Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Виталий Варигин
Объем: 17708 [ символов ]
САКАРТВЕЛО - ЛЮБОВЬ МОЯ! (память сердца) (вариант полный)
Давно уже зрело желание рассказать о счастливых годах, оставивших в моём сердце неизгладимый след. Хотелось рассказать о благословенной грузинской земле, являющейся, по древнему преданию, избранным уделом Божьей Матери. По этой земле мне посчастливилось ступать в юном возрасте.
 
Касаясь впечатлений ранних лет, которые колоритными мазками легли в мою неоперившуюся душу, словно по ней прошлась кисть самобытного грузинского художника Нико Пиросмани, не хотелось бы давать каких-либо политических оценок того далёкого времени. Что мог понимать во взрослой жизни парнишка, живший в мире своих ребяческих интересов и дум? Но, окунувшись уже зрелым человеком в чистый и светлый мир своего прекрасного далёка, невозможно удержаться от некоторых суждений, связанных с моим личным восприятием людей и событий, упомянутых здесь.
 
Отец мой был военным, и нашей семье много пришлось поколесить по необъятным просторам Союза. С Крайнего Севера, где я появился на свет, но которого совсем не помню, отца перебросили в тёплые края. С чувством радостного восторга замирает сердце, когда вспоминаю благодатный грузинский край! Ведь именно в Грузии - а грузины с любовью называют свою страну Сакартвело - проснулась моя душа, и ко мне пришло понимание ценности собственной и окружающей меня жизни. На грузинской земле я открывал для себя сложный мир человеческих взаимоотношений. Здесь пришло ко мне разумение, что мир населён людьми разными, что все они имеют свои взгляды, могут говорить на разных языках, имеют свои традиции и обычаи, свою культуру и историю, часто героическую и трагическую одновременно…
 
Я смотрю в окно и вдруг вижу идущего по дороге к дому отца. «Мама, вот папа идёт!» - кричу в восторге. «Да где же он? Что-то не вижу!» - отвечает мать. «Да как ты его не видишь, вот он, посмотри!» И тогда она внимательно смотрит в окошко. «И правда, отец наш идёт! Ишь, какой глазастый, усмотрел!» - хвалит она меня…
 
Так в грузинском городе Самтредиа я впервые осознал себя в этом мире.
 
А потом были Телави, Сартачалы, Вазиани, Тбилиси… В Сартачалах, на высоком каменистом плато колоритно шумел базар, а внизу, за стеною густых зарослей камыша протекала река Риони. Помню незабываемую красочную картину, когда весною курды гнали через селение в горы отары овец. В клубах поднявшейся пыли поскрипывали крытые высокие повозки, а рядом бежали рослые, с ошейниками на шее, собаки, которых мы, дети, с уважением и опаской называли волкодавами. Как теперь понимается, это была местная порода собак, непревзойдённых помощников пастухов в горах, где отарам овец постоянно угрожали хищные звери.
 
В Сартачалах когда-то жили немецкие поселенцы, а после их выселения сюда приехали грузинские новосёлы (это я знаю со слов матери). Вот и большой дом с террасой, в котором наша семья снимала квартиру, достался пожилой грузинской чете от прежних владельцев.
С этим домом в моей жизни связана мистическая история. О мистике я в те годы совсем не имел понятия, да и теперь отношусь к ней скептически. Но что было, то было, как говорится: «Слов из песни не выкинешь». Как-то ночью мне показалось, что меня кто-то тянет за волосы. В испуге я закричал… На следующий день этот случай мать рассказала нашей хозяйке - и вот тогда выяснилась, что несколько лет назад в комнате, где проживала наша семья, произошло убийство. Квартиру после этого пришлось поменять…
 
Помню, как гостеприимные хозяева угощали нас сочными виноградными гроздьями со своего виноградника, их сладкий вкус ощущаю во рту до сих пор. А рядом с нами проживал персиянин (так он величал себя сам), бескорыстный и доброжелательный человек, он нередко приглашал нашу семью попариться в своей баньке.
 
Вот передо мною лежит «Свидетельство о поведении и успехах», выданное Министерством просвещения Грузинской ССР ученику первого класса 103-й школы города Тбилиси. Потемневший от времени фиолетового цвета листок с четвертными и годовыми оценками и отчётливой подписью моей первой классной руководительницы. На обратной его стороне напечатаны правила для учащихся. Между прочим, среди этих правил записано: «Быть правдивым, искренним, и скромным; быть вежливым в семье, на улице и в общественных местах»; «Не употреблять бранных и грубых выражений, не курить, не играть на деньги и вещи». Сейчас, когда курить и материться в молодёжной среде стало нормой, «Кодекс чести» советского школьника выглядят просто анахронизмом!
 
В большой многоэтажной школе на окраине Тбилиси несколько классов было русских. Но мы, и грузины, и русские, общались на переменах живо и весело, безо всякой неприязни и заносчивости с чьей-либо стороны, вместе стояли в буфете за пирожками и лимонадом. А какие мы устраивали свалки на переменах! Вскочив на спину товарищу, подняв руку, словно саблю, мы рьяно, класс на класс, бросались в рукопашные схватки. Школьный коридор тогда превращался в настоящее поле битвы, за что нам крепко перепадало от наших учителей. Но никогда наши игры не переходили в противостояние по национальному признаку. Мы никогда не ощущали враждебного отношения к себе со стороны наших грузинских ровесников.
 
С первого класса, записавшись в танцевальный кружок, (специально для него мать мне пошила чёрные наколенники), я стал учиться жизнерадостным грузинским танцам. В памяти моей запечатлелась яркая картинка: сыплет быстрая барабанная дробь - а я в паре с девочкой, мелко перебирая ногами, плыву в зажигательном танце. Левая рука у меня прижата к груди, а правая вытянута в сторону.
 
Классная руководительница водила нас в Тбилисский театр оперы и балета им. Захария Палиашвили. И в театральный бинокль, который родители купили мне по такому случаю, я с интересом смотрел балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Многого, правда, из того, что происходит на сцене, не понимая. Тогда меня больше занимала праздничная, оживлённая обстановка вокруг, интересен был сам интерьер театра, но музыка и танцы, как красочное действие, завораживали. Тогда впервые я услышал о Вахтанге Чабукиани, выдающемся артисте грузинского балета, народном артисте СССР. К великому своему стыду, должен признаться, что больше таких регулярных посещений театра, как в Тбилиси, в жизни моей не случалось.
 
А ещё были музеи и детская железная дорога, построенная в Тбилиси одной их первых в Советском Союзе, ещё до войны. В одном из музеев я открыл для себя большой и безумно интересный мир животных и птиц, с увлечением рассматривая на стендах красочные коллекции птичьих яиц, собранных со всех концов света.
 
А как-то, гуляя с матерью по городу, мы зашли в кинотеатр «Исани» (название кинотеатра пишу по памяти). Полупустой зал покатывался от смеха, наблюдая необычные приключения неуклюжего маленького человечка в цилиндре и чёрном фраке. С грустным выражением на лице он постоянно попадал в смешные ситуации, но всегда выходил из них с честью, посрамив своих недоброжелателей. Так в мою жизнь впервые вошло творчество великого Чарли Чаплина…
 
И, если уж зашёл разговор о кино, как тут не вспомнить грузинский фильм «Мамлюки»! В нём на примере трагической судьбы двух грузинских мальчиков, которых похитили и продали в рабство, рассказана печальная история грузинского народа, много в своей истории терпевшего притеснений от внешних врагов. Не буду пересказывать картину, её стоит посмотреть, но прекрасная игра актёров заставляет сопереживать вместе с ними за судьбу главных героев. Особенно эмоционально насыщена сцена в конце фильма, когда мамлюк в поединке ранит французского офицера, а тот, падая на песок, громко, по-грузински, зовёт свою мать. И мамлюк (бывший грузинский мальчик, воспитанный на чужбине в духе янычар) вдруг узнаёт в нём друга своего далёкого детства. Зов родной крови призывает его к мщению...
 
А всего разного цвета «Свидетельств о поведении и успехах» у меня три. Но в третьем классе довелось проучиться только четверть, так как отца в очередной раз перевели на другое место службы. Так и не пришлось мне освоить грузинский язык, загадочный мир которого постигать я только-только начал. Но одно грузинское слово со школьной скамьи прочно вошло в мою память. Видимо, как будущему заядлому рыбаку. Это слово «тевзи» - «рыба». Вот написал «рыба», и сразу же вспомнилось, как мы с родителями ходили в Тбилиси в серные бани. Целый банный район был расположен за рекою Курой, и мы переходили её по мосту. Далеко внизу пенились быстрые воды, а бесстрашные молодые грузины, встав на перила моста, ныряли в Куру. А рядом стояли рыбаки и, держа рукою под жабры огромных сомов, предлагали их прохожим. А на отвесном скалистом берегу, о который упрямо бились речные струи своенравной реки, на самой его вершине стояло мрачное здание. Рассказывали, что из этого замка-тюрьмы бежал в своё время легендарный армянский революционер-большевик Камо...
 
В бане всегда было людно, и банщик, пожилой грузин, сноровисто и звучно бил рёбрами ладоней по спинам лежащих на мраморном лежаке людей, а потом энергично их мял и массажировал. Вволю помывшись, поплавав в бассейне, мы с отцом, утомлённые и раскрасневшиеся от банного духа, дожидались мать и сестру, а потом с наслаждением пили купленный отцом лимонад. И уже на обратном пути заходили на проспекте Шота Руставели в уютный магазинчик, где всегда жарко и душисто пахло лавашем. Его пекли тут же, в небольших круглых печах, поднимающих свой дышащий жаром зев прямо из земли, ловко раскатывая тесто прямо на горячих стенах печи. Отец покупал у приветливого торговца большую горячую лепёшку, и мы с сестрою с аппетитом ели душистый грузинский хлеб. Нередко к этому угощению прибавлялся кусок солёного сыра. Прошло уже много лет, а мне до сих пор кажется, что ничего вкуснее в своей жизни я не едал!
 
Жили мы на окраине Тбилиси, в посёлке под весьма прозаическим названием «Метрострой». Наш двухэтажный дом находился на самом краю большого оврага, по которому протекал ручей. На его скалистых склонах мы охотились на варанов и ящериц, нередко оставлявших нам на память свои хвосты. Варанов на свой детской лад мы называли кошкодавами, искренне веря, что они задирают кошек. А среди густых зарослей сорняков на дне оврага росли «бешеные огурцы». Любимой нашей забавой было дотронуться до них руками, тогда созревшие продолговатые плоды, имеющие отдалённое сходство с маленькими огурцами, взрывались с шумным хлопком.
 
А на другой стороне оврага стояла воинская часть, за её оградой находился тир, где военные оттачивали своё мастерство стрелков, стреляя по воздушным целям, выпускаемым из двух высоких будок, стоящих на значительном расстоянии одна от другой. Часто стрелки мазали - и мы, грузинские и русские мальчишки, тесной гурьбой стоящие на склонах оврага, ловили «чашечки» на исходе своего лёта в фуражки и кепки. Эти «чашечки», с выпуклым дном, окрашенным часто в жёлтый цвет, были гордостью каждого мальчишки. На них можно было выменять фантики (обёртки от конфет), или наклейки от спичечных коробков, и даже «кочи». Игра в «кочи» - кости, была распространена среди грузинских мальчишек, и захватила нас, русскую детвору. Хорошая бита из кости, нередко для тяжести залитая свинцом, высоко ценилась среди знатоков этой древней игры.
 
Осталась в памяти красочная картинка, когда два грузина настойчиво уговаривали возвращавшегося из части молодого военного разделить с ними какое-то радостное событие. Он долго отнекивался, но их настойчивость была убедительна! Тогда, бросив на землю бурку, они быстро накрыли импровизированный стол и, наполнив из бурдюка рог, преподнесли его офицеру. Завязалась дружеская застольная беседа, а потом гостеприимные хозяева затянули гортанными голосами песню…
 
Собравшись писать эти воспоминания, я нашёл старую тетрадь, в ней бережно хранятся этикетки от спичечных коробков, собранные в ту давнюю пору. И с лёгким налётом грусти стал их рассматривать. Теперь я знаю, что существует целая отрасль коллекционирования, которая называется филуменией. Когда специально для любителей такого увлечения выпускаются спичечные этикетки. Чистенькие и нарядненькие, они бережно разложены у коллекционеров в альбомах. А тогда мы азартно охотились на улице за брошенными спичечными коробками и аккуратно, старательно снимали с них наклейки, конечно, не все они потом выглядели первоклассно. Много их у меня сохранилось до сих пор, но одна особенно мне дорога. Не буду подробно её описывать, только скажу, что на синем фоне этикетки изображена река, а гранитную набережную на первом плане венчает каменный столб с белыми фонарями. Вверху надпись на грузинском языке, а внизу светлые цифры - 1500. Наклейка была выпущена в честь памятной даты, когда Тбилиси шумно праздновал своё 1500-летие.
 
В эту памятную ночь наша семья гуляла по праздничному Тбилиси. Несмотря на позднее время, в городе было людно и весело, всюду горела иллюминация и работали магазины, а я в эту ночь всласть наелся мороженого. Со временем многие подробности этого праздника забылись, но навсегда запомнилась щемящая душу песня о Тбилиси, которую впервые пришлось услышать в эти дни. Помню уже в русском переводе такие слова: «Расцветай под солнцем, Грузия моя…»
 
И памятен моему сердцу случай, который ярко высветил характеры людей в критической ситуации. Позволю себе описать его подробнее.
 
