Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Буфет. Истории
за нашим столом
История Ильи Майзельса, изложенная им в рассказе "Забыть про женщин"
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: А. П
Объем: 13483 [ символов ]
Композиция "Бориса Годунова" А.С. Пушкина
Вдохновение нужно в поэзии
как и в геометрии.
Пушкин
Одна из самых замечательных особенностей художественного мастерства А.С. Пушкина состоит не только в том, что его произведения единственные в своём роде, а в том, что по стройности, гармоничности, соразмерности частей, подлинно классической простоте – это образцы словесной архитектуры. Композиция каждого художественного шедевра глубоко содержательна, гармонически соответствует лежащему в его основе идейному замыслу и тем самым способствует наиболее полному, художественно впечатляющему раскрытию этого замысла.
Поразительно композиционное мастерство поэта в трагедии «Борис Годунов», или «драматической поэме», как характерно однажды назвал её сам Пушкин. «Он вгляделся в то, что у Шекспира мерцает на дальнем и недосягаемом плане, и за цепью отдельных судеб и событий увидел человеческую Историю как одно целостное сверхсобытие» (В.Непомнящий). Задумав своё новое произведение как пьесу историческую в прямом смысле слова, то есть такую, в которой авторский вымысел сведён к минимуму, поэт в основе её построения положил последовательное движение и развитие исторических событий. Это было новаторством.
Трагедия «Борис Годунов» состоит из отдельных порою очень коротких сцен, нередко по внешним признакам мало соединённых между собой сцеплениями происходящих в них событий, как обычно бывает в драматических произведениях. Обычно такие события наполнены действиями людей, побуждаемых личными целями: одни действия при этом как-то взаимодействуют с другими, совпадающими по целям или противоположными, все вместе создают драматические коллизии, движущие ход всего произведения к определённому логическому исходу. У Пушкина другая логика сцеплений. Сверхличное содержание действий героев не совпадает с их субъективными побуждениями и мотивами, реализуется поверх их личных целей, не согласуясь с ними, но пользуясь этими целями лишь как рычагами. Люди взаимодействуют не только между собою, но, как сказано, с неким сверхличным началом, то есть с Промыслом Божиим, и это создаёт особую связь всех сцен в трагедии.
Это непосредственно связанное с усиливающимся историзмом Пушкина и нараставшими в нём реалистическими стремлениями построение «Бориса Годунова» вызвало горячие споры среди его современников. Они не одобряли такое новаторство. Опасения Пушкина, о которых он писал в «Набросках предисловия к трагедии «Борис Годунов», вполне оправдались. Но никакие недовольства критиков не могли изменить мнение писателя о том, что «нашему театру приличны народные законы драмы Шекспировой, а не придворный обычай трагедий Расина». Именно великому английскому драматургу Пушкин подражал в «небрежном и простом составлении планов». И именно за это драматург и критик П.А. Катенин отказал пьесе А.С.Пушкина в праве считаться драматическим произведением в традиционном понимании этого слова. « Оно не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах», – иронически замечал он. «Это ряд исторических сцен… эпизод истории в лицах», – писал один из наиболее резких критиков Н.И.Надеждин.
А. С. Пушкин не возражал, что его «Борис Годунов» художественно показанная история. О плане трагедии он сообщал Вяземскому следующее: «Ты хочешь плана? Возьми конец десятого и весь одиннадцатый том /«Истории государства Российского» Карамзина/, вот тебе и план». Но это не исключало продуманной «формы плана» – строгой чёткой и гармоничной композиционной структуры, и если проверить «алгеброй гармонию», мы убедимся в композиционном искусстве Пушкина.
Как под рукою мастера неприметный неотёсанный камень превращается в чудесную драгоценность, так и под пером великого драматурга «кусок истории» превратился в величайшее произведение искусства – мастерски отшлифованный брильянт, играющий всеми своими гранями.
Трагедия Пушкина представляет собой отнюдь непростое механическое воспроизведение отрывков из «Истории» Карамзина, «переделанных в разговоры и сцены» (отзыв Булгарина), ещё менее можно сказать, что «всё отличие её от классической драмы состоит в бессвязной пестроте явлений и прыжках от одного предмета к другому» (отзыв Полевого). В самом деле, в двадцати трёх сценах, на которые в противовес традиционному, соблюдавшемуся даже Шекспиром, делению на акты, поэт членит своего «Бориса Годунова», он полностью нарушает не только закон «трёх единств», но в значительной степени и «четвёртое», как он сам его называл, единство – «единство слога». Вместо классических двадцати четырёх часов – семь с лишним лет. Вместо дворца (наиболее частое и единое место в трагедиях классицизма) – площадь, монастырская келья, палаты патриарха, пограничная корчма и даже поле сражения. С кинематографическою быстротою действие переносится из одной страны в другую – из России в Польшу и обратно. «Единство действия» по меньшей мере раздваивается – линия Годунова и линия Самозванца.
