Правоверный Мусульманин умеренного толка. Хасан Махмуд, сдержанный по природе человек. Вполне естественно исповедует он умеренную форму Ислама. Он не делает различия между людьми. Считает высшим достижением общественной жизни - необходимость уважение к разным правам человека. Его силы-возможности ограниченны. Считает полезным, даже убедительной формой жизни - вернуть Исламу свойственную ему изначально красоту первозданной естественности. Он осознает: в данный момент утвердилась крайняя позиция мусульман-фундаменталистов. Считает в полной убежденности: право Евреев владеть Землей Израиля закреплено в Коране. Но вот странно: политическая направленность религиозного воспитания и обихода такова - от исламских ученых и священнослужителей не услышишь доброго слова в адрес Евреев. Откуда ожидать признания прав Евреев? Главный мотив Корана, всего вероучения "Аллах не терпит несправедливостей - помогает обиженным". В Коране самый часто упоминаемый человек - Муса (Моисей). Коран изображает Мусу революционером от Имени Аллаха. Пророк Муса стал на позиции угнетенных, обездоленных. Его народ первым поклонился Аллаху: за это завистливые и мстительные безбожники этот народ подвергли унижениям, гонениям. Для спасения своего народа – Муса вывел его из жестокого плена - привел в Землю Обетованную. В пятой суре Корана (айаты 20-21) читаем: "Муса сказал своему народу: "О народ мой! Помните милость, оказанную вам Аллахом: Он назначил среди вас пророков, сделал вас господами, даровал вам - ничего подобного не даровал никому из обитателей миров. О народ мой! Войдите в землю Священную: Аллах предписал вам; не обращайтесь вспять (от страха перед ее правителями) - иначе потерпите урон". Коран серьезно относится к Иудаизму, объясняет историю Иудеев, убедительно раскрывает причину – по дороге на Землю Обетованную Израэлитам не позволили ступить в Святую Страну: им пришлось скитаться в пустыне сорок лет. Ключевое место - Моисей говорит: Землю Священную Аллах «Предписал» Израильтянам. В Исламской и Иудейской интерпретации слово «предписал» «содержит в себе коннотации окончательности, решительности и неизменности». Подтверждено Предписание в Письменном Документе – Торе. Дополнительно разъясняет Устная Тора – в ней традиции изменяются по причине текучести явлений природы, жизни общества и отдельных людей; приводят в соответствие с духом времени. Коран установил «Вам предписан пост»: так Указал Аллах – ни в чьей воле это изменить. Люди не вольны изменить Волю Аллаха. По Корану и Вере узнаем: Сам Аллах «записал» Святую Землю - за народом Моисея. Коран сообщает об изгнанниках - не закрыл им навечно путь к возвращению. Коран прямо говорит Евреям: выполняйте обещанное Аллаху – Сам Аллах Тверд в Слове: Выполнит все вам Обещанное. Создание современного Государства Израиль не прошло гладко: создано не самым мягким методом. Многие Арабы-Мусульмане покинули страну, других изгнали. Это очень важно – является моментом второстепенным. Важен факт: в VII веке Мусульмане впервые пришли на эту Землю, отлично осознавали: кому она принадлежит по праву. С момента - Мусульмане отказались подчиниться Воле Аллаха – к времени возникновения веры Авраама - они стали соучастниками преступления. Отступление от Воли Аллаха – привело к печальным последствиям: современные поколения пожинают плоды их деяний. По этой причине происходят трагедии: ежедневно гибнут ни в чем не повинные люди - Палестинцы и Израильтяне. В начальный период развития Ислама - толкователи Корана обосновывали: Аллах Даровал Евреям Святую Землю - принадлежит им по праву самого возникновения их поселения, общества и государства. Читаем у самых знаменитых исламских комментаторов Корана слово «предписал» в 21 айате пятой суры. Ибн Касир (ум. 774/1373) писал: «в землю, которую Аллах предписал вам», то есть «в землю, которую Аллах обещал вам устами вашего отца Израиля, в землю, которая есть наследие тех из вас, кто верует». Мухаммад аль-Шавкани (ум. 1250/1834) понимает слово «катаба»: «то, что Аллах выделил вам и предначертал, исходя из Своего изначального знания, назначив эту землю вам как место обитания". Современные представления основаны на извращающей суть и понятия прежде всего европейской цивилизации. По извращенной логике софизма - появилась, имеет широкое хождение идея: Израиль не принадлежит Евреям. Мусульмане многие отдалились от основ религии, переняли эту удобную позицию: «рождена неприязненным отношением к европейскому колониализму на Ближнем Востоке». Эта политическая идея «к Корану определенно не имеет никакого отношения». Сложилось печальное положение в смысле духовного воспитания и следования Заповедям: «большинство мусульман не читает Коран, не пытается самостоятельно истолковать его подлинный текст, принимает на веру истолкования имамов и проповедников». Сейчас часто утверждают с категорической твердостью: «Евреи утратили свое право жить на Земле Обетованной». Заглянем в глубины истории. В провинции этой, считавшейся всеми Землей Израиля, появились Римляне – совершали грабежи, сжигали города. События эти происходили продолжительное время - в 70-135. В дела и «достижения» Римлян входит «разрушение Храма, порабощение Иудеи и переименование её в "Палестину", изгнание Евреев». Все это произошло задолго до Мусульман: в 638 появились в этих краях: «отвоевывали эти земли у Византии. Мусульмане отлично знали, кому по справедливости принадлежат эти земли. В хрониках читаем: мусульманский халиф принял капитуляцию местного представителя византийцев Софрония на определенных условиях. Одно из этих условий гласило: "Не допускать Евреев в город"». Эта историческая подробность кажется «не слишком правдоподобной». Причина тому: «исследователи доказали: хроники писали спустя долгое время, после самих событий: менее достоверны». Важный аргумент сомнения: «в 1096-1099 участники Первого Крестового Похода, завоевывая эти земли, убивали множество Мусульман и Евреев». Но Омар подписал в VII веке такой договор: откуда здесь взялись Евреи?» «О соучастии в преступлении, я имею в виду поступки Абдула Малика: построил в Йерушалаиме мечеть и приписал Пророку вымышленные хадисы. Мохаммед якобы сказал, что человек должен совершать хадж только к трем мечетям: к мекканской, мединской и иерусалимской». Положение это в части Йерушалайма вызывает самое большое сомнение. Но как мог Пророк такое сказать, если (это место однозначно трактуют ВСЕ МУСУЛЬМАНЕ) из фразы Корана "Сегодня Я завершил [ниспослание] вам вашей религии" (сура 5, айат 3) следует: Иерусалим не входил в географическую зону распространения ислама? Потому-то речь и идет о "завершении". Подразумевает: Арабский Коран - для Арабских племен. Коранический Ислам НЕ ПРЕДПИСЫВАЕТ Мусульманам завоевание принадлежащей иноплеменникам территории. Мусульмане взяли Йерушалаим - его ворота следовало распахнуть, дабы туда смогли вернуться истинные хозяева». Хасан Махмуд задумывается над серьезными теологическими, философскими, историческими и даже политическими проблемами. Ответить точно сейчас не может – на волнующий вопрос: прежде надо серьезно исследовать, сверить и противопоставить разные точки зрения. Не делать выводы скоропалительного свойства. «Возможно, Иудейские доктрины того времени допускали подобное возвращение только под руководством Мессии - но эта тонкость не должна влиять на действия Мусульман. История о договоре с Софронием опровергается сведениями – свидетельствуют: Омар открыл ворота города перед Евреями. Позднейшая Мусульманская оккупация и возведение мечети на месте Храма не санкционированы Кораном». С тех времен произошло много перемен. Особенно важную, доминирующую даже роль заняла политика. «В нынешней обстановке на Ближнем Востоке честность приносят в жертву политике». Позиция