Восточная поэзия всегда привлекала внимание. Духовный и материальный мир в ней - это единый сложный символ, в котором всё взаимосвязано. Поэтому достаточно лишь намека, беглого штриха, крохотной детали, чтобы выразить мысль, чувство, переживание. Наиболее популярной стихотворной формой была танка. Это изящное нерифмованное пятистишие, чаще всего пейзажная и любовная лирика, стихи о разлуке, бренности жизни, придворные славословия. ТАНКА (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8 в.), нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7), посвященные любовным переживаниям, странствиям, природе. Выражает мимолетное настроение, полна лиризма, недосказанности, выдержана в пастельных тонах, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой. Например, столь любимые в Японии кукушка и цветы сливы связывались с темой лета: Кто летом в тех горах неведомо живет. И о любимом будто бы тоскует, И плачет взаперти?.. Нет, громко так зовет Кукушка, что в горах кукует! Акиминэ Алые листья клена напоминали об осени, цветущая вишня – о весне, увлажненные слезами рукава кимоно неотделимы от темы разлуки: Хоть знаю я: сегодня мы простились. А завтра я опять приду к тебе, Но все-таки… Как будто ночь спустилась, Росинки слез дрожат на рукаве… Тосисада Свойственный танке подтекст притягивал таящейся в нем недосказанностью, теплом эмоций и пульсацией живых человеческих чувств. Нет, то не снег цветы в садах роняют, Когда от ветра в лепестках земля, – То седина! Не лепестки слетают, С земли уходят не цветы, а я… При написании танки соблюдается одно требование – обязательно должно быть указание на «сезон», на время года. ХОККУ (иначе — хайку) - жанр, восточная поэтическая форма. Она представляет собою трехстишие из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине. Генетически хокку восходит к первой полустрофе танка. Отличается простотой поэтического языка, отказом от строгих правил. В такой краткой и лаконичной форме повышается роль ассоциативности, недосказанности, намёка. Это своеобразная "серьезная игра" с читателем, призванная побудить человека на сотворчество, додумывание, дорисовывание мысли, картинки, впечатления, которое хотел выразить автор. В хокку нет такого привычного для западного типа мышления описания каких-то событий, авторских переживаний и назидательных умозаключений. Хокку - это яркое мгновение, выхваченное из жизни, но вместе с тем длящееся и переживаемое сколь угодно долго. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Однако в русском языке соблюсти слоговую формулу 5+7+5 часто бывает очень трудно. Столь сильны различия русского и японского языков, ведь для японца один слог, один иероглиф может заключать в себе целое понятие. В русском же языке, как правило, слова состоят из нескольких слогов Дже такие мастера хокку как Мацуо Басё, далеко не всегда строго следовали этим канонам и иногда отступали от них. Правила написания хокку (классические, в русском варианте можно немного не соблюдать): Автор должен рассматривать конкретный предмет и может писать только о том, что видел, знает, потрогал лично. Если он хочет написать о горе Фудзияма, он должен отправиться к ней и сочинять, глядя непосредственно на данную гору. Автор проецирует образы, связанные с природой, на себя, обратно принципу танка. Не надо бояться неожиданных сравнений и недосказанностей. Можно для ясности дать хокку название. А иногда даже можно написать пару слов пояснения прозой. Так поступали и великие поэты. Своим расцветом хокку обязано великому Мацуо Басё (1644-1694). В его поэзии выкристаллизовались основные черты поэтики этого жанра. Хокку – это лирическое стихотворение о природе, которое содержит приметы времени года. Крайне редко используются эпитеты и метафоры. На голой ветке Ворон сидит одиноко. Осенний вечер. Хокку разнообразны. В них можно обнаружить и картинку из деревенского быта, и мадригал юной красавице, словно сошедшей с японской гравюры: Мелькнула на миг… В красоте своей нерасцветшей – Лик вечерней луны, Жжет мне сверканьем глаза Все - и деревья и камни... Вновь после ливня жара! Мукаи Керай Наша жизнь - росинка. Пусть лишь капелька росы Наша жизнь, и все же... Кобаяши Исса Прощальные стихи на веере хотел я написать — В руке сломался он. Примеры русских хокку с классическим размером: Ливень уходит - боюсь утонуть в небе, наступив в лужу… Из вымени туч льётся молоко дождя сквозь белый туман. Пролески глядят из корзинок старушек глазами лесов. Мать-и-мачеха – теплое под холодным… Родное – внутри. След многоточий в белой хрупкости снега цепочкой стихов... Задание на 3-й тур: Участникам предлагается написать 3 танка и 3 хокку (пейзажная, любовная, философская лирика) на произвольные темы, связанные с летом и переходом к осени. Соблюдение классического размера (5-7-5) обязательно только при написании хокку. Произведения должны быть написаны 12-м шрифтом без подчеркиваний и в черно-белом варианте. до 22-00 часов мск. врем. 15 августа т.г. |