В трагедии звучит не только традиционный «высокий штиль», а самая разнообразная живая речь, принадлежащая людям различного социального положения и национальности (сцена «Равнина близ Новгорода-Северского»). Нет в «Борисе Годунове» и единства художественно-словесной формы. Она написана белым нерифмованным стихом, имеются не только отдельные зарифмованные места, но и сцены, частично, а порой полностью, написанные прозой.
Воспринимать всё это гениальное разнообразие как непозволительную пестроту и авторский произвол, было совершенно неправильно. Напротив, тонких знатоков, обладающих идеальным литературным чутьём, таких как Н. В.Гоголь и В. Г. Белинский, трагедия восхищала своей художественной целостностью, стройностью и единством – «внутренней, неприступной поэзией», лишённой «всякого грубого, пёстрого убранства», «недоступным величием строгого художественного стиля, благородной классической простоты»
Композиционная структура в «Борисе Годунове» отличается не только внутренней, но и внешней гармоничностью, соразмерностью и уравновешенностью частей, поразительной симметрией.
Прежде всего, мы находим полное соответствие периферии – начала и конца. Трагедия начинается и заканчивается в Московском Кремле. В трёх первых и в трёх последних сценах нет ни Бориса, ни Григория-Лжедмитрия, но показаны основные социальные силы: боярство и народ. Борис Годунов непосредственно появляется только в четвертой сцене от начала и выходит из действия – умирает – в четвёртой сцене от конца. Григорий появляется в первый раз в пятой сцене от начала, в последний раз - в пятой сцене от конца. Естественно, это не случайные совпадения. Несомненно, здесь действовал строгий, продуманный расчёт великого словесного архитектора.
В то же время такое построение осуществляло замысел создать историческую трагедию, так как сочетало в себе изображение судьбы народной и судьбы человеческой. Выше отмечалось, что действие пьесы начинается за три сцены до непосредственного появления Бориса, и за четыре до появления Самозванца и ровно столько же продолжается после ухода со сцены вначале последнего, а за тем первого. Тем самым композиционно подчёркивается, что и Борис, и Самозванец не являются главными героями пьесы, что драматическая коллизия не в конфликте двух людей, борющихся за власть (как было практически во всех трагедиях Шекспира), а в столкновении социальных сил. Трагедия борьбы личностей перестроилась в трагедию, раскрывающую «судьбу народную».
Три первые сцены, действие которых непосредственно связано с подготавливающимся воцарением Бориса, и три последние сцены, связанные с подготавливающимся воцарением Самозванца, построены совершенно симметрично.
Сначала идёт боярская сцена с двумя участниками Воротынским и Шуйским; здесь возникает тема народа – народной поддержки (подчёркивается в призыве Шуйского волновать «народ»). Затем появляется и сам народ: две народные сцены, описывающие события на Красной площади и перед Новодевичьим монастырём, в котором добровольно заключился Борис.
В конце трагедии всё соответственно. Сначала идёт одна боярская сцена, и тоже с двумя участниками Басмановым и Пушкиным, где устами Пушкина сформулирован тезис о значении «мнения народного» в качестве решающего фактора победы Самозванца. Затем следуют две народные сцены: на Красной площади – Лобное место – и в Кремле, перед Борисовым домом, в котором тоже в заключении находится новый царь – сын Бориса.
Но самое главное, что в народных сценах конца пьесы народ уже не тот, каким он был в народных сценах её начала. Вначале народ пассивное орудие в руках бояр («А как нам знать? то ведают бояре…»). В конце народ, поднявшийся на защиту правого, по его мнению, дела, – активная сила, способная осудить преступление («Народ безмолвствует…»). Если вторая народная сцена начала трагедии кончалась приветствием: «Борис наш царь! Да здравствует Борис!» – в финале фраза: «Народ безмолвствует» – с первого взгляда нарушает симметрию. Логически более обоснован первый вариант А. С. Пушкина – народ машинально повторяет за боярином Мосальским: «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!». Такой конец противоречил бы идейному замыслу поэта потому, что свидетельствовал о том, что народ не изменился, что круг снова безысходно замкнут. Пушкин видимо поступается внешней симметрией. Новый финал особенно рельефно выступает из-за контраста с начальной ситуацией. Вместо обычной здравицы – безмолвие. Однако в таком конце тоже нет активного действия. Он свидетельствует только о росте народного самосознания. Но даже и это безмолвие уже есть «мнение», причём показывающее отрицательное отношение к тому, что произошло. Отсутствие слов здесь самостоятельно значимо, поэтому после детального разбора можно утверждать, что композиционная симметрия и внутренняя, и внешняя вовсе не нарушена, а просто при первом взгляде неприметна.
