения сердца поэта или неразрывной связи его поэтического «дыхания». Либо, наоборот, производить впечатление эклектики душевных переживаний. С другой стороны, этот критерий весьма тонкий, трудно уловимый и, пожалуй, наиболее сильно зависит от особенностей психической организации и восприятия адресата текста. Но именно предыдущая характеристика позволяет в какой-то степени перейти к вопросу о композиции подборки. Я сразу подчеркну, что буду говорить в большей степени не о развитии темы, поднятой поэтом, и вытекающем из этого композиционном решении – потому что это как раз на поверхности. Логику решения поэтом тех или иных «вечных вопросов», логику смены ракурсов, думаю, можно уловить довольно легко. Меня же интересуют несколько более сложные и трудноуловимые вопросы композиции. Наряду с отмеченной «каденцией» нужно, как мне кажется, принимать во внимание «драматургию чувств», своего рода «психологический сюжет» подборки. Речь идет, в моем представлении, о логике «движений души человеческой», как она есть и как выражена в подборке. Возможно, эта характеристика довольно размыта и неясна. Но она, на мой взгляд, присутствует, причем непосредственным образом влияет на место того или иного стихотворения в подборке. Отсюда, кстати, вытекает то следствие, что не только в цикле, но и в подборке, в которой наличествуют некая драматургия чувств, психологическое развитие, движение эмоций «от альфы до омеги», так вот, в такой подборке невозможно изменить порядок расстановки стихов. И, стало быть, становится возможно говорить о композиционном решении, приемах, о сюжете. И в свете всего перечисленного, полагаю, можно уже увидеть своего рода «архитектонику» подборки, те ее «несущие опоры», понимание которых, собственно, может существенно повлиять на процесс оценивания подборки. Еще раз повторюсь, что, по моему мнению, подборка стихов – это никогда не произвольный набор неких стихов, состав и расположение которых задаются исключительно немотивированным выбором автора. Я придерживаюсь мнению, что подборка – это всегда некий метатекст, вырастающий из своих составных частей – отдельных стихов. И в этом метатексте, как в любом другом тексте, можно выделить идейно-эстетический, эмоционально-экспрессивный, ритмико-структурный и композиционно-архитектонический компоненты, а также оценить удачность их конкретного воплощения. |