«Этюд акварелью» Н.Е. Лемкин. ...Осенний вечер. Ещё не знобит, но уже свежо... Охристо-золотистая листва на фоне густо-ультрамаринового неба... ( Таким оно бывает только осенью – холодное, равнодушное...) Вы как хотите, но лично я убеждён, что только акварель-материал тонкой живописи, ну что такое, например – масло? Громоздкое, слишком материалистическое, унылое и скучное как милицейский протокол... Акварель, непредсказуемая, хулиганисто-текущая, живущая сама по себе... Вот вроде бы делаешь мазок «а ля прима»- сухой, просчитанный, а он оживает на влажном торшоне, и понёс он тебя, и понёс, глянь – уже он тобой управляет, а не ты им! И радостно тебе... Ультрамарин зернист, ну, натура у него такая... Не любит смесей, серчает. А вот охра, сиена или умбра доброжелательны, а как они дружат с окружением! Вот она – осенняя палитра... Палитра согласия. Уютно присев на краешек скамейки старенький художник варакал очередную помарашку в стареньком, замызганном этюднике. Сесть удобно было нельзя – новорусская мода требовала сидеть на спинке, поставив ноги на сиденье, однако, художник был жертвой советского воспитания, и не мог пачкать грязью скамейки. Сиденье было загажено почти целиком, старичок уместился на более - менее чистом уголочке. Вскоре над ним как петухи на насесте уместилась стайка подростков – два пьяненьких боя и сопливая гирла с металлическим кольцом в носу. Уселись они не из любопытства – ну, какое может быть любопытство у пятнадцатилетних, познавших всё, и уже уставших от жизни тинэйджеров? Да и старика – то они просто не видели, не замечали. Он для них так же не существовал, как и всё вокруг... Самоучки и бездари видят осень как набор диких кадмиев, синей «ФЦ», стронциановой жёлтой, и сажи газовой в тенях. И напоминает такая анилиновая живопись пьяную драку в сельском клубе... Старичок увязывал тени, прозрачные, холодные со светами. Чуть-чуть, и могла полезть грязь, а этого ой как не хотелось - этюд выходил тонким, лёгким, без «фузы»... ---...Пять штук накинь! ---...С хера ли – базар был о трёх... ---...А кто насвистел, что лажи не будет? ---...А я чо? Троица подростков вяло переругивались над головой старичка. ---...Чо-чо? Через плечо! Ты Гнуса спроси – чо? Гнус, я прав? ---...Да чо базарить? Не заморачивайся – гони пять штук! Я пока ей мозги вышиб, аж вспотел – ну и живучая, сучка была! А как визжала! Я весь в кровянке, еле отстирался. ---...А ты не лайся, какая-никакая, а это была моя мамка. Мне, может быть, её даже жалко! ---...Ни хера себе – жалко! А что же ты её заказала замочить, жалостливая ты наша? ---...А тебя бы так доставали – в школу ходи! Ночуй дома! Сам бы заказал! ---...Кончай сопли размазывать! ---...Слышь, Гнус, а может, я тебе отработаю? ---...Ага! Дурака нашла – Гвоздь после тебя сколько лечился? Отработаю!..Хе! Художник убрал с этюда пацанский плевок, солнце уходило, ещё чуть-чуть, и придёт другое состояние, да вот уже и приходит - тени стали глубже, вытянулись по тропинке... А славно я сегодня поработал, славненько! Старичок неспешно собрал этюдник, поправил берет, оплёванный пацанятами, и двинулся по тропинке... Гирла вынула из кармана горсть жвачек, скрипя зубами, отсчитала пять упаковок... ---...На, подавись, жлобина! ---...Ну, ты полегче, фильтруй базар, лохушка трёпаная... Осеннее солнце выстрелило по верхушкам деревьев лучом, верхушки полыхнули, но это уже невозможно написать - этим можно только любоваться. Старичок шёл по парку, улыбаясь своим мыслям, вспомнился «Гамлет» со Смоктуновским, виденый в Одессе. Фильм был дублирован на украинский язык, и фраза ... «Буты, чи нэ буты, ось чё спытаты..» до сих пор рождала улыбку. « Быть или не быть, вот в чём вопрос..» Нет, «Гамлет» со Смоктуновским – только по-русски, а осень-только акварелью! АКВАРЕЛЬЮ! "Новая" Россия вступала в очередную осень... 2008г. |