Если три первые сцены начала и три последние сцены конца обрамляют пьесу как трагедию народную, четвёртая сцена от начала и четвёртая сцена от конца симметрично и вместе с тем контрастно обрамляют трагедию царя Бориса, начинают и замыкают собою всю историю его царствования, исполненную внутреннего драматизма. Четвёртая от начала сцена трагедии – первая, в которой Борис Годунов является перед зрителями в апогее торжества и величия. Четвёртая сцена от конца – последняя, в которой показан момент его физического падения, бесповоротной духовной катастрофы Бориса: «На троне он сидел и вдруг упал».
Пятые сцены от начала и конца симметрично обрамляют круг действий Самозванца. Первая происходит в монастырской келье. Григорий поначалу спит, а потом просыпается из-за мятежных сновидений. Последняя– в лесу. Самозванец вначале бодрствует, а потом спокойно засыпает, несмотря на то, что его войско разбито. Как видим обрамление сном – не просто внешний композиционный приём. Глубоко продуман и сам мотив сна.
Таким образом, периферия «Бориса Годунова» построена в композиционном отношении приёмом тройного обрамления. Она представляет собой, если это изобразить графически, три вписанных друг в друга концентрических «круга»:
1) «круг» народа, замыкаемый тремя начальными и тремя параллельными им конечными сценами;
2) «круг» Бориса, замыкаемый четвёртыми сценами от начала и от конца;
3) «круг» Самозванца, столь же равномерно замыкаемый пятыми сценами от начала и от конца.
Причём вся эта сложная и вместе с тем осуществляемая простыми средствами, классически стройная композиционная структура имеет очень глубокий идейно художественный смысл. Самозванец порождён преступлением Бориса – отсюда вписанность его «круга» в «круг» Бориса. Ещё значительнее, что оба «круга» двух политических противников, оспаривающих власть, обрамлены народным «кругом», словно погружены в народную жизнь, народное море.
Композиционно уравновешено и всё то, что находится внутри этой тройной рамы, то есть все остальные тринадцать сцен. Центр «круга» Самозванца и, следовательно, центр трагедии составляют три польские сцены:
1) Краков. Дом Вишневецкого;
2) Замок воеводы Мнишка в Самборе;
3) Ночь. Сад. Фонтан.
Внутри этого круга до них пять сцен и столько же после; если же рассматривать внутри всей трагедии, то от начала её до них десять сцен и десять сцен от конца.
В первоначальном плане была сцена «Уборная Марины». Она заканчивалась словами Марины: «Мне должно всё узнать», – из этого следует, что она с этой целью назначает ночное свидание. Между тем психологический эффект достигается именно неожиданностью признания как для самого Григория, так и для Марины. Поэтому сцена в уборной не только не обязательна, а даже мешающая.
Один из московских театров, соблазнившись выгодностью её в театральном отношении, включил её в постановку, удалив при этом сцену между Пушкиным и Басмановым («Ставка»), в которой сформулирован основной тезис трагедии о значении народного мнения. Театр не только нарушил композиционную стройность, а проявил полную слепоту к идейному замыслу трагедии. Это наглядный пример нашей невнимательности к художественным произведениям и их поверхностного прочтения.
«Писанная мною в строгом уединении вдали охлаждающего света, –вспоминал Пушкин, – трагедия сия доставила мне всё, чем писателю насладиться дозволено: живое вдохновенное занятие, внутреннее убеждение, что мною употреблены были все усилия, наконец, одобрение малого числа людей избранных».
Продуманность формы и содержания «Бориса Годунова» поразительна. Композиция трагедии – поистине одно из чудес пушкинского художественного мастерства, один из образцов того, как, идя путём «благородной классической простоты», надлежит оформлять драматическое произведение.
Дата публикации: 17.10.2009 03:04
Следующее: Мир природы и его художественное воплощение в романе "Записки из Мертвого дома" Ф.М. Достоевского

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта