не орнитологические наблюдения в пользу графоманов или иронический рассказ на излюбленную тему Прислушайтесь весной к песне скворца, в ней слышится множество чужих звуков, которые он запомнил и приобщил к собственному голосу в разные периоды своей жизни. Что слышится Вам в его весенней рапсодии - кукареканье петуха, лай собак или кошачий концерт, скрип деревенской калитки или колодезного журавля, кваканье лягушек или свист иволги?! Есть птицы с уникальной способностью подражания чужому голосу, их называют пересмешниками. Запоминая эти звуки и вставляя их в свою песню, они обогащают свой собственный голос, придавая ему новое – особенное звучание. Пернатые пересмешники имитируют не только голоса друг друга, но среди них есть и очень способные имитаторы человеческого голоса. Среди существующих ныне на земле птиц, насчитывается около 30 видов подобных пересмешников. Запоминая и повторяя чужие голоса, такой пересмешник начинает общаться с птицами – других видов, хозяевами имитируемого голоса. А, с подражанием голосу чужой особи, сами пересмешники приобретают те новые звуковые интонации, которые уже взаимно влияют на поведение и тех и других. Вот и выходит, что подобная имитация помогает еще и межвидовому общению. Это первое, что пришло на ум, когда однажды я услышала иронично–снисходительное слово «графоман»... По определению С.И. Ожегова, «графомания - болезненное пристрастие к сочинительству», а «графоман» – это тот, кто страдает подобной страстью. Задумывались ли Вы когда-нибудь всерьез о том, сколько обертонов в смысловом звучании этих слов? Не в буквальном смысле самого слова «графоман», а именно его смысловой игре?! Сколько высокомерно-презрительного снобизма вкладывается говорящим в это слово… или задиристо-ершистого ёрничания... Здесь и кокетливо-игривый тон, а может быть и простодушно-притягательный юмор... Перечислять можно до бесконечности, благо родной язык это свободно позволяет. Широта и огромные возможности фразеологических синонимов, сравнений и оборотов, как и антонимов, русского языка общеизвестна. Но, давайте немного отвлечемся от наших рассуждений. Представьте себе: обычный весенний день... Ни тебе солнышка жаркого, ни бурного таяния снега... Словом, обычный серый мартовский день. С утра собираемся ехать по неотложному делу, такому же невзрачному и скучному, как само утро. Чтобы хоть как-то раскрасить пребывание в дороге, беру с книжной полки, не глядя, первую попавшуюся небольшую книжицу. Бросаю в сумку. Муж уже заждался в машине и слегка выговаривает, за то, что замешкалась – время не ждет, а дорога долгая - дальняя, да ещё пробки на дорогах... Большинство из Вас не хуже меня знает эти самые дороги на кольцевом выезде к Подмосковью. Усевшись по-удобнее рядом с милым ворчуном, открываю книжку. Первое же стихотворение не вызывает никаких эмоций и я без сожаления пролистываю ещё пару страниц. Взгляд цепляется за первую же строчку: «С небес мечты моей листопад...» И будто что-то включило мое подсознание – пошли строчки одна за другой. Быстренько их записываю, благо в машине всегда под рукой и бумага, и ручка. Стихи естественно ложатся без правок торопливыми строчками. Перечитываю удивленно и заглядываю в первоисточник, от которого оттолкнулась мысль. На обложке значится Гийом Аполлинер «Алкоголи». В это же самое время муж, сверяя маршрут, смотрит на часы - мы в пути всего лишь 20 минут. А впереди длиннющая вереница машин и ничего необычного. Да, простят меня истинные современные поэты и многоуважаемые собратья-графоманы, многих из них я для себя давно уже не подразделяю на отдельные составные такого удивительно-прекрасного и многогранного писательского Мира - к которому, поймите меня правильно, в общим-то, не лишенная графоманского «кокетства», все же не причисляю себя. Ведь для «межвидового общения» мой голос «пересмешника» скорее слабоват... чем грубоват... – словом, не хватает неких поэтических обертонов (что в общим-то настроений мне никогда не портит и не отягощает досадливостью раздражений - в естестве привычностей моих обыденно-житейских укладов): С небес моей мечты уж листопад *) Сорвал последний лист бесплодный; А от судьбы лишь камнепад Бьет больно, как ему угодно. И в небе звезды, что горят Играя хищно цветом алым, Тоску разлуки мне сулят И предрекают бед немало. К цветам увядшим сыплет снег, Рукой беспечной, щедро небо; И ветров буйных вихря бег Меня уже уносит в небыль. И обволакивает ложь, Шепча свои слова бесстыдно: -Её ты потерял, так что ж... Она тебя не стоит, видно. Но были ж росы по утру, И ночь алмазами играла... И солнцем нежным ввечеру Придти назавтра обещала... Всё растерял я, не сберёг- Ни страсти трепетной и нежной, Ни жарких губ, ни глаз восторг- Желаньем властности небрежной. Вернуть бы всё, но как сказать: Что я люблю её безумно! И где теперь любовь сыскать, Коль не сберёг её бездумно?! 27.03.2006 © Copyright: Людмила Солма, 2006-2011 ___________________________________________ ___________________________________________ ____ *) ПРИМЕЧАНИЕ: ГИЙОМ АПОЛЛИНЕР «АЛКОГОЛИ» (перев. Игоря Бойкова) из цикла НАЙДЕННЫЕ ПОЭМЫ * * * С небес мечты мой листопад К цветам, увядшим листья сыпет Они во сне моём летят И гаснут тигром сытым. Не всех роз розовы цветы Совсем не все плакучи ивы Есть двери – вечно заперты Герои есть – всегда трусливы Всё ложь что скажут Ваши губки Ваш обморок – такой же сон Осушат слёзы глазки губкой Поплачь коль в этом есть резон |