Согласно Положению, наш Хит осуществляет на ЧХА не только соревновательно-состязательную функцию, но и образовательно-познавательную. А когда учиться, если не осенью?! Поэтому сегодня у нас задание по стихотворным метрам и размерам. РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ - способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка определяется числом слогов; в тоническом числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом метром и числом стоп. Здесь обычно различаются понятия метр (напр., "ямб"), стихотворный размер (напр., "4-стопный ямб") и разновидность стихотворного размера (напр., "4-стопный ямб со сплошными мужскими окончаниями"). МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых. СТОПА - повторяющееся сочетание сильного и слабого места в стихотворном метре, служащее единицей длины стиха (напр., 2-, 3-, 4- стопные размеры стихотворные). Одним из самых употребительных стихотворных метров русского силлабо-тонического стиха является ЯМБ (др.-греч. iαμβος, предпол. от iαμβύκη, назв. музыкального инструмента), 1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехморная, короткий + долгий сл., U—; в силлабо-тоническом стихосложении (напр. русском) — безударный + ударный слог; 2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров. Точная этимология термина неизвестна. Поскольку ямбические песнопения были неотъемлемой частью праздников плодородия в честь Деметры, термин связывали с именем служанки элевсинского царя Келея Ямбы. Согласно мифу, Ямба развеселила безутешную Деметру, которая повсюду искала дочь Персефону, стихотворениями (праздники плодородия, посвященные Деметре, сопровождались веселым песнопением и стихотворчеством). Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: - ! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д. Примеры: Четырехстопный ямб Опять стою я над Невой, И снова, как в былые годы, Смотрю и я, как бы живой, На эти дремлющие воды… Пятистопный ямб Вот холм лесистый, над которым часто Я сиживал недвижим - и глядел На озеро, воспоминая с грустью Иные берега, иные волны... Четырехстопный акаталектический: Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил… (А. С. Пушкин) Ударный слог в стихе может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове); тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных. Пятистопный каталектический: Ты погрусти́, когда́ умрёт поэ́т, Поку́да зво́н ближа́йшей и́з церкве́й Не возвести́т, что э́тот ни́зкий све́т Я променя́л на ни́зший ми́р черве́й. (Шекспир; перев. С. Я. Маршак) Ещё одно, последнее сказанье, И летопись окончена моя… («Руслан и Людмила» А.С.Пушкин) В метрической схеме 5-ст. ямба – на 10-м слоге - обязательное ударение, на других четных слогах необязательное ударение, нечетные слоги или безударны, или заполняются односложными словами. В зависимости от того, какие четные места заняты ударениями, а на каких они пропущены, различаются несколько ритмических форм этого размера: (Материалы взяты из Википедии, словарей и книги М.А. Гаспарова «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях») Задание на 1-й отборочный тур Хита-4: Рыцарям предлагается написать пятистопным ямбом лирическое стихотворение на тему «Что, осень, нам из лета взять в дорогу?» объемом не более 20-ти строк. Указанная фраза должна быть первой строкой стихотворения, но далее в тексте слово «осень» и его производные и однокоренные слова использовать запрещается. Произведение оформляется без заголовка, печать - 12 шрифтом Times New Roman в WORD с одинарным междустрочным абзацем. Пессимистически-сплиново-дождливые:) настроения не приветствуются – стихотворение должно быть наполнено бодростью и оптимизмом. Задание необходимо отправить Хит-координатору Татьяне Куниловой на адрес до 21-00 час мск. врем. 21 октября 2009 года. |