ученого часто не совпадает с направлениями, даже «измышлениями политиков» - своими доказательствами, выставлением исторических фактов «в своих университетских лекциях разоблачает он, часто навлекает на себя гнев Мусульман». Его мирное направление, умеренную точку зрения редко принимают, его «позицию критикуют: не соответствует геополитическому сдвигу в сторону фундаментализма». Надо иметь в виду – видеть, понимать: «фундаментализм стремительно становится преобладающим течением в Исламе. Умеренный Ислам теряет популярность. Это отлично показано в "Осажденном исламе" Акбара Ахмеда. В Пакистане талибы уже не являются маргинальным слоем. Их учением увлеклись очень многие пакистанцы». Особенно печалит профессора: «Даже в США я раздражаю тех прихожан мечетей - используют методы социального давления: навязывают другим свои экстремистские взгляды». Показательная одна «история из личного опыта: моя жена, после многолетнего изучения вопроса - пришла к выводу: Женщинам не обязательно покрывать голову. Появилась в мечети без платка: многие из ее "сестер"- мусульманок отказались даже ответить на ее приветствие. Их совершенно не интересовала причина ее поступка». Но это еще мелочи, в сравнении с более важным – сообщает: «многие мусульмане против меня выступают по одной-единственной причине - я утверждаю: Израиль имеет право на существование». Критика этим не ограничивается – «прослеживается странная закономерность: люди считают… признавая законность существования Израиля, я отрицаю права палестинцев… я не отрицаю факт: у палестинцев есть определенные права. Но меня даже не хотят слышать: противники исповедуют принцип "все или ничего"». «Недавно я читал лекцию в Санта-Крус: члены некоторых Мусульманских организаций развесили там плакаты, будто я утверждаю: в Коране есть негативные высказывания о Евреях. Эти люди сильно искажают факты. Я признаю: некоторые айаты Корана имеют полемический смысл, в Коране прослеживается уважительное отношение к Евреям (иначе МусаМоисея не упоминали столь часто). В устной традиции ислама (в хадисах) Евреев изображают в виде отрицательных героев». Так сложилось: по причине нищеты и прочих условий жизни «Коран почти 12 столетий их учили». «Многим Мусульманам трудно смириться с этой неудобной правдой». Это является важной основой – утвердилось ««некритичное отношение к устной традиции – (подменила Коран, стала – М.Б.) составной частью Исламского символа веры». Устная традиция далеко отошла – от законоположений Корана. «Часто критики пытаются мне возражать: приводят разрозненные цитаты из Корана, - но тут они терпят поражение, поскольку толкования, экзегетику я изучаю уже много лет. Иногда меня вызывают на поединок. В Санта-Крус мусульмане предложили провести диспут. Я согласился при одном условии – на публичный диспут. Мои оппоненты на него не явились. Немногочисленные Мусульмане пришли на лекцию, имели терпение меня выслушать - не обнаружили в моих рассуждениях никаких неверных интерпретаций постулатов Ислама». Против Хасана Махмуда ведут целенаправленно «разоблачительную критику», типа разборок: устраивают скандалы, пытаются дискредитировать в академической среде, в глазах религиозных авторитетов и общественного мнения. «В Монреале меня обвинили в расизме: я сказал - в наше время 95% мусульман подвергаются антисемитской идеологической обработке. Я дал ответ: "Монреаль Газетт" отказалась опубликовать - пусть каждый мусульманин откровенно ответит на один простой вопрос: "Как следует понимать два финальных айята первой суры Корана: "Веди нас прямым путем, путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, что [подпали под Твой] гнев, и не [путем] заблудших?" В этом айате ничего не сказано ни о Евреях, ни о Христианах: почти всякий Мусульманин узнает от своих учителей: "подпавшие под Твой гнев" - это Евреи, а "заблудшие" - Христиане. Главная