Представьте: долина, наполненная хрустальным воздухом: глубокое озеро, отражающее своей зеркально гладкой поверхностью бирюзовое небо, оттененное снежно-белыми перинами облаков; островерхая гора дышащая веками древности, с вершины горы миллионами искрящихся брызг в пропасть долины падает водопад, заполоняя воздух особой свежестью. Вдалеке виднеется луг, пестрящий радугой цветов. И все это великолепие окаймлено стройными рядами деревьев, тянущих свои листья к яркому свету, которым звезда по имени Солнце залила долину в этот погожий день. А теперь представьте другую картину: выцветшая трава вдоль серых асфальтовых дорожек; хилые стволы деревьев, тщетно пытающиеся пробиться к небу; тусклое здание завода, не имеющее ни начала, ни конца, все сплошь исчерченное одинаковой структурностью бесчисленных однообразных окон, Голые блоки бетонных покрытий, нависающие своею безликостью; и в довершение ко всему небо, окрашенное выхлопными газами в серый цвет, и из-за этого сливающееся со всей обстановкой. Думаю после сравнения этих двух картин, на вопрос: "любите ли вы природу?", любой ответит: "да, люблю". Но вопрос этот гораздо глубже, чем кажется с первого взгляда. Существует множество исследований подтверждающих то, что большинство людей склонно расслабляться в природных условиях и аккумулировать стресс в городской среде. Но здесь я хочу поднять другую проблему: почему природа столь притягательна для нас? Пусть для одних природа это только выход на шашлыки в соседний парк, для других заставка на мониторе с красивым пейзажем, а для третьих образ жизни (походы, альпинизм и т.п.), но для всех этих людей характерно в той или иной мере тянуться к природе. Одна из теорий, высказанная Филиным В.А. предполагает прямую зависимость стрессового состояния человека от визуальной информации, поступающей в мозг. Буквально: видим природу - чувствуем себя хорошо, видим город - чувствуем себя плохо. Хотя тут есть серьезная оговорка: антропологические ландшафты тоже бывают разные. Насыщенные негеометрическими элементами, островерхие здания (строения в стиле барокко, готика) – хорошо для глаз; простые монотонные, геометрически правильные здания (строения в стиле модерн, знаменитый баухауз) - плохо. Почему псевдоготический стиль считается кичем в современной геометрической архитектуре вполне объяснимо. В прошлом веке, человечество жаждало перемен, и эти перемены как нельзя лучше проявились в появлении стиля Модерн в архитектуре. Напыщенность, темнота и громоздкость сменились легкостью, светом и простотой. Но, к сожалению, в дальнейшем, после второй мировой войны, желание быстро восстановить жилищный баланс, повлекло за собой непоправимые последствия. А именно: города сплошь и рядом были застроены однотипными многоэтажками, которые своей монотонностью и ничем примечательной архитектурой, нанесли серьезный удар по психическому здоровью целого поколения. Вспомним, всеми любимую "Иронию судьбы". Вся история построена именно на однотипной застройке всего постсоветского пространства. Сегодня ситуация меняется к лучшему, но тоже далеко не во всем. Так называемые "стекляшки" – небоскребы из стекла и бетона, за редким исключением тоже представляют собой засоряющие визуальное пространство человека объекты, поскольку часто они абсолютно гомогенны по своей структуре и определиться на какое именно окно в данный момент смотрят ваши глаза невозможно, а значит ваш мозг перегружен, так как при переводе взгляда с одной точки такого здания, на другую, продолжает видеть все те же однородные стекла. И будь он способен разговаривать, то сказал бы вам примерно следующую фразу: "Эй, друг! По-моему со мной что-то не то! Я ведь уже смотрел на эту штуковину. Я повернулся в другую сторону, но вижу всю ту же непонятную штуковину! Пойду-ка я отдохну". И в этот самый момент, вы, как послушный хозяин своего мозгового аппарата, начинаете чувствовать в лучшем случае усталость, а в худшем непонятную агрессию, тошноту, головную боль и тому подобные малоприятные проявления стресса. И вдруг, на ваше счастье, сами того не заметив, вы приходите в парк, где открытые пространства, ветерок, зелень, каждый листик на каждом дереве неповторимо уникален. А тут еще цветы распустились, да пчелки мимо весело так летают. Вот вам и стало легче. И вы уже думаете, что просто устали после работы, а жизнь совсем не плохая штука, не смотря на все ее тяготы. И тогда вы идете домой, целуете любимую женусобакукомпьютер и собственно вы уже готовы к следующей встрече с антигуманными квадрадоидами, то есть стандартными большими коробками для проживания или работы. Но, к сожалению, видимо, сколько не пиши, не объясняй, сколько не снимай фильмов по типу "Аватара", прославляющих связь человека (или гуманоида) с природой, вернуть все к истокам единения, когда человек был частью природы, а не ее хозяином, невозможно. Зато в силах каждого из нас задуматься о том, что есть природа для нас, и сделать для нее (Матушки-Природы) хоть какую-нибудь мелочь. Например, не оставить мусор в лесу, а донести его до ближайшей мусорки; подписать интернет-рассылку с просьбой прекратить отстрел морских котиков; не распечатывать всякую ерунду на дорогостоящей для природы бумаге; выбрасывать пластиковые бутылки в специальные контейнеры… да много еще чего, о чем мы все знаем, но не считаем нужным найти время для таких мелочей. И если бы мы чуть больше считались с природой, то она бы в свою очередь могла бы стать для нас настоящим релаксантом: тем наркотиком, который опьяняет, вызывает зависимость, и просто дарит неповторимые ощущения от соприкосновения с ним. |