Автор: Елена Никифорова Расписаться б на этой земле Объем: 24 [ строк ] Расписаться б на этой земле Хоть одной гениальною строчкой, Чтоб оставить с финальною точкой Многоточия в чьей-то душе… Расписаться б на этой земле Божьим словом - заветною песней, Чтоб жилось веселей, интересней Где-то в Богом забытом селе. Возвестить бы весной на заре Петушиным пророческим криком Весть благую чернеющим ликам, Что светлее стал мир на земле! Расплескаться б безумной волной В бурном шторме морского прибоя И затихнуть широкой рекой, Отражая синь неба в покое. Исчезают с земли города, И миры тонут в толще столетий. Только Слово живет, и всегда Мудрый свет его в вечности светел. Нам дается один чудный миг На земле этой бренной остаться Словом Бога, чью мудрость постиг… Надо только суметь расписаться! Комментарии 3-х стопный анапест. 1 - 3 катрены - рифмовка АВВА. 4 - 6 катрены - рифмовка АВАВ. Рифмы точные, созвучные. В целом, в основном, из-за концовки произведения, его можно отнести к религиозной лирике, хотя такому определению противоречат описания желаний: Расплескаться б безумной волной В бурном шторме морского прибоя И затихнуть широкой рекой, Отражая синь неба в покое... ........................................... .......... Расписаться б на этой земле Хоть одной гениальною строчкой.... Это как-то несколько противоречит неким положениям религии, по которым необходимо усмирять свои земные желания и устремления. Несомненно, есть возражения по такой концепции; да я не против: В конце концов, было сказано: Плодитесь и размножайтесь!, что, в конечном счете, является призывом не только к желанию иметь свое потомство, но и радоваться всей полноте жизни. При этом, хочу напомнить, что христианство всегда относилось к стихотворчеству крайне отрицательно, считая поэзию и театр дьявольским искушением. Времена изменились, изменилось и отношение к этим видам искусства. Но тем не менее, где-то в глубине души таится некоторое отторжение религиозных поэтических произведений, вследствие чего и мое отношение к ним крайне осторожное. С другой стороны, здесь мы сталкиваемся с человеческим тщеславием и, своего рода, гордыней: иначе как расценить желание « расписаться гениальною строчкой»? Но вот уже в следующем катрене материалистическое неожиданно уступает место религиозному чувству: « Расписаться б на этой земле Божьим словом - заветною песней», но тут же автор быстренько переключается на более близкое и понятное земное: «Чтоб жилось веселей, интересней Где-то в Богом забытом селе.» И дальше автор уже напрочь отступает от духовного, переходя к более близкой теме – созерцанию природы. (Прошу прощения за повтор цитаты, но эти строки ключевые…) Впрочем, ненадолго. Спохватившись, поэт вновь возвращается к духовно-религиозной стороне жизни. Некоторое недоумение вызывает последний катрен: Нам дается один чудный миг На земле этой бренной остаться Словом Бога, чью мудрость постиг… Надо только суметь расписаться! Что означают слова «На земле…. Словом Бога остаться» ? Человек на Земле явление временное, как известно. Мы только гости здесь, да и Господь не обитает здесь, лишь наблюдая за нами. Видимо, автор так не считает, ибо настойчиво твердит: « Надо только суметь (?!) расписаться» Расписаться где и для чего? Чтобы Господь не забыл: мол, вот я здесь, а вот моя роспись. Ты уж не забудь…» Вернемся немного назад, а именно, к третьему катрену: Возвестить бы весной на заре Петушиным пророческим криком Весть благую чернеющим ликам, Что светлее стал мир на земле! ....В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74—75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух — посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Форум миссионерского портала диакона Андрея Кураева И тут снова возникает вопрос: нужна ли «чернеющим ликам» благая весть, которую несет петушиный крик, да и услышат ли эти лики ее? Согласно религиозной практике, душа, являясь бесплотной, имеет внешние очертания того человека, в чьем теле она находилась, но не имеет слуха, зрения и речи, в нашем понимании. И петушиный крик может слышать где-то там, наверху, при известных обстоятельствах. С другой стороны, автор и сам бы не прочь взять на себя функции петуха. Однако такое желание возникает вовсе не от сильного религиозного чувства, а от полноты ощущения жизни, что достаточно выражено в последующем катрене. Расплескаться б безумной волной В бурном шторме морского прибоя И затихнуть широкой рекой, Отражая синь неба в покое. Смешение духовного и мирского – достаточно частое явление у неофитов, которые приходят в религию, не освободившись в должной мере от насущного, мирского. Но зато есть сильное желание декларировать себя верующей личностью. Я не могу сказать, что это плохо, но недостаточное понимание основ религиозного мышления, приводит к неверным поступкам, а то и к извращенному пониманию религиозных догм. И наконец, заключительные строки: Нам дается один чудный миг На земле этой бренной остаться Словом Бога, чью мудрость постиг… Надо только суметь расписаться! И какой же это миг, разрешающий остаться на земле? Автор здесь некоторым образом перемудрил, как и в последующей фразе: Словом Бога, чью мудрость постиг… Мудрость Всевышнего можно как-то интерпретировать, что достаточно успешно в свое время делали католики. Постичь, с моей точки зрения, невозможно…по разным причинам. А следующая фраза совершенно невнятна и невразумительна. Как-то из нее вытекает, что уж коли ты постиг мудрость Бога, то изволь уж расписаться, что, дескать, ознакомлен, согласен и обязуюсь не разглашать. И ждать с придыханием звука гербовой печати. И как только это произойдет, можешь считать себя в числе избранных. Автору не удалось тут уйти от прошлого той страны, где такое могло быть, и считалось бы вполне обычным и правильным. |