проблема: среднестатистический Мусульманин заучивает эту суру, узнает ее толкование в возрасте 5-8 лет. Полученные в этом возрасте знания врезаются глубоко в подсознание. Чуть не в генетическую память». Трудно сказать точно, с какого времени все началось, по какой причине произошло в народе и у законоучителей веры: некоторые отказываются от принципов, прежде усвоенных знаний. Убедительно прозвучал ответ профессора. «Я полагал: мой ответ самоочевиден. Но каковы результаты? Некоторые из моих ближайших коллег отрицают, будто их этому учили. Для меня эта ситуация еще мучительнее критики со стороны некоторых Мусульманских лидеров. Я всегда прошу людей: ну хорошо, вы что-то отрицаете публично, в частной обстановке имейте совесть - признайте правду. Но даже в частной обстановке мои единоверцы-Мусульмане не нашли в себе мужества признать очевидное всем, каждому. Это само по себе свидетельствует, насколько низко мы пали». Это падение не только простого, чаще невоспитанного, невежественного народа. Отрицательные свойства, качества, ошибочные суждения подобно высказывают отцы народа, даже духовные наставники, академические авторитеты. Важно «подчеркнуть: нападки на меня выражают только в форме полемики. Я не получал никаких угроз своему здоровью, безопасности. Моих единоверцев-Мусульман смущает моя позиция, они сознают: я Мусульманин. Я не отказываюсь от своей веры: мы можем дискутировать». Хасан Махмуд преподает в университете Сан-Диего. Создано, ведет активную общественную, воспитательную работу местное отделение "Ассоциации студентов-Мусульман". Они вмешиваются почти во все, даже им не подотчетное. Самые фанатичные студенты общины «написали на профессора жалобу. Обосновали ложным утверждением: будто «обвиняю членов этой организации в антисемитизме и гомофобии». Но вскоре эти люди отступились от намерения своего и правильно сделали - иначе они бы выглядели очень глупо. Их письмо: "Мы не можем быть антисемитами, мы сами - семиты, - писали - среди авторов письма нет ни одного араба по национальности. - И мы вовсе не гомофобы: среди наших соседей есть геи и лесбиянки". Движущей силой реформ (реформистского движения) станут живущие на Западе Мусульмане. Тут главная роль принадлежит Женщинам, решительно возвышающим свой голос. Эти Женщины очень много сделали для изменения Мусульманского мировоззрения. Некоторые из них горячо спорят между собой, но при всех своих разногласиях - сделали очень много для излечения Ислама от его многовековой болезни, мужского шовинизма: Фатима Мернисси, Азиза аль-Хибри, Амина Вадуд Мухсин, Иршад Манджи, Рифат Хасан, Асма Джахангир. Среди сторонников реформ есть и мужчины: Халид Абу аль Фадл, Абдалла аль-Наим, Сад аль дин Ибрагим. Все они получили образование на Западе, живут там, за единственным исключением. Даже самые простые вопросы – иногда сложны, а сложные вопросы – сложны по видимости, а на поверку оказываются простыми: нужно подойти к ним с полным вниманием, не бояться разобраться. «В самом начале второй суры Корана сказано: "Это Писание, в [божественном ниспослании] - для богобоязненных руководство "». «Всякий Мусульман должен расценивать содержание Корана как ниспосланное свыше руководство к действию. Айаты об Израиле в пятой суре предназначены не только для прочтения, но и для исполнения. Основополагающий принципов Ислама - положение "Источник бед следует удалить" ("аль дарар йузаль"). Мусульмане должны взглянуть реальности в лицо. С момента возникновения Израиля прошло много лет. Все эти годы целый регион прилагает усилия для уничтожения этого государства. Эти попытки безрезультатны, надежд на успех нет, по всей видимости. Самым конструктивным, прагматичным - смириться с фактами: Израиль есть, нужно выбирать из двух: сосуществовать с Израилем мирно, либо воевать с ним до скончания века. Коран Мусульманам разъясняет: Аллах не изменит их жизