- Не фотографировать, не пользоваться кинокамерой, ни, ни, ни, - предупредила меня экскурсовод Лариса Залеская , знакомая мне ещё по Севастополю, а ныне, переезжающая из страны в страну - дорвалась девочка до свободы! - Так уж - не фотографируй! - не поверил я ей и оказался прав. Мы с женой фотографировались как окаянные, будто с цепи сорвались!..И вокруг нас стрекотали кино и прочие штуки, фиксирующие на века. Но это - потом!.. А в начале, при входе в музей, на первом этаже - музей мадам Тюссо в Амстердаме многоэтажный! - я даже растерялся. Оглушающий шум встретил наши уши и при неимоверном грохоте, с верхотуры нас в упор “расстреляла” какая-то старорежимная личность в ботфордах и камзоле. И пока мы не вскочили в лифт , который немедленно поднял нас на второй этаж , этот «мушкетёр» нас преследовал и далее, но уже не устрашающим видом своим, а электронным голосом! Скрипучий металлический голос вторгался в наши планы – это чудовище, - в темноте ещё не то привидется! - оказалось обыкновенным гидом и голос, который мы уже перестали воспринимать, сопровождал нас всё время нашего пребывания в музее. Не знаю как в других музеях мадам Тюссо, - естественно, её потомков! – но в амстердамском всё продумано: и время пребывания среди восковых « как живых» - вот именно, как! – личностей, со спецэффектами и прочими выкрутасами. Я, конечно, обратил внимание на тех, чуть не написал «людей», но вовремя спохватился, не людей, а их восковых двойников о которых когда-то писал, или были они знакомы мне по романам, фильмам или просто из периодической печати. С ними и фотографировался и сейчас, выстукивая на компьютере эти строки, сверяюсь с фотодневником. Но с первым, а точнее, с первой, с которой я сфотографироваля была Мерилин Монро – не заметить её было нельзя: искусственный шаловливый ветерок пытался приподнять её короткую юбчонку, да так и не смог! Журнал “Форбс” опубликовал список знаменитых людей, которые и после ухода на Тот Свет, продолжают “делать” деньги. Не для себя, конечно, а для близких своих! Пример? Пожалуйста! Кроме дисков, на которых записаны его песни, приносящие баснословный доход его близким и дальним, так они – близкие и дальние! – выставили на аукцион – никогда не догадаетесь! – его коренной зуб и коронку. И, несмотря на немалую стартовую цену в сто тысяч долларов, слегка подпорченный коренной зуб был продан за значительно большую цену, чем стартовая. И благодарные зубопродаватели в придачу приложили к кореннику ещё и прядь волос. Да за такую цену я б целую челюсть продал со скальпелем собственным впридачу.! Это только чудак Нобель распорядился своими богатством так, что они и сегодня “делают дело” - нет ничего выше, чем Нобелевская премия! Вот бы отхватить и не надо бы с зубами расставаться! Кроме короля рок-н-ролла, есть в том списке и рисовальщик американских комиксов Чарьлз Шульц - тот самый Шульц, нарисовавший собачку Снупи, которую астронавты корабля “Аполлон” избрали своим символом ( “Аполлон” совершил стыковку с российским “Союзом” в 1975 году - М.Л.) и певец Фрэнк Синатра, и Джо Леннон - один из знаменитой четвёрки “Битлз”, застреленный фанатом в 1980 году... и много ещё деятелей искусства и литературы в том списке...Умели, умели люди жить при жизни, умеют “жить” и после смерти!.. Есть в том списке и Мэрилин Монро!.. Та самая Мэрилин Монро, которая была нежной подругой многих знаменитых и уважаемых мною людей и, которая умерла от передозировки снотворного. Не будем сейчас разбираться, сама умерла или ей “помогли”, скажем только: после её смерти не осталось ни цента...А после её ухода, пожалуйста, - миллионерша!.. Когда я самолично попаду на Тот Свет, то отыщу Мэрилин и сообщу ей об этом - пусть порадуется женщина, которая, не буду скрывать, - была и моей мечтой. И, когда я попал в музей мадам Тюссо, и увидел Мэрилин в полный рост, тотчас захотел с нею сфотографироваться - покажу ей и эту фотографию на Том Свете! Покажу я фото и самому Пабло Пикассо, где я с гением на одной ноге, то есть, пристроился! Я задам ему множество вопросов, а он пусть мне на них «ответит». Как бывший газетчик, вышедший из электриков, спрошу: - Глубокоуважаемый Пабло, ответьте мне, почему искусствоведы пишут, что у вас при жизни было несколько периодов – « розовый », « цветочный», «домашний», «чёрный»? - И Пикассо мне ответит: - Свою долгую жизнь я не делил на периоды, я просто жил. Но на этот счёт я имею и своё мнение. Наверное, «розовым» назвали потому, в Париже на Монмартре, в домике, который назывался «Корабль-мойка» Бывали в Париже? Побывали на Монмартре ? - Обижаете, Пабло! - Так вот в домике том, я был счастлив с… Фернандой Оливье! Это была первая женщина в моей жизни. Когда я её увидел , во мне вскипела испанская кровь … Вы знаете, что я испанец и этим горжусь!? - Догадываюсь. - Моя Фреда была женщиной экстравагантной. Это она научила меня работать по ночам, а днём отсыпаться на холодном полу А просыпался я в полдень от выстрелов из пистолета – это Фреда так будила меня и моих немецких коллег-живописцев, несчастье которых заключалось в том, что они ютились на Монмартре неподалеку от нас! А позже, когда я давно познал не только Фрэду, но и других женщин, перебрался в Голландию, в Амстердам и там написал своё полотно «Авиньонские девицы ». Упитанные девицы и вытеснили с моих полотен голубых скелетов … Фрэда, конечно, ворчала, а я отшучивался, говорил «Настоящий публичный дом и ты, Фернанда, в нём ». Но я, брат Михаил Лезинский, что-то не помню, чтобы здесь находился музей восковых фигур мадам Тюссо? - А я его тогда и не было, - вы же были живой, а не восковой, уважаемый Пабло! Будьте настолько любезны, ответьте мне и на такой вопрос: почему ваши женщины не похожи на женщин , а напоминают кубы геометрические?! Возможно, отсюда и произошёл термин «кубизм»?! - Возможно! Искусствоведам, которых после моего физического исчезновения развелось как собак нерезанных, лучше известно.Но в этом тоже есть последние проделки Фернанды! - Почему – последние? Она что…умерла? - Нет, я её бросил. - Ради кого? - Разве это имеет значение? Эти картины из моего кубического розового периода и на «розовые» деньги я снял шикарную квартиру, увлёкся африканизмом , увлёкся законченными линиями древнего Египта и…начался новый период моей жизни, который те же искусствоведы дали название «цветочный» и я переехал в Париж… И ещё много каких периодов было в жизни этого легендарного человека… Не буду скрывать, есть у меня к нему, и претензии - на Том Свете я их ему тоже предъявлю. Я скажу ему, - надо подготовиться пока живой! – дорогой Пикассо, ну зачем ты из-под своей кисти выпустил голубку, сообщив при этом, что твоя голубка – символ мира. Эти символы, как бы помягче выразиться, малость обнаглели. Скажу больше – сильно обнаглели! И в огромных городах, таких как Санкт-Петербург, Москва, Брюссель и в Амстердаме, где мы сейчас находимся, их, этих, носящих в клюве пальмовую ветвь мира и, клюющих-жующих прямо с рук, видимо-невидимо! Жирных, еле передвигающихся, на кривоватых ногах, да вдобавок, охраняемых законом … А ваши голуби и голубки, достопочтенный господин Пикассо, обгадили все памятники, крыши всех домов и норовят «капнуть» на наши головы. Недаром в Петербурге, когда он ещё был Ленинградом и, когда сборная «бригада» голубей мира, мягко выражаясь, обхезала крышу Исаакиевского собора, когда Голубь мира «испачкал» головы многих памятников и шляп простых горожан, тогда-то ленинградцы написали мысленно на своих лозунгах: « Да здравствует мир! Только без голубей! » А дальше фотографировался и с железной леди Маргарет Тэтчер, и с Михаилом Горбачёвым, с Элвисом Пресли … И тут я заинтересовался, кто такая мадам Тюссо и с чем её “едят Оказалось, что музей её имени уже более двухсот пятидесяти лет находится в Лондоне и что сама основательница начала свою деятельность ...во Франции. И что история жизни не менее интересна, чем, скажем, великой авантюристки Де Ла Мотт, так красочно описанной Дюма-отцом . Прикоснусь робкой рукой к клавишам равнодушного компьютера, чтобы поведать хоть пунктирно вехи её жизни. Мари Тюссо была дочерью ...палача.. . И весь род её по отцу - палаческий. А к палачам во все времена относились с презрением и...почтением. Родилась Мари ( в девичестве Мария Гросхольтц ) в городе Страсбурге, что расположился на границе Франции и Германии. 1 декабря 1761 года. Её отец погиб во время Семилетней войны, а мать Марии Анна-Мария, овдовев, устроилась работать экономкой в дом Филиппа Кюртэ - специалиста по созданию восковых фигур. Именно Кюртэ обнаружил у дочери своей экономки незаурядные задатки скульптора и взял её в ученицы. Впоследствии окажется, что господин Гросхольтц не погиб, а бежал от своей неверной жёнушки Анны-Марии, наставившей ему рога с...правильно думаете - с Филиппом Кюртэ. Иначе, - как отмечают многие биографы! - зачем бы Филиппу Куртэ распознавать таланты в чужом ребёнке, продвигать её по тяжёлой лестнице славы и, умерев, оставить ей всё своё солидное имущество!? А от кровного отца с редкой профессией - палач, досталась Мари фамилия, чтобы не слыть незаконнорожденной, и, как ни странно, не навлечь хворобы на благосклонность судьбы, о которой я тоже поведаю, но несколько позже. Из Страсбурга доктор Куртэ с семейством перебирается в Берн, а оттуда - в Париж! “О-о-о, Париж!” - воскликну я ещё не один раз, даже находясь в Амстердаме. В Париже Куртэ порвал со своей многолетней докторской практикой и занялся шоу-бизнесом на фронте изготовления восковых фигур. Нет, нет, не изобрёл восковые фигуры, что вы, а впервые занялся именно бизнесом! До него ещё древние римляне снимали посмертные восковые маски, но держали их дома. Так сказать, для внутреннего пользования. И Европа средневековая по церквам своим устанавливала фигуры святых, литых из воска.. Год 1771. Браком сочетаются будущий Людовик ХУ! с Марией-Антуанеттой и Филлипп Куртэ смоделировал портреты новобрачных и выставил их на всеобщение обозрение. Успех был колосальный, но... денежек не принёс! Год 1776. Филипп Куртэ и выросшая Мари Гросхольтц создают постояннодействующую выставку восковых фигур - ещё не музей, но уже нечто приближённое к нему. На всех парижских тумбах - недаром я обратил на них внимание! - развешаны красочные призывные афиши: “Посетите восковой театр знаменитого доктора Кюртэ! Потрясающая выставка! Все фигуры - как живые: бал в Версале! Смерть Клеопатры! Многие знаменитые личности в полный рост: герцог Орлеанский, господин министр Фулон, философ Руссо, поэт Мольер и многие другие” Перед кассой,. - а билетами торговала сама Мари! - выстроилась очередь...Даже язвительный Вольтер притопал - ему сообщили, что его изваяние тоже есть на выставке и, что отлила его из воска семнадцатилетняя Мари Гросхольтц и эта её первая работа. Вольтер приобрёл билет, вошёл в зал и...остолбенел: на Вольтера смотрел Вольтер собственной персоной! Короче, Вольтер весьма похвально отозвался в печати о прекрасной Мари и выставке в целом. Людовик ХУ! билета приобретать не стал - король всё-таки! - но выставкой остался весьма доволен и расплатился щедро: для своего воскового двойника он подарил личный мундир с настоящим орденом, приветливо потрепал Мари по щёчке и пригласил её в Версаль преподавать своей сестре принцессе Елизавете изобразительное искусство. Десять лет прокрутилась во дворце Мари, пока не произошла буржуазная революция, когда многим вельможам поотрубали головы,. а всю восковую шатию-братию вельможных двойников переплавили. Двадцатисемилетняя Мари тоже чуть не поплатилась своей головкой - её вместе с матерью заключили в Бастилию. Ей повезло - Мари поместили в камеру, в которой уже сидела будущая жена Наполеона Жозефина Богарнэ и впоследствии она отольёт её восковую копию. А пока ей доверили снять посмертную маску с головы казненной Марии-Антуанетты и прочих вельмож. Долгих два года просидели вместе Мари Гроскольтц и Евгения Богарнэ и в один день вышли на свободу, У ворот Бастилии мы растанемся с Жозефиной Богарнэ и переключимся на Мари. А что Мари!? Мари вновь окунулась в семейный восковой бизнес! Только вместо людовиков появились вожди революции и посмертные маски казненных аристократов. А потом, не мной замечено, революция «сожрала» своих детей и Мари - совершенно не политизированная Мари! - извлекла и из этого явления пользу для своего бизнеса. После казни Робеспьера огромным успехом пользовалась ею картина “Смерть тирана”. И в эти дни родился, а может быть это продукт более позднего времени! - анекдот. А, может быть, и быль. Однажды Людовика Х!