Два бойца Баллада Вблизи деревни лес стоял дремучий, Тысячелетние дубы шумели в нем. Один из них, в сухих корявых сучьях, Был «Киреметев» - освящен огнем… Он огражден оградой был, просторной, С площадкой ритуалов той поры; Сюда всегда была тропинка торной – Здесь приносились жертвы и дары… Дары и жертвы быстро исчезали, То значит, Киреметь их принимал. Лесная живность, здесь ее немало, Была довольна - дуб всех содержал. Облюбовали пчелы дуб тот древний, Мед вытекал нередко из дупла. Не брали мед тот, жители деревни – К несчастью бы тут жадность привела… Сюда быков на жертву приводили, А так, не допускались никогда. С ограды их уже не выводили – Иначе, неминуема беда. * * * Общинный бык гуляет он, где хочет, Никто ему в деревне не указ. А то и в огород к кому заскочит; Хозяин перетерпит в этот раз… Случайно бык (так, может, было надо), Забрел в ограду «по своим делам». А мачавар решил прогнать с ограды – Да, слава богу, жив, остался сам! Бык с этих пор повадился к ограде, И что ни день, ломает и крушит… Чинить ее уж жители не рады – Разгром такой же снова совершит. Огромный рост, могучее сложенье; Рога в размахе, может, метра два… Питали все к нему и страх и уваженье – Скорее прочь, он взглянет лишь едва! Бык не терпел, кто встанет на дороге, Тем более, кто замахнется вдруг. А так-то, сам был добродушен, вроде, Не слишком беспокоились вокруг. С десяток лет ходил он своевольно, По «настроению» он навещал стада. Крестьяне были им всегда довольны – Свою «задачу» выполнял всегда. К нему не подступались волчьи стаи, Не ведал вовсе, что такое страх. И в зимы он не признавал сараи – Зимы суровые бывали в тех местах… * * * А лес, известно, был к деревне близко, Есть звери всякие, как водится, в лесах. Но был покой, ходили в лес без риска – Защитой боги были в небесах. Медведи тоже в том лесу водились, Один из них, громадный был медведь. Такого в жизни только раз увидишь – Ходить уж в лес, бояться будешь впредь… Но, он с людьми старался не встречаться, Не трогал вовсе и домашний скот. С собаками, бывало, расправлялся – Он не любил их, как и волчий род. В глаза он никогда не попадался, Его лишь узнавали по следам. Дрожал весь лес, когда он пробирался Пути не разбирая по кустам. Как заревет – так, будто гул по лесу, Невольно сердце замирает вдруг. «Хозяином» он был, конечно, местным – Соперников он не терпел вокруг…. * * * Случилось то – что так бы и случилось, Медведь и бык сошлись в ограде той! Медведю меда, видно, захотелось, А бык, очередной творил разбой. Им бы немедля, разойтись спокойно, Делить-то нечего, тут каждому свое! Соперник каждый был из них, достойный, Но ведь, могли «хозяйничать» вдвоем… Бык на полях, лугах (в садах, от скуки), Кто бы ему все это запретил? Медведь в лесу – лесов полно в округе; За медом, дуб вон этот, навестил… Но нет ведь, нет! Бойцу одна дорога – Победа или смерть; другого нет пути! Прогневили, быть может, оба бога, Нельзя теперь вот, схватку обойти… Случилось то осенним ранним утром, Деревня вдруг разбужена была. То грозный рев шел в напряженье жутком, То трубное мычание быка… Все поняли, у дуба Киреметя Сошлись непримиримые враги. Я б не рискнул следить за схваткой этой, Как не рискнули так же, мужики… Полдня, все будоражило округу, То рев, то трубное мычанье вновь. У смерти два непримиримых друга; В ее сетях большой, большой улов! Конец всему, когда-то, все же будет, Шум схватки так же, к вечеру утих. В тот день проверить не рискнули люди; Можно понять и опасенья их… Зверь-победитель разъярен без меры, Не попадаться лучше, на глаза. На день другой осмелились проверить, Как завершилась у бойцов стезя. Открылась людям жуткая картина – Площадка кровью залита кругом. Изломаны вокруг кусты лещины; Но…, рассказать тут надо о другом: Две туши мертвых – вдавлены друг в друга, Дупло у дуба треснуто слегка; Медведь прижат, придавлен жестко к дубу, А у быка разодраны бока… Это – не жертвы богу за здоровье, Это, сам бог, похоже, пировал. Две крупных туши вымазаны кровью, А сверху дуб их медом поливал… Охвачены сердца людей тревогой – Мистический, быть может, это знак! К Абысу-йомызь, все пошли в итоге, Но он не смог растолковать никак. - А что случилось после, - спросят люди… В деревню ту Крещение пришло; Но та история, уже другая будет – Не добровольно то произошло… Проходит время, годы пролетели, Уходит в прошлое и сам уж, Киреметь…. Но в память поколений те бойцы засели, И в поколениях их будут помнить впредь… Пояснения: Киремеить – один из верховных богов у чуваш, исповедовавших язычество. Мачавар – служитель культа, помощник жреца. Абыс–йомызь – жрец, знахарь, прорицатель. |