Знакомясь с биографией этого прославленного летчика, вспоминаешь слова песни: Я – «Як»-истребитель, мотор мой звенит, Небо моя обитель. Но тот, который во мне сидит, Считает, что он истребитель… Обо всех фронтовых «ястребках» сложена эта песня. Имя одного из них – Степан Микоян. Всю войну летал он на «Яках», вместе с боевыми товарищами бил фашистов в воздушных боях. Вместе радовались победам и… поминали фронтовыми ста граммами друзей, не вернувшихся из боя. И чтобы не говорили сегодня о «кремлевских детях», но среди погибших в первые годы войны друзей-сверстников Степана были летчики Тимур Фрунзе, Рубэн Ибаррури, Леонид Хрущев. Особенной болью отозвалась гибель любимого младшего брата, также летчика, Владимира. В 1942 году, по обидной ошибке русского же пилота был сбит и Степан. Он сумел посадить горящий самолет, однако сломал ногу при ударе о землю. После излечения военлет капитан Степан Микоян воевал на разных фронтах вплоть до победы. Войну часто называют школой мужества. И это так. Но у летчиков есть еще и академия смелости, мастерства и хладнокровия – это летно-испытательная работа. После старичков «Яков» Степан Анастасович учил летать реактивные сверхзвуковые «МиГи» и «сушки». В числе его «крестников» 102 типа самолетов! Апофеозом его труда стало участие в проекте «Буран». Нашему поколению хорошо запомнились кадры фантастической мягкой посадки «русского Шатла». Тогда, глядя на стремительное приближение корабля к земле, вся страна замерла в волнении. Но перед взлетной полосой космолет послушно замедлил ход, выровнялся и плавно покатился по бетонке. Не верилось, что такое ювелирное приземление выполнено в беспилотном режиме. И мало кто знал, что руководил посадкой опытнейший воздушный ас – заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза генерал-лейтенант С.А. Микоян. 12 июля 2010 года Степану Анастасовичу исполнилось 88 лет. Будем гордиться нашим замечательным современником! Степан Анастасович Микоян родился 12 июля 1922 г. в Тифлисе (ныне - Тбилиси). Армянин. Отец: Анастас Иванович Микоян (1895-1978), видный государственный деятель СССР, председатель Президиума Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда. Мать - Туманян Ашхен Лазаревна (1896-1962). • До 1926 г. семья жила в Ростове-на-Дону, с 1926 г. переехали в Москву. • 1937-1939 гг. - учился во 2-й Московской специальной артиллерийской школе. • 1940 – 41 г.г. - обучение в Качинской военной авиационной школе пилотов им. Мясникова. • 1941, октябрь-ноябрь - в запасном полку, освоил истребитель ЯК-1. • 1941, декабрь - зачислен в 11-й истребительный авиаполк, оборонявший Москву, его самолет был по ошибке сбит другим русским истребителем. • Служил в составе 32-го гвардейского полка под Сталинградом, потом - на Северо-Западном фронте; а позже - в 12-м гвардейском полку ПВО Москвы. • После войны окончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского. • С 1951 г. - работал летчиком-испытателем в НИИ ВВС им. Чкалова. • С 1959 г. - начальник испытательного Управления НИИ ВВС им. Чкалова. • С 1965 г. - первый заместитель начальника НИИ ВВС им. Чкалова. • Летал до 1978 года, проводил испытания самолетов МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, Су-15, Су-24 и многих других типов и модификаций. Провел в воздухе около 3500 (!) часов в качестве пилота. • С 1978 года работал заместителем Генерального директора по летным испытаниям НПО "Молния", принимал участие в создании и испытании знаменитого космического корабля "Буран", руководил работами по орбитальной летающей модели "Бор-4". • Герой Советского Союза (1975, звания удостоен за овладение новой техникой и проявленное при этом мужество). Заслуженный летчик-испытатель СССР (1963 г.) Кандидат технических наук (1979). Генерал-лейтенант авиации (1980). Почетный член Общества летчиков-испытателей-экспериментаторов (Калифорния, США) (1987). Николай Бурмистров. От автора: приведен книжный вариант очерка, объем которого был ограничен двумя страницами текста. |