У спросили: - Сир! О чём вы так долго беседовали с господином Гиотеном? - Он изобрёл очень интересную фиговину с морковиной, пальчики оближешь до чего хороша штукенция! - Что же он выдумал, сир? - Гильотину. - И что, изобретение стоит того, чтобы о нём говорить целых два часа!? - О! Голову потерять можно... Изобретение этого господина Гиотена ,. названное гильотиной, стоило голов не только людовикам! А у Мари неожиданно возникла проблема,. Не возникла - она никогда не исчезала: проблема волос. Поскольку синтетикой тогда не пахло, требовались волосы натуральные. Возникла проблема и тут же разрешилась: Мари воспользовалась фамилией отца из палаческого рода и самый Главный палач города Парижа разрешил ей срезать волосы с казненных аристократов, потом - с революционеров, вчерашних знакомцев Мари. И эта молоденькая девушка отмывала кровь с отрубленных обезображенных голов, чтобы эти волоса утвердились на восковых двойниках. А между тем, состарился её настоящий отец Филипп Куртэ и в 1794 году навеки закрыл глаза, не забыв отписать всё своё имущество Мари Гроскольтц. Жизнь и смерть соседствуют рядом - через год Мари меняет фамилию на Тюссо, выйдя замуж за инженера и под этой фамилией станет воистину бессмертной, став “матерью восковых фигур”. Но так назовут её потомки, а сегодня, то есть в году 1795 у неё родится сын Жозеф, и ещё через год - Франсуа. Но мысли будущей “матери восковых фигур” далеки от семейных устоев - она попрежнему снимает маски с гильотированных, и попрежнему занята больше восковыми фигурами, чем собственной семьёй. А ещё через год, Мари приходит к мысли, что Франция через чур беспокойная страна и она покидает её. Но без мужа и младшего сына. С собою Мари увозит фамилию супруга, старшего сына Жозефа и все восковые фигуры - корабль везёт мадам Тюссо в Англию. Пусть не покажется странным, но в Англии, в этой незнакомой для себя стране, Мари прибегнет к помощи... палачей! Главный палач города Парижа (фамилии его не знаю - М.Л.) ходатайствовал перед Главным палачом города Эдинбурга Джоном Вильямсом , чтобы тот разрешил Мари Тюссо снимать посмертные маски с казненных преступников . Воистину, палачи всех стран, соединяйтесь! А недавно, ( в 2003 году – М.Л.) на аукцион в Париже были выставлены дневники последнего профессионального палача Франции Анатоля Дебле . В этих дневниках, исписанными карандашом и чернилами, изобилующая деталями и точными датами хронология казней : где, когда и при какой погоде окончил жизнь свою грабитель, отцеубийца, анархист, пират или безумец . Поднявший руку на род свой – безумец! Может быть, в дневнике том есть и фамилии тех, с кем имела дело мадам Тюссо!?. Но вернёмся от дня сегодняшнего ко вчерашнему-позавчерашнему! А прославлять восковые фигуры и картины мадам Тюссо будет начинающий журналист, впоследствии ставший всемирно известным писателем Чарзлом Диккенсом. Умерла мадам Мари Тюссо в 1850 году в возрасте 89 лет. И до самой смерти занималась делами музея. И детей своих Жозефа и младшего Франсуа, который став взрослым, переехал из Парижа в Лондон, приобщила к делам своим. И потомки, - дети детей! - продолжают вести её дело. С успехом. Совсем недавно, - ох, эти дети детей! - в лондонском музее мадам Тюссо, установили фигуру... Ясера Арафата! Это в традиции семейства Тюссо. Когда-то Мари изобразила кровавую сцену казни Робеспьера и так называемую “пыточную комнату” , которая популярна до сих пор. А на стенах той “комнаты пыток” - лица маньяков-убийц. Так почему же среди убийц не найдётся места Ясеру Арафату? Одно вызывает недоумение: почему растопыренные пальцы раиса демонстрируют букву У, что по-английски означает “виктория”, то есть, победа? Тем более автор этого жеста Уинстон Черчилль. |