Романс Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Рома́нс в музыке — вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. История романса Романс развился из песни; это — продукт новейшего времени. Он появился и сформировался в XV и XIX веках. В Россию романс пришёл из Испании и вскоре приобрёл национальные черты. Появился жанр русского романса, который быстро стал популярен на волне веяний романтизма. На его основе в первой половине XIX века ведущими российскими композиторами создаётся жанр цыганского романса, впоследствии доработанный и доведённый до высокого уровня самими цыганами. В России более всего популярна такая разновидность русского романса, как городской романс, авторский по способу создания, но фольклорный по способу бытования. Русские романсы отличатся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Черты вокального романса По форме романс схож с песней; как и последняя, он пишется в коленном складе, но в нём необязательна та квадратура, та чётность тактов, которые преследуются в песне. В романсе допускаются отступления в виде так называемых расширений или вставок, переходов от одного колена к другому. Вокальная партия романса должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью. Рефрен, или припев, в романсе чаще всего отсутствует. В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес должен главным образом лежать в мелодии, а не в аккомпанементе. Романс пишется для пения с аккомпанементом одного инструмента, преимущественно фортепиано и относится к разряду камерной музыки, хотя некоторые романсы аккомпанируются оркестром. Основные жанровые признаки романса 1. Содержание романса не выходит за пределы лирики. Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному. 2. Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему. 3. В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он либо имеет, либо подразумевает адресата, а следовательно, изначально диалогичен в самом своём содержании. 4. Наличие двух героев порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность. 5. Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово (текст), музыка и речь (исполнение). Примеры русских романсов: «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил: любовь ещё быть может…», «Не пой, красавица, при мне…» на стихи А.С.Пушкина, «Соловей мой, соловей…» (А.А. Дельвиг), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов), «Я встретил вас – и всё былое…» (Ф.И. Тютчев), «Утро туманное, утро седое…» (И.С. Тургенев), «Средь шумного бала, случайно…» (А.К. Толстой) и др. Ввиду огромной известности этих романсов – тексты их не приводятся. Задание на финал: Рыцарям предлагается написать стихотворение, текст которого может стать русским романсом, на тему «Лето прошло, но любовь жива…» объемом не более 24-х строк. Задание необходимо отправить Хит-координатору Татьяне Куниловой на адрес до 22-00 час мск. врм. 1 сентября 2009 г. Успеха вам, финалисты! |