На днях мне позвонил мой старый приятель, однокурсник по институту. - Ты знаешь, сказал он, у нас тут в одной местной газетёнке в рубрике "В этот день родились" напечатана небольшая заметка о руководителе нашего курса Сан Саныче Добротине. Представляешь,ему оказывается, если бы он был жив, исполнилось сто пять лет. - А в каком году он умер, ты не знаешь? спросил Я. - Не-то в восемьдесят пятом, не-то в шестом... - Ты подумай, как время летит. Когда мы заканчивали институт он был ещё такой бодренький, ещё на молоденьких девочек заглядывался... а он уже... о... двадцать четыре года, как покинул эту грешную землю. А сколько актёров и режиссёров он выпустил... и никто из них о нём даже не вспомнил. Да и мы с тобой хороши... Этот звонок натолкнул меня на мысль написать о Александре Александровиче. Но это оказалось не совсем просто.Дело в том, что я уже много лет живу за грницей и естественно, найти материал о мастере для меня сложно. Единственная надежда на интернет. Я перерыл весь интернет в поисках его фото или сцен из спектаклей поставленных мастером,но к сожалению ничего не обнаружил кроме фото его родного города Ростова - Ярославского, сделаннного во времена его детства. Даже на сайте Минского русского театра им.Горького, где Добротин в последнее время работал, я ничего не обнаружил, кроме упоминания о том, что он являлся художественным руководителем театра в течении двух лет. Сан Саныч, так мы его называли, пришёл руководить нашим курсом на третьем году нашего обучения. Набирал курс Борис Яковлевич Вишкарёв,тихий интелегентный и очень болезненный человек, который очень редко бывал на курсе и после продолжительной болезни ушёл в мир иной оставив курс "бесхозным". В этом плане нам не повезло, потому что учиться азам режиссуры лучше всего у одного мастера,а у нас они менялись как перчатки - то Виктор Карпилов,то Людмила Тарасова, то Леонид Калантаров и наконец мы получили Александра Александровича Добротина. О Сан Саныче мы до этого слышали много. Он пришёл в Белорусский театрально-художественный институт с должности Главного режиссёра Русского драматического театра им.Горького в 1968году и преподавал на актёрском и режиссёрском отделениях. Сделал уже не один выпуск. В институте о нём ходило очень много всяких баек, одна из них о том, как во время постановки спектакля "Любовь Яровая" в Русском драмтеатре, Сан Саныч решил, что поручик Яровой должен появился на сцене на белой лошади. Белую лошадь не нашли и решили перекрасить рыжую в белый цвет. На утро лошадь издохла не дождавшись вечернего спектакля. Не знаю правда это или нет, но мы так и не решались спросили у него об этом. Много интересных историй мы узнали от Сан Саныча - о его встречах с Сергеем Есениным, Владимиром Маяковским, Максимом Горьким,Всеволодом Мейерхольдом. Он рассказывал, как однажды после спектакля "Кремлёвские куранты",где он играл роль Ленина, его похвалил брат Ленина - Дмитрий Ульянов, сказал о большом портретном сходстве Добротина с Володей. Сан Саныч так вжился в роль Ленина, что все ленинские повадки и ужимки перекочевали к нему в жизнь. Сходство было очень большое. Сан Саныч был интересен как педагог и хороший рассказчик. За свою жизнь ему пришлось поработать более чем десяти театрах Союза и общаться с разными актёрами.Он вспоминал, как у него когда-то, в одном из провинциальных театров, работал начинающий актёр Леонид Броневой (Мюллер из 17 мгновений весны),которого в то время долго не принимали не в один театр. Единственный недостаток Сан Саныча - был консерватизм.За свою долгую жизнь в театре, он прикипел к некоторым пьесам, которые ставил почти в каждом театре где работал. Нас он "задолбал" горьковской драмотургией, особенно пьесой "Дети солнца",естественно поставленной и у нас на курсе. Помню,когда я принёс ему сценарий дипломного фильма,Сан Саныч написал, кажущееся сегодня смешным заключение: - Постарайтесь ставить фильм в духе социалистического реализма. А вообще очень много Сан Саныч нам дал, а мы от него взяли, взяли то, что пригодилось нам в дальнейшей работе и жизни. Жаль,что этот мастер сейчас оказался забытым. Такова уж участь театральных режиссёров... У кинорежиссёров - остаются фильмы, а театральные спектакли долго не живут, их забывают также быстро, как и их создателей. Александр Александрович Добротин родился в 1904 году в Ростове-Ярославском. Увлечение театром началось ещё в гимназии, в которой ему ставили тройки по поведению именно из-за его увлечения театром,потому что из-за репетиций, он частенько прогуливал занятия и не готовил заданные уроки. Его вступление в мир прекрасного относится к первым революционным годам. Шёл 1920 год. В местной газете появилось объявление об открытии в Народном доме курсов драматического искусства.Прочитав это объявление 16 летний Саша Добротин один из первых записался на эти курсы. После собеседования и отбора курсантов, была образована студия, которую возглавил Евгений Петрович Трусов. Именно он разглядел в юном Александре будущего знаменитого актёра и режиссёра. Первый спектакль, в котором Александр играл роль Егорушки в пьесе "Бедность не порок" Островского запомнится ему на всю жизнь. Запомнится и то, как у него от страха, перед выходом на сцену тряслись коленки и захватило дух. И ещё запомнится ссора с родителями, когда он будет покидать родительский дом. Чтобы осуществить свою мечту, Саша Добротин в 1922 году, решает уехать в Ленинград, ради того, чтобы быть ближе к театрам, увидеть больших мастеров сцены, а главное, - самому учиться театральному мастерству. Это были годы разрухи и не так-то просто было добраться до Ленинграда. Поезда ходили нерегулярно и билет на поезд было достать проблематично, да и не за что, но страсть и любовь не останавливаются перед трудностями. Саша Добротин уломал железнодорожное начальство, чтобы разрешили сопровождать вагон с картошкой, следующий до Ленинграда. И не важно было, что едет он, сидя на картошке, что холодно, что впереди неизвестность. Главное было то, что он едет в город, куда стремился. В пути Саша находился две недели. И вот, наконец, - Ленинград. Испытания выдержаны и Александр Добротин зачислен в студию камерного драматического искусства, которую он успешно закончит в 1925 году. Ленинград того времени, по воспоминанию Александра Александровича, сформировал в нем художника “петербургской школы”, с особенностями художественной природы, на которую целое десятилетие оказывали свое благотворное влияние такие корифеи – академики театрального дела, как Ю.М.Юрьев, Н.Ф. Монахов, Е.М. Грановская, Е.А. Корчагина-Александровская и др. Как вспоминал Александр Александрович, к ним в студию приходил сам Владимир Николаевич Давыдов. Старый и грузный, садился он в кресло и вел долгие беседы с молодежью. Говорил о простоте и правде на театральной сцене. А вечерами Александр Добротин бегал в "Александринку" смотреть на игру Владимира Давыдова в "Расплюеве", и это было наилучшей иллюстрацией к беседе великого мастера русской сцены. И вот Александр Добротин уже актер. Ему поручают в разных спектаклях роли: Кости-капитана, Мотылькова в "Славе", Павла в "Вассе Железновой". Но сценические данные - небольшой рост - закрывают ему дорогу ко многим ролям, которые он мог бы играть, и играл бы прекрасно,имея такие богатые данные, как эмоциональность, темперамент и необыкновенное видение образов, и тонкость, и глубину мысли, он был, увы, - маленького роста. В роли легкомысленного ловеласа Фадинара (водевиль Э. Лабиша “Соломенная шляпка”) уже завоевавшего популярность артиста увидит Всеволод Мейерхольд. Последует приглашение в руководимый им ГОСТИМ. Однако, к этому времени А.А. Добротин, с увлечением поработав в ряде ленинградских театров, серьезно займется режиссурой. И вот здесь он нашел себя и свое истинное призвание. В режиссуре поле деятельности намного шире для раскрытия творческих поисков, чтобы "пронести через пьесу свое отношение к жизни, к людям и явлениям искусства". В 1939 году ему будет предложено возглавить филиал Ленинградского Большого драматического театра в Мурманске. Работая в крупных городах ( Мурманск, Молотов - ныне Пермь ), он везде боролся со штампами, с провинциальной рутиной, за искреннее, глубокое и красочное искусство театра. Но вот наступает 1941 год. С бригадой отдела искусств свердловской филармонии Александр Александрович едет на фронт и там, зачастую под разрывы снарядов и грохот канонады, на лесных полянках или тесных землянках, сменялись только аудитории, то артиллеристы,то разведчики,то танкисты,то летчики.И где бы не выступала бригада, концерты проходили с большим успехом. Бригада даёт концерты для бойцов на фронтах Карельского и Воронежского направления. На Волховском фронте бригада Александра Добротина была дважды. Последний раз раз - в дни прорыва блокады Ленинграда. ...Вот случай. Воткнуты в землю два кола. Между ними натянут брезент. Идет артиллерийский обстрел, а на небольшой полянке идет спектакль "Человека с ружьем", в роли Ленина - артист Александр Добротин. Быстро входит Ленин. Бойцы замерли, пораженные исключительным искусством артиста. Призыв Ленина к борьбе звучал, как призыв к борьбе с ненавистным врагом. Многочисленные концерты на передовой и в тыловых госпиталях и так до 1944 года,когда Александра Добротина отзывают с фронта и направляют на работу в Кемерово. В 1944 году Александр Добротин возглавляет Кемеровский драматический театр. Здесь он ставит спектакль "Кремлевские куранты", где играет роль Ленина,по тем временам не каждому артисту это доверялось. Добротину очень нравилась эта роль. Он поражал зрителя четкостью и тонкостью отделки каждого поворота, каждой детали, уж не говоря о поразительном сходстве. Александр Александрович кроме того, что ставит спектакли, сам участвует в них как актёр. В спектакле "Самолет опаздывает на сутки" он играет Пуговицына, затем Карандышева в спектакле "Бесприданница". По воспоминаниям современников,у него был оригинальный, своеобразный рисунок роли. Можно было спорить с его трактовкой, но - это был убедительный Карандышев. Спектакль стал одним из самых больших успехов театра. Все спектакли, созданные Александром Добротиным: "Дети солнца", "Офицер флота", "Бесприданница", "Последние" - были наполнены жизнью, а потому такие волнующие и правдивые. Добротин любил повторять: "Я люблю раскрывать тайники человеческой души, и в то же время люблю изощренную форму". Он мечтал о театре, который бы ставил перед актерами и зрителями серьезные проблемы и разрешал их ярко-театрально, но правдиво, - как жизнь. Следующий этап - Курск. Добротин главный режиссёр курского областного драматического театра. И здесь он сумел вписать яркую страницу в историю театра. Большим творческим достижением становятся его постановки спектаклей «Власть тьмы» Л.Толстого (сезон 1952 – 1953 г.г.) и «Оптимистическая трагедия» В.Вишневского сезон 1954 –1955 г.г.). С 1955 года Александр Добротин – главный режиссер Приморского драматического театра им. А.М. Горького во Владивостоке. Он возглавит театр на пике только что пережитого коллективом - всесоюзного успеха триумфальных гастролей в Москве и Ленинграде. От А.А. Добротина буду ждать многого. Нужно будет развивать тему героического на сцене, особо отмеченную столичной прессой. И Добротин не подведёт: он поставит “Оптимистическую трагедию” (1956 г.), в которой время создания регулярного Военно-Морского Флота предстанет своеобразной поэтической легендой. Критика с большим воодушевлением отметит композиционную стройность этого многопланового спектакля. В постановлении Коллегии Министерства культуры СССР от 17 июня 1957 года «Об итогах сезона в 1955-1956 гг. в драматических театрах страны» среди лучших режиссёров, добившихся талантливого исполнения произведений русской и зарубежной драматургии, назван Александр Добротин. В 1958 году, А.А. Добротину присваивается звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.. Еще более точными по стилю и художественно разработанной форме предстанут у А. Добротина спектакли “Враги” А.М. Горького с мастерски решенными массовыми сценами в финале; драма В. Розова “Вечно живые” (писавшие о спектакле увидят в нем постановку широкого романтического звучания) и горькая и, одновременно, возвышенная драматическая “Барабанщица” А. Салынского - спектакль, которым А.А. Добротин в 1959 г. попрощается с владивостокским зрителем. Особая тема творчества А.А. Добротина – постановка классики. Вершиной его достижений на этом пути по праву считается осуществленный во Владивостоке “Маскарад” М. Лермонтова с Г. Апитиным в роли Арбенина. Эта постановка была удостоена диплома “Первой дальневосточной театральной весны” – смотра театров Дальнего Востока, состоявшегося в 1958 г. Спектакль Приморской драмы был воспринят жюри смотра как “самобытный, поэтически приподнятый, точно и выразительно воссоздающий на сцене атмосферу лермонтовской драматургии” Наибольшим взлетом Александра Добротина, выпавшим на владивостокский период его творчества, принято считать постановку пьесы Н. Погодина “Кремлевские куранты” и его же исполнение в ней роли В.И. Ленина. В оценке этой работы художника на первый план выдвигалась не политическая значимость темы, а то, как и какими средствами решал ее постановщик. Исторический масштаб мышления и художественное воображение позволили ему создать спектакль взволнованного ритма и глубоких, острых современных обобщений. Позже, работая в театрах Воронежа и Челябинска - Александр Добротин, вернется к пьесам Н.Погодина о Ленине и революции. Последняя, связанная с ленинской тематикой работа А.А. Добротина состоится в Минске, на сцене Русского драматического театра им А.М. Горького в пьесе М. Шатрова “Шестое июля”. В качестве художественного руководителя этого театра А. Добротин проработает с 1966 по 1968 годы. За это время Александр Добротин поставил следующие спектакли: "Любовь Яровая" К.Тренёва, "Далёкие окна" В.Собко,"Дурочка" Лопе Де Вега, "Путешествие без багажа" Ж.Ануй, "Враги" М. Горького. Для искусства Александра Добротина этих лет также будут характерны такие принципиальные черты его творчества как - высокая гражданственность, четкость замысла, неутомимость в поисках новых выразительных средств. В послужном списке А.А. Добротина,как Главного режиссёра, сменяя друг друга,были ведущие театры страны: Мурманска, Перми, Кемерово, Нижнего Новгорода, Курска, Владивостока, Воронежа, Челябинска, Минска. Весь свой творческий багаж А.А. Добротин стремился передать молодой театральной смене, которую он с увлечением готовил сначала в Белорусском Государственном театрально – художественном институте, а затем, с 1975 года и практически до самой кончины, - в Минском институте культуры. Александр Александрович ушёл из жизни в ноябре 1985 года на 82 году жизни. |