"Быть выше любви и не смей..." А снега все не было и не было. Уже и тюльпаны наивно потянулись к солнцу, и небо смотрелось совсем легкомысленно, и воздух набирался весеннего хмеля. Но получилось почти по классику: зимы ждала, ждала природа, снег выпал только... в феврале. Вечером выхожу на улицу, а там зима. Настоящая. С сугробами. Бедные тюльпаны! И сразу вспомнилось любимое: Куда не пойму меня ночка морозная вынесла, Лечу в окруженьи снежинок, как прожитых лет. Насколько все в жизни со смыслом, насколько без вымысла, Но как же он все-таки сказочен жизни сюжет... Одно из немногих стихотворений Николая Зиновьева о любви, исполненное пронзительной нежности. О чувстве хрупком и беззащитном, как мои тюльпаны под февральским снегом. Я понял не вдруг со своею попутчицей, По льдистой дороге к холодному лесу скользя: Быть выше любви и не смей, все равно не получится, Быть ниже любви, хоть и можно, но только нельзя... - Мало пишешь о любви, - говорю Николаю с укоризной. - Ну а зачем быть многословным? - возражает он, улыбаясь. - Наверное, возраст такой. Юношеская восторженность проходит с годами... А может, настоящая любовь просто не вмещается в слова? Я в нашей комнатке прохладной, Проснувшись рано поутру, Ступал на солнечные пятна На голом крашеном полу. Она спала, нагие груди Укрыв распущенной косой, А я, счастливый и босой, В постель ей нес пирог на блюде. Спешил на кухню ставить чайник... Все это вижу, как в кино. Увы, мы встретились случайно. Увы, расстались мы давно. И жизнь, как прежде, непонятна. И я, как нищий на балу. Но эти солнечные пятна... Но эти солнечные пятна На голом крашеном полу!.. Удивительное свойство большого поэта: ни слова о любви и все же о любви. Рассказывает о своем, а мне кажется - мое! Ведь это не я, а он, счастливый, босиком бежал на кухню ставить чайник. Почему же замирает от счастья мое сердце? Да и вообще, говорит ни о чем, о каких-то пустяках: чайник, пол, солнечные зайчики,- а получается о любви, и этой солнечной любовью дышит каждая строчка. Стихи, ставшие болью Зиновьев из тех поэтов, стихи которых хочется обязательно выучить наизусть, чтобы они всегда были с тобой. Всегда. Где-то рядом с сердцем. Такие же живые, такие же трепетные, как оно. Приложи ладонь - стучит. Отними ладонь - болит. И уже не разобрать, то ли это сердце заходится, то ли стихи, ставшие твоей болью: Цветут под окнами ирисы, И ветер их пыльцу клубит. Мечтает девушка о принце, А он вчера в Чечне убит, Убит не чудищем из сказки. Лежит в пробитой пулей каске Среди холодных, неживых Таких же принцев... рядовых. Это стихи из последнего сборника Николая Зиновьева "Дни, дарованные свыше", изданного в Москве. За свои собственные деньги. Я расскажу, откуда они взялись эти деньги. Поверьте, история заслуживает того, чтобы ее рассказать. Николай с семьей - женой и дочерью - живет в старой хатке, построенной еще в начале прошлого века. Поэзия, к сожалению, не кормит. И никогда не кормила. Поэтому Николай с Ириной, чтобы накопить деньги на дом, вкалывали, как проклятые: выращивали поросят и бычков, экономили на всем: на еде, на одежде. Но когда Николаю предложили издать в Москве сборник, надо было только найти деньги, Ирина сама, безропотно, отослала все скопленные 60 тысяч в Москву. Зато появилась книга стихов. Как мне хочется, чтобы эти строки прочитал тот, кто не дрогнув ни рукой, ни сердцем, покупает в дорогом кабаке бутылку элитного шампанского за 30 тысяч долларов. Я подсчитала: ровно полбокала шампанского - цена книги большого русского поэта, кровью сердца написавшего стихи о "рядовых принцах". И еще: за эту бутылку шампанского можно было поставить на ноги в прямом смысле этих слов шесть мальчишек, шесть "рядовых принцев", искалеченных неправой войной. Нет пророка в своем отечестве Сегодня о Зиновьеве говорят все. Первый поэт России. Лауреат международного конкурса. Лучший из лучших. Восхищенные поклонники его творчества пишут ему письма, едут в гости со всех концов страны. Земляки же озадаченно качают головами, застывают в недоумении: "Как, тот самый Коля, что грузчиком в райпо работал?! Великий поэт?! Та он же мне дом клал! Каменщиком нанимался. Ну, чудеса!" Недоверие плещется в глазах. И это так по-человечески понятно. Не сегодня и не мною сказано: нет пророка в своем отечестве..." Трудно поверить, что рядом с тобой: в соседнем доме, на соседней улице, такой знакомый, такой привычный и вдруг - гений! Как простой смертный, ходит в магазин за колбасой, ковыряется в огороде, пьет чай и что покрепче... И вдруг почти небожитель? Живет в хате-завалюшке, ни хором, ни капиталов не нажил, и в одном ряду с классиками? С этим недоверием земляки идут в редакцию районной газеты, смущаясь, просят посмотреть Колину книжку, торопливо листают страницы, и читают, читают прерывистым шепотом, украдкой утирая нахлынувшие слезы: Не потому, что вдруг напился, Но снова я не узнаю, - Кто это горько так склонился У входа в хижину мою? Да это ж Родина! От пыли Седая,, в струпьях и с клюкой... Да если бы мы ее любили, Могла бы стать она такой?! В душе, омытой слезами, ворочается и пробуждается что-то, чему трудно подобрать название. Тоска? Обида? А может, чувство вины, почти утраченное русским человеком в подлой круговерти, по-привычке именуемой жизнью? Чувство вины, или точнее - чувство причастности ко всему, что происходит вокруг: Кто ангелов видел из зрячих? Никто. Смею вас убедить. Они из-за "точек горячих" На землю боятся ступить. И их миротворные крылья Над нами уже не шумят. Мы гибели двери открыли. И каждый из нас виноват. Положа руку на сердце, кто из нас готов принять на СЕБЯ вину за погибших в Чечне или в Афганистане? Мы боимся чужой беды, мы суеверно сторонимся чужого горя. Так проще. Мы прочно укрыты броней собственного равнодушия. Но вот приходит поэт и говорит:"Так жить нельзя!" "Почему это? - удивляемся мы. - Вроде приличные люди: с соседями не ругаемся, нищим в праздники копеечки подаем. И вообще нас не спрашивали, когда войну начинали. Не мы на смерть солдатиков посылали..." Мы суетимся и горячимся, мы ищем и приводим убедительные, на наш взгляд, аргументы, не осознавая, что поэт уже коснулся души и разбудил ее. И жить нам теперь с вечным укором, с вечной и непреходящей болью, как ангелу без крыла из стихотворения Николая Зиновьева: Ты просишь у Бога покоя, И, жаркой молитве вослед, Ты крестишься левой рукою, Зажав в ней десантный берет. И с ангельским ликом серьезным, Неправый свой крест сотворя, Вздыхаешь. Под городом Грозным Осталась десница твоя. Осталась она не в граните, Не в бронзе, а просто сгнила... Стоишь, и твой ангел-хранитель Стоит за спиной. Без крыла. "И счастье вовсе не в свободе"
- Давай поговорим о счастье! - прошу я Николая. - Чем не тема для поэта? Короленко был убежден, что "человек создан для счастья, как птица для полета". Пушкин напротив, считал, что "на свете счастья нет, а есть покой и воля". А ты споришь с Пушкиным: Как нету рая в шалаше, Как нет бессмертия в природе, Как нет гармонии в душе... И счастье - вовсе не в свободе. - Так в чем все-таки счастье? - пытаю я. Николай задумчиво пожимает плечами: - В самопожертвовании. - Чем же ты готов пожертвовать, чтобы стать счастливым? Или это просто красивая фраза, как про птицу в полете? - За словами тоже что-то стоит. Живой пример: мне приходит в голову мысль, мне надо ее записать. А Ирина в это время просит меня забить гвоздь. Я иду и забиваю этот гвоздь. Пусть маленькая, но это жертва. - И ты от этого становишься счастливей? - Нет, но я думаю так: пусть я не написал какое-то стихотворение, но любимую женщину не огорчил. Ведь мог сказать: "Чего ты пристаешь ко мне с такой мелочью, когда я пишу стихи!" Она бы конечно поняла, но в душе все равно обиделась. Как всякая женщина она считает, что она должна быть на первом месте у мужа, а не стихи или еще что-то. Правильно? Конечно, правильно. Про нас, женщин, Николай понимает все правильно. Только не этих слов я от него ждала. Мы же рассуждали о самопожертвовании. При чем тут гвозди? Жизнью пожертвовать - это да. Это впечатляет. Не вдруг и не сразу до меня доходит: да ведь он принес самую большую жертву, какую только мог принести поэт: свое СТИХОТВОРЕНИЕ! Куда уж больше! И разве не целая жизнь в этих мучительных строчках: У карты бывшего Союза С обвальным грохотом в груди Стою. Не плачу, не молюсь я, А просто нету сил уйти. Я глажу горы, глажу реки, Касаюсь пальцами морей. Как будто закрываю веки Несчастной Родине моей... - Для меня это стихотворение, как реквием. Реквием по стране, в которой мы жили все вместе, а потом, когда она распалась, мои старенькие родители в одночасье стали иностранцами. Реквием по моим родителям. Они и умерли на чужбине, и похоронены теперь в чужой земле. И когда я читаю эти твои стихи, я не карту Советского Союза вижу, а лицо своей мамы. Ну, я - понятно, а ты почему тоскуешь по Союзу? - Тогда было все-таки больше социальной справедливости. - Разве? По-моему, мы только пытались строить это справедливое общество. Своего рода рай на земле. Назвали этот рай коммунизмом, но даже не приблизились к нему. - И все-таки такой огромной пропасти, как сейчас, между нищим в массе своей народом и сверхбогатыми людьми не было. А сейчас нас всех захлестывает социальная несправедливость. Почему человек, богатство которого нажито нечестным путем, и это известно всем, почему он живет лучше меня? Разве это справедливо? А рай мы не смогли построить потому, что строили его без Бога в душе. "На тихий свет лампады лети моя душа" Злою волей с малолетства Не внушалась дедом внуку Вера в Бога. И в наследство Дали нам не жизнь, а муку. Я хожу, как мор по избам. Хоть на мне и крест нательный Я отравлен атеизмом, Но, надеюсь, не смертельно. - Я даже не справшиваю, веришь ты в Бога или нет. Все твои стихи пронизаны этой верой. Ты верующий человек с детства? - Нет! В 92-м году в какой-то передаче я услышал, что можно бесплатно получить библию. Написал письмо, мне прислали библию. Первый раз прочитал и не очень понял. А потом начал вчитываться, задумываться. Но я и сейчас не могу о себе сказать, что я истинно православный христианин. Пост я не соблюдаю, в церковь регулярно не хожу, но в глубине души, в ее тайне, у меня живет сознание, что Бог есть и в него надо верить. Верить не в то, что есть Бог, а верить Ему. С точки зрения логики, разума трудно объяснить это. У меня есть такое стихотворение: "И вдруг сердце забьется не в лад, выдавая присутствие Бога." - И ты ощущаешь присутствие в себе Бога? - Да. И вообще у человека есть два пути: либо поверить в Бога, либо сойти с ума. Так писал Шкляревский. В степи, покрытой пылью бренной, Сидел и плакал человек. А мимо шел Творец Вселенной. Остановившись, он изрек: "Я друг униженных и бедных, Я всех убогих берегу, Я знаю много слов заветных. Я есмь твой Бог. Я все могу. Меня печалит вид твой грустный, Какой нуждою ты тесним?" И человек сказал: " Я - русский." И Бог заплакал вместе с ним. Как ребенку хочется разобрать игрушку и посмотреть, как она сделана, так и мне иногда хочется "разобрать" стихотворение Николая Зиновьева на слова, понянчить каждое на ладони, попробовать на вкус, на звук и понять, как из соединения обыкновенных, затертых от частого употребления, самых простых слов, которые мы произносим по сотне раз на день, вдруг рождается необъяснимое для меня чудо. Я говорю: Бог, человек, русский - никто и ухом не ведет. Но вот те же слова повторяет Зиновьев - и у меня перехватывает дыхание. Да разве у одной меня! Я давно знаю, что стихи - это не просто срифмованные слова, пусть даже очень хорошие. Но тогда, что такое стихи? На днях в одной из краевых газет прочитала стихотворение о Родине. Много звонких слов, еще больше призывов любить родину, а за ними - ничего. Пусто. Прогремело, пробарабанило и даже не царапнуло. И вдруг читаю у Зиновьева восьмистишие без названия и понимаю: вот она, Родина, которую любишь до слез, хотя о Родине и любви здесь нет ни слова: Сердцу грустно, духу нище. Жизнь права, и смерть права. Лето. Сельское кладбище. Ни крестов, ни звезд. Трава. Но среди травы могильной, Бледен, тонок и высок, Колосок - гербом фамильным. Тонкий, хлебный колосок. - Николай, ты все-таки больше поэт-гражданин. Россия - главная тема в твоих стихах. Почему? Казалось бы, не располагает наша жизнь объясняться в любви к Родине... А ты объясняешься. Очень искренне и тепло, несмотря на то, что стихи-то грустные. - Родина - это прежде всего люди, родные люди. Недаром эти слова одного корня. Отец, мать, жена, близкие - они для меня Родина. А может быть, только в русском человеке есть это чувство, которое заставляет его болезннно откликаться на все беды, невзгоды своей Родины. Вспомните поэтов эмиграции, которые писали по существу только о России. Они жили за границей, но жили только Россией. Видимо, это в крови у русского человека - такое отношение к Родине. Я люблю эти старые хаты С вечно ржавой пилой под стрехой. Этот мох на крылечках горбатых Так и тянет прижаться щекой. Этих старых церквей полукружья И калеку на грязном снегу. До рыданий люблю, до удушья, А за что, объяснить не могу. - Есть в истории России период, за исключением советского, о котором мы уже говорили, который тебя привлекает, где бы ты хотел жить? - Мне кажется была такая эпоха возрождения в России после свержения татаро-монгольского ига. Это был очень небольшой период великого духовного подъема. Как и после победы в Отечественной войне. Народ был голодный, холодный, но счастливый. Счастливый победой. Мне бабушка рассказывала: 47-ой год, голод, а люди веселые, каждый вечер у кого-то собирались дома. На столе кроме картошки и капусты - ничего, но пели песни под баян, танцевали. Душа пела. Не хлебом единым жив человек. Но избави Бог жить во времена реформ и потрясений. Не сатана ли сам уже В стране бесчинствует, неистов? Но тем достойнее душе В такой грязи остаться чистой. Держись, родимая, держись. И не спеши расстаться с телом. Крепись, душа! В России жизнь Всегда была нелегким делом... Пить иль не пить? - Одно из стихотворений у тебя начинается так: "Наливай, сосед Василий, Смутно сердцу моему..." Неужели это удел всех творческих людей - заливать огонь в душе водкой? Почему талантливые люди пьют? - Наверное, это традиция. - Только традиция? - Просто человек не находит возможности иначе оторваться от земного. Веры в душе нет, а от неверия люди пьют. Вместо храма идут в кабак. - До революции народ был верующим, а все равно пили. - Может, это национальная черта? - Ну, да, нам это и внушают. Я понимаю, когда человек простой пьет горькую, потому что не может иначе себя реализовать. Но творческие люди, которые реализовали себя, они-то почему пьют? - Может, они концентрируют в себе весь народ? Именно поэтому и достоинства и недостатки народа ярче проявляются у людей творческих. - А ты относишься к пьющим людям? - Как православный человек, которым хочу себя считать, я отрицательно отношусь к питию, но в то же время я мирянин, и как обычный человек, я не мыслю себе праздника без рюмочки, двух-трех. Если в меру, то хорошо. Правда, у русского человека мера часто становится безмерной. А вообще пьянство - не предмет поэзии и поэтизировать его не стоит. - Говорят, Есенин, когда писал свои лучшие стихи "подхлестывал" чувства вином. А ты? - А я - нет. В подпитии у меня стихи не получаются. Пробовал писать. Но утром, на трезвую голову, посмотрю - белиберда. Может, потому, что у меня все-таки больше поэзия мысли, а у Есенина - поэзия чувств. Пьяный же человек, может, чувствует и острее, но мыслит совсем не так, как трезвый. По одной собрались здесь причине. Я со стопкой у стойки стою, И в накрашенной женской личине Вдруг кабацкую Русь узнаю... Ты сгубила Есенина, Блока - Самых верных твоих сыновей... Боже праведный, как ты жестока! И не хмурь своих тонких бровей. "И к тайне творенья причастный..." На мой взгляд, знаковым событием начала года стало чествование поэта Николая Зиновьева. Мероприятие это прошло в детской школе искусств. И хотя это было официальное мероприятие, по духу оно было очень теплым и трогательным. Больше всего меня и удивило, и обрадовало то, что это было именно официальное чествование. То есть в одном ряду с важнейшими и сложнейшими явлениями нашей жизни: экономическими, финансовыми, политическими - глава района поставил поэта и его творчество. В одном ряду. Сам пришел на это мероприятие, очень внимательно слушал стихи Зиновьева, а потом публично признал яркое дарование поэта, поблагодарил его за прекрасные стихи, и буквально на следующий день выделил семье поэта новый дом. Чтобы было и где детей растить, и где гостей принять, и где стихи писать. А в глубинке моей Нет ни гор, ни морей. Только выгон с привязанной телкой. Да древко камыша, На котором душа, Маясь, мечется сизой метелкой. Но случается вдруг Чувства светлые в круг, Вопреки всем невзгодам и бедам, Собираются все, Как свет солнца в росе, Как семья в старину за обедом. - Коля, ты теперь знаменит. Ты не боишься своей славы? Говорят, медные трубы - самое тяжелое испытание. - Нет, я не боюсь звездной болезни. Я человек, стремящийся к православию, и понимаю, что по большому счету все это - суета, земная пыль. Я не чувствую, что во мне что-то изменилось. Спустилась ночная прохлада, Сижу на ступеньках крыльца. Дыханье цветущего сада Касается нежно лица. И к тайне творенья причастный, Я плачу от мысли одной, Что бывшие в жизни несчастья Все были придуманы мной. А месяц стекает на крыши, И льется с небес благодать На кроны деревьев, а выше... Что выше? Не надо гадать. 2004г. |