После грозового, но кратковременного ненастья, мигом превратившего дороги в несусветную грязь, мы, мальчишки из соседних домов, радостно высыпали на улицу, бодро шлёпая босиком по лужам, обдавая друг друга мутными брызгами. А Вовка, младший из нас, вдруг захотел домой. Нам было весело и про него мы быстро забыли. А когда уже возвращались во двор, увидели его… Он лежал под столбом, на котором были оборваны электрические провода, за своим домом. Мы испуганно притихли, ничего толком не понимая, и тогда к нему подошёл сосед и стал звать, мол, чего тут лежишь, притворяешься, а сам ненароком прислонился к столбу - и вдруг с криком и плачем побежал прочь. Это уже потом мы узнали, что его ударило током, ведь столб - то был мокрый! А перед домом, мирно беседуя с соседями, сидели родители Вовки. Крик тогда поднялся страшный. Все побежали за дом и вдруг в растерянности остановились, не зная, что делать. И только не растерялась молодая девушка, она подбежала к лежащему под столбом без признаков жизни мальчишке и резко ударила его ногою по руке, в которой был зажат оборванный провод. Три раза била она его по руке - и три раза катилась кубарем по земле, пока не выбила провод! На крики прибежали с лопатами в руках жившие рядом грузины. А тогда существовало поверье, что поражённого током человека следует закапывать в землю. Но, на счастье, оказался среди сбежавшихся людей врач, который стал делать парню искусственное дыхание… Потом мы приходили к Вовке домой, видели его покрывшиеся чёрными волдырями от ожогов электрическим током руки.
 
И, уже заканчивая свои краткие воспоминания, не могу обойти молчанием экскурсию на фуникулёре на самую высокую гору в Тбилиси, где расположен Пантеон выдающихся деятелей Грузии. Мы долго бродили среди памятников, но мне почему-то запомнилась могила матери Сталина… А на обратном пути мы спускались с горы по ступенькам мимо могилы русского поэта и дипломата А.С.Грибоедова. Похоронен он был в небольшой нише, выбитой в скальной породе горы. Простые, глубоко трогающее сердце слова на памятнике, сказанные молодой вдовой Ниной Чавчавадзе, гласили (привожу их по памяти): «Горе моё безмерно, но зачем же тебя пережила любовь моя?»…
 
*** *** ***
 
Да, много воды унесла Кура с тех пор в Каспийское море.
 
И вот теперь, пристально вглядываясь с высоты прожитых лет в то далёкое время, хочется сказать, что никто из жителей Грузии не считал нас, русских, чужеземцами, которых нужно бояться и сторониться. Об этом свидетельствуют мои юные годы, счастливо прожитые на грузинской земле. А детская душа чувствительна, как предсказывающий погоду барометр, и зорко замечает всё хорошее и плохое, что случается во взаимоотношениях между людьми. И если в них появляется фальшь, она её тонко чувствует.
 
Но этой неискренности по отношению к нам, русским, я не заметил. Может быть, потому, что все мы являлись гражданами одной большой страны. И как бы теперь, стараясь «идти в ногу со временем», некоторые учёные мужи ни тужились, утверждая, что не существовало в советское время такой общности, как «единый советский народ», а это всего лишь красивый трюк советской пропаганды, хочется им возразить. И со всей серьёзностью заявить, что такая общность была. Иначе как тогда объяснить поступок грузин, прибежавших с лопатами, чтобы оказать посильную помощь русскому мальчику? Ведь чужую беду они восприняли как свою.
 
И если бы кто-нибудь тогда сказал мне, что между двумя народами ещё при нашей памяти развяжется кровопролитная война, я бы со всем кавказским темпераментом плюнул такому человеку в лицо!
 
А когда пришлось прочитать, что в Тбилиси открылся музей, экспонаты которого рассказывают об оккупационном периоде истории Грузии, которую якобы оккупировали советские войска, стало больно на сердце…
 
Но думается, что это только миг, горький миг политического недоброжелательства, омрачившего - искренне хочется верить, что ненадолго! - добрососедские отношения двух великих православных народов.
 
Как тот грозовой летний ливень, стремительно налетевший на тбилисский наш двор и оставивший по себе недобрую память. Но гроза прошла, а русский мальчик, поражённый электрическим током, выздоровел. Так обязательно выздоровеют, войдут в нормальное цивилизованное русло отношения между Россией и Грузией!
 
А народы - и русский, и грузинский - всегда питали друг к другу тёплые чувства. Как пелось в жизнерадостной песне о футболистах, которую мне пришлось услышать и распевать со сверстниками в Тбилиси: «Залетают прямо в сетку меткие мячи, и тбилисское «Динамо» любят москвичи…»
Дата публикации: 21.01.2010 22:10
Предыдущее: САКАРТВЕЛО - ЛЮБОВЬ МОЯ! (память сердца)Следующее: ЧЕРНИГОВСКИЕ БЫЛИ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Виргиния Картвелишвили[ 22.01.2010 ]
   Я плАчу...
Надежда Николаевна Сергеева[ 22.01.2010 ]
   горько сознавать, что это БЫЛО и этого НЕТ СЕЙЧАС..
   кому в угоду разжигаютт рознь между когда-то дружными народами?

Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта