Глава II. Отрицательный вектор хайку. Для мастеров художественного слова нет запретов, так же как и всем людям можно делать все, что им заблагорассудится. И все-таки мы приходим к выводу, что при всей свободе поступков не все из них хороши. Хайдзин вправе писать о чем хочет, но некоторые хайку будут о жизни и для жизни. Некоторые же о жизни, но для смерти, например, «если у красной стрекозы оторвать крылья…» В этом я и вижу направленность хайку или вектор. Вывод первой главы заключается в том, что положительный вектор хайку направлен к жизни, или, что границы предмета поэзии хайку – это естественная жизнь вне зла. Зло, по Евангелию Л. Н. Толстого, включает очень небольшой (в масштабах мироздания) перечень человеческих отношений, а именно те из них, которые препятствуют жизни. Вот некоторые из них: 1) стяжательство и отношения собственности, 2) мудрствование, учительство и обман, 3) соблазн власти. Рассмотрим эти отрицательные стороны жизни применительно к хайку и кодексу хайдзина. 1. Стяжательство и отношения собственности. Раскрытие своей частички божественного Духа (цветка), насколько видно из Евангелия, несовместимо с желанием накопления материальных ценностей. «Бродяги и нищие по собственному желанию» почитаются в Евангелии. 1) «…Но горе богачамъ, потому что они получили уже все, что желали, и больше ничего не получатъ. Теперь они довольны, но будутъ и голодны. Теперь они веселы, но будутъ и печальны. Если всѣ величаютъ ихъ, горе имъ, потому что всѣ величаютъ только обманщиковъ…» «Евангелие Льва Толстого», гл. IV, с. 37, 2) «…Іоаннъ былъ нищій, бродяга. Іисусъ всю жизнь былъ бродягой. Іисусъ и учитъ, что богатымъ нельзя войти въ царство Божіе, что надо отвергнуться отъ всего и т. п., и вся Нагорная проповѣдь почти только объ этомъ и говоритъ. И начинается Нагорная проповѣдь тѣмъ, что блаженны бродяги, и кончается тѣмъ, что не надо собирать, а жить, какъ птицы и цвѣты полевые…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 48, с. 144, 3) «…Іоаннъ, первый возвѣстившій царство Божіе, жилъ въ пустынѣ. И Іисусъ ушелъ въ пустыню и послѣ пустыни жилъ безъ дома и собственности…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 49, с. 144, 4) «…Іисусъ…запрещаетъ собственность…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 79, с. 160, 5) «…Все ученіе Іисуса только въ томъ и состоитъ, что на дѣлѣ человѣкъ не можетъ иначе выразить вѣры въ ученіе его, какъ отреченіемъ отъ собственности, и только въ томъ ученіе…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 95, с. 165, 6) «…И проповѣдь эту Іисусъ начинаетъ словами: «Блаженны вы, нищіе, бродяги, потому что ваше царство Божіе, и несчастны вы, богатые, потому что вы дорожите наградой плотской…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 97, с. 167, 7) «…И нѣтъ выгоды пріобрѣтать для плотской жизни, если приобрѣтеніе это губитъ жизнь духа. Болѣе всего губитъ жизнь духа корыстолюбіе, пріобрѣтеніе богатствъ. Люди забываютъ, что сколько бы они ни пріобрѣли богатствъ и имуществъ, они всякій часъ могутъ умереть, и имѣніе ихъ не нужно для ихь жизни... Смерть плотская есть неизбежное условіе всякой секунды жизни... Тотъ, кто не откажется совсѣмъ отъ всѣхъ заботъ и страховъ жизни плотской, тотъ не можетъ исполнять волю Отца, потому что нельзя служить немного себѣ и немного Отцу…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 101, с. 174, 8) «…всякое земное дѣло, въ которое вы ввяжетесь, связываетъ и вашу душу, и ваше отношеніе къ Богу, и потому всякая развязка въ земномъ дѣлѣ—развязка и для души…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 138, с. 190, 2. Мудрствование, учительство и обман. Мудрствование и учительство в хайку нежелательны, на мой взгляд, по причине потенциально таящегося в них обмана или банальности. Интересно в этой связи почитать Евангелие. 1) «…И надо больше всего бояться самозванныхъ учителей. Потому что вы сами знаете, что всякую ошибку можно поправить. Но если люди ошибаются въ томъ, чтО есть добро, то уже этой ошибки нельзя поправить. А это-то и дѣлаютъ самозванные пастыри…» «Евангелие Льва Толстого», гл. IX, с. 84, 2) «…Учители, тѣ, что у насъ называются учителями церкви, пастырями, что у евреевъ назывались учителями закона, эти учители и только потому, что они были учителями,—распяли Христа. Ученіе Христа … отвергаетъ всякое учительство, утверждаетъ, что учительство источникъ всего зла въ мірѣ… Христосъ боролся не съ какими-то фарисеями, и фарисей не значитъ только лицемѣръ, но значитъ человѣкъ, берущій на себя право учить. Христосъ боролся съ отдѣльными учителями и такъ и сказалъ это по-еврейски. Сказалъ по-еврейски: фарисеи, т.-е. пастыри,—люди, признающіе за собой знаніе полной истины и учащіе ей. Какъ скоро поймешь это и переводишь, какъ и слѣдуетъ перевести слово фарисей—церковные учители…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 155, с. 201-202, 3) «…Закваска фарисейская—это закваска церковности. Фарисеи, по Евангелію, это тѣ, которые упрекаютъ за несоблюденіе субботы, за нечистыя руки, за сближеніе съ грѣшниками и грѣшницами; тѣ, которые привели казнить блудницу; тѣ, которые всегда были съ иродіанами; тѣ, которые особенно настаиваютъ на томъ, чтобы мужу можно было мѣнять женъ, и которые подкупаютъ Іуду, чтобы предать Христа; тѣ, которые молятся громко, благодаря Бога за то, что они лучше всѣхъ, и тѣ, которые распинаютъ Іисуса. Къ нимъ-то преимущественно и говоритъ Іисусъ, говоритъ гнѣвно одинъ только разъ во всю жизнь свою. Пуще всего берегитесь этой закваски!» «Евангелие Льва Толстого», примечание 152, с. 198, 4) «…Простой человѣкъ, познавъ истину, отвергалъ заблужденіе и радовался. Пастырь же, учитель, признавъ истину, долженъ признать то, что онъ былъ обманщикъ…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 158, с. 204, 3. Соблазн власти. Раньше хайдзины старались быть вне политики. Евангелие раскрывает и обосновывает такую позицию. 1) «..Ужасны и страшны всѣ соблазны…соблазны властей, производящіе суды, казни, грабежъ, войны, убійства…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 155, с. 199, 2) «…Но дѣло въ томъ, что Іисусъ не только не признаетъ власти, не только презираетъ ее, но считаетъ ее по существу своему зломъ, становится самъ и ставитъ людей выше ея. Все ученіе его, признающаго каждаго человѣка своимъ судьей и свободнымъ, прямо исключаетъ всякую власть, считая ее зломъ и потому тьмою…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 141, с. 192, 3) «…а не видятъ того грубаго, здраваго смысла, по которому выходятъ невозможны своды законовъ, сенатъ, окружной, мировой, уѣздныя суды. Возможны они только тогда, когда у людей нѣтъ даже той правдивости, которая была у фарисеевъ. Фарисей ни одинъ не рѣшился сказать, что онъ безь грѣха, понявъ, что казнить могъ бы только тотъ, кто имѣлъ бы дерзость сказать, что онъ безъ грѣха…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 143, с. 193, 4) «…Вы изгоняете зло угрозами, казнями, убійствами, и зло все-таки не уничтожается, именно потому, что не можетъ пойти само на себя…» «Евангелие Льва Толстого», гл. V, с. 52, 5) «…Христосъ учитъ, что наказаніемъ исправлять нельзя...» «Евангелие Льва Толстого», примечание 58, с. 151, 6) «…Закваска Иродова—это закваска власти. Иродіане это тѣ, которые считаютъ, что насилія власти необходимы для блага людей; тѣ, которые, считая Іоанна святымъ, посадили въ тюрьму, и потомъ убили его въ угоду плясуньѣ; это тѣ, которые собираютъ подати, судятъ, казнятъ, воюютъ. Это тѣ, которые обрадовались, увидѣвъ Іисуса, и все-таки распяли его. Подъ закваской Иродовой надо разумѣть ученіе государственности, юриспруденціи…» «Евангелие Льва Толстого», примечание 152, с. 198, Разумеется отрицательное направление хайку здесь очерчено слишком общо. Но оно, на мой взгляд, и не заслуживает длительного рассмотрения. Игорь Шевченко, 14.07.09. |