"Осень листья рассыпает..." Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи прежде всего следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым. С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. На самом деле, хорей имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей? Хорей или Трохей (гр. choreios, от choros — хор) — стихотворный размер, в основу которого положена двусложная стопа. Хоре́й (др.-греч. χορεiος — «плясовой», от χορεiος πούς — хоровая стопа, трохей (греч. trocháios, буквально — бегущий. Звучание стихотворений, написанных с использованием хорея, быстрое, звонкое. Хорей характеризуется использованием в стопе двух слогов, слабого и сильного, таким образом, чтобы в строке стихотворения ударение всегда приходилось на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб. Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей: «Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте) Или так: «Зацвела на воле В поле бирюза. Да не смотрят в душу Милые глаза» (Бунин «Песня») Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей. Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения: «Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий, Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин) Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных. Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши. В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура (пауза) в середине стиха: «У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов). Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях: «Сладку водочку , да наливочку…» Есть еще семистопный хорей. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века. Пример семистопника – у Брюсова («Конь Блед»): «Улица была как буря. Толпы проходили, Словно их преследовал неотвратимый рок, Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили, Был неисчерпаем яростный людской поток.» (Лаура Делла Скала) Примеры стихотворений, написанных 4-х стопным хореем: Ветер с моря тучи гонит. Роет отмель, с сушей споря; Ветер дым до зыби клонит, Дым в пространствах вольных моря. Малых лодок реет стая. Белым роем дали нежит. В белой пене тихо тая. Вал за валом отмель режет. В. Брюсов, 1900 Дети ночи Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах. Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра – это мы. Мы – над бездною ступени, Дети мрака, солнца ждем: Свет увидим – и, как тени, Мы в лучах его умрем. Д. Мережковский, [1894] (Материалы взяты из Википедии, словарей и книги М.А. Гаспарова «Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях») Задание на 2-й отборочный тур Хита-4: Рыцарям предлагается написать лирическое стихотворение 4-стопным хореем на тему «Осень листья рассыпает…» объемом не более 20-ти строк. Указанную фразу можно использовать в любом месте текста стихотворения. Кроме того, в нем должны быть использованы слова «дождь», «ветер» и «снег». Произведение оформляется без заголовка, печать - 12 шрифтом Times New Roman в WORD с одинарным междустрочным абзацем. Задание необходимо отправить Хит-координатору Татьяне Куниловой на адрес до 21-00 час мск. врем. 25 октября 2009 года |