В настоящей статье хочу посмотреть на жанр хайку с христианской точки зрения. Учение Иисуса хранят четыре Евангелия, которые скрупулезно отобрала Церковь (из всего написанного об Иисусе и его учении). При переводе и толковании учения Иисуса возникло множество течений: католичество, православие, протестантизм и т.д. Каждое течение использует или свой перевод канонических Евангелий или свою трактовку учения. Мне ближе перевод и комментарии, которые сделал Лев Толстой. Оригинал перевода можно посмотреть на другом моем сайте http://haiku-kampai.ru/neskolko-slov-o-evan gelii-lva-tolstogo/. Лев Толстой перевел Евангелия, соединил их в одно и в комментариях дал свое понимание учения Христа. Читая «Евангелие Толстого», мне порой казалось, что читаю учебник основ хайку и кодекс хайдзина. Статья состоит из четырех глав: I. Положительный вектор хайку; II. Отрицательный вектор хайку; III. Настоящее время в хайку; IV. Любовь. Мое понимание учения Иисуса, которое сложилось при чтении «Евангелия Толстого». Начало жизни – Дух. Понятно, что и человек жив частичкой Духа, которую называют сыном Бога-Духа или сыном человеческим. Но лишь в самом начале жизни мы живем этой частичкой духа (сыном человеческим). Но как только начинаем взрослеть, умнеть по мирским понятиям, приходит понимание ценности денег и привлекательности собственности (имущества), появляется возможность идти по ложным путям – обмана, воровства, стяжания, прелюбодеяния, список которых очень большой. Нас засасывает быт и частичка божественного Духа (сын человеческий) как бы зарастает, покрывается слоем. И слой этот тем толще, чем более мы отдаляемся от своей частички Духа. Если представить эту частичку Духа (сына человеческого) в виде цветка, то такая жизнь так и не позволит ему раскрыться и порадовать Духа-Отца. Глава I. Положительный вектор хайку. Дети. «Привели разъ къ Іисусу дѣтей. Его ученики стали отгонять дѣтей. Іисусъ увидалъ, что ученики гонятъ дѣтей, огорчился и сказалъ: Напрасно вы дѣтей отгоняете. Они—самые лучшіе люди, потому что дѣти всѣ живутъ по волѣ Отца. Они-то уже, навѣрно, въ царствѣ небесномъ. Вамъ не гонять ихъ надо, а учиться у нихъ, потому что для того, чтобы жить въ волѣ Отца, надо жить такъ, какъ живутъ дѣти. Дѣти не ругаются, не держатъ зла на людей, не блудятъ, не клянутся ни въ чемъ, не противятся злу, ни съ кѣмъ не судятся, не знаютъ различія между своимъ народомъ и чужимъ,—и потому они лучше большихъ и въ царствѣ небесномъ. Если не откажетесь отъ всѣхъ соблазновъ плоти и не сдѣлаетесь такими же, какъ дѣти, не будете въ царствѣ небесномъ. Только тотъ, кто понимаетъ, что дѣти лучше насъ, потому что не нарушаютъ воли Отца, только тотъ понимаетъ мое ученіе». «Евангелие Льва Толстого», гл. IX. «Соблазны», с. 77, При кажущейся простоте вопроса: «почему дети лучше нас» и подробном разъяснением Христа, Лев Толстой снабжает это место своим подробным комментарием, понимая всю важность ответа на этот вопрос. Что же значитъ быть какъ дѣти? Быть глупымъ какъ дѣти, этого не могъ сказать Іисусъ, увѣщевавшій людей къ разумѣнію. Быть слабымъ какъ дѣти, это ни къ чему не нужно. Быть незлобнымъ какъ дѣти, это неправда: дѣти бываютъ очень злы. Быть готовымъ на все, любить Бога и ближняго,—дѣти уже никакъ не могутъ, дѣти самыя эгоистическія существа. Такъ въ чемъ надо быть похожими на дѣтей? Тѣмъ, которые скрали пять заповѣдей Нагорной проповѣди, никакъ нельзя угадать этого. Только темъ, кто понялъ эти заповѣди, отвѣтъ самый простой и ясный. Въ пяти правилахъ сказано: 1) не сердиться и прощать обиды, сдѣлать такъ, чтобы никто не имѣлъ гнѣва на тебя; дѣти дѣлаютъ это всегда, никто не сердится на дѣтей. 2) Не блудить,—дѣти не блудятъ. 3) Не клясться,—дѣти не понимаютъ, что такое клятва. 4) Не судить,—они только боятся суда. 5) Не имѣть враговъ государственныхъ,—они и не понимаютъ этого. Такъ вотъ что значить быть какъ дѣти, не имѣть вѣры въ тѣ людскія учрежденія, которыя породили зло—вражду, блудъ, обѣщанія, судъ, насиліе и войны. «Евангелие Льва Толстого», примечание 132, сс. 188-189, Меня поразило точное указание Льва Толстого на главный признак детей «сдѣлать такъ, чтобы никто не имѣлъ гнѣва на тебя». Действительно, когда, сидя у меня на коленях, ребенок вдруг испортит мне брюки, я приду сначала в ужас, а потом буду смеяться. Не придет в голову держать обиду или «дуться», если с неба птичка оставит «свой след» на плече. Если задуматься, то мало чем отличаются от детей, в этом смысле, животные (домашние и дикие), да и вообще природа. Можно ли «иметь зуб» на алые листья клена, на багряные пионы, на цветы сливы, на вишню в цвету, на ветер в соснах или на шум ветра в прибрежных соснах, на одинокий крик журавля, на следы птиц, на осенних цикад, на старый пруд, на луну над горой, на ливень пятой луны, на утренний кофе или марево теней?.. Из «Евангелия Толстого» можно понять, что положительный вектор – есть жизнь, служащая для продолжения жизни. Вот несколько цитат по ходу чтения книги: 1) «…какъ дѣло Отца есть жизнь, такъ и дѣло сына должна быть жизнь». «Евангелие Льва Толстого», гл. V, с. 46, 2) «…это—тѣ люди, которые, получивъ жизнь, понимаютъ, что жизнь есть воля Отца и должны служить жизни другихъ». «Евангелие Льва Толстого», гл. V, с. 48, 3) «…И сказалъ Іисусъ: ученіе мое есть пробужденіе жизни». «Евангелие Льва Толстого», гл. VII, с. 68, 4) «…И сказалъ ему Симонъ Петръ: по-моему, твое ученіе—въ томъ, что ты избранный сынъ Бога жизни. Ты учишь тому, что Богъ есть жизнь въ человѣкѣ». «Евангелие Льва Толстого», гл. VII, с. 70, 5) «…Іисусъ отвѣчаетъ: отказываясь отъ хлѣба, я не отказываюсь отъ Бога, но бросаясь съ храма, я отказываюсь отъ Бога. А жизнь—отъ Бога, и жизнь есть проявленіе во мнѣ, въ моей плоти Бога. Слѣдовательно, отказываясь отъ жизни, сомнѣваясь въ ней, я сомнѣваюсь въ Богѣ. И потому, можно отказываться отъ всего во имя Бога, но не оть жизни, потому жизнь—проявленіе божества». «Евангелие Льва Толстого», примечание 14, с. 126-127, 6) «…самое большое чудо есть сама жизнь… Богъ есть жизнь, отдайся ей… одно чудо, одна истина, одна сила есть жизнь та, которая въ каждомъ человѣкѣ,—и во власти каждаго человѣка положиться на нее». «Евангелие Льва Толстого», примечание 68, с. 155, 7) «…Одно дѣло жизни—это жизнь, распространеніе жизни». «Евангелие Льва Толстого», примечание 87, с. 163, 8) «…Одно, во что могутъ вѣрить дѣти и во что они вѣрятъ, это: что жизнь—добро. Вотъ это и больше ничто есть ученіе Іисуса… Іисусъ не училъ никакой вѣрѣ, кромѣ вѣры въ жизнь». «Евангелие Льва Толстого», примечание 135, с. 189, 9) «…Петру, сказавшему, «что Христосъ—сынъ Бога жизни», онъ сказалъ: да, я тотъ самый Христосъ, тотъ, кто возвѣстилъ благо, и тотъ, кто сын Бога жизни». «Евангелие Льва Толстого», примечание 150, с. 197, Вера в то, что жизнь вообще (и та, которая и вокруг нас) – благо, является в моем понимании основанием мировоззрения хайдзина и определяет содержание положительного вектора хайку. «…Ученики еще спрашивали: почему узнать, что это случилось, что пришелъ день спасенія и что мы достигли вѣчной жизни? И Іисусъ отвѣчалъ имъ: никто не можетъ знать, когда и гдѣ случится это съ человѣкомъ. И показать и доказать этого нельзя. Одно, что вы можете знать, это то, что когда это совершится въ васъ, вы почувствуете въ себѣ жизнь настоящую, съ вами сдѣлается то, что дѣлается съ деревомъ весною: то оно было мертво, а то вы видите, какъ вѣтки начнутъ мякнуть, почки надуваться и листья расти. Это-то вы и почуете въ себѣ. Почуете въ себѣ жизнь, и жизнь, исходящую изъ васъ». «Евангелие Льва Толстого», примечание 131, с. 187-188, Игорь Шевченко, 13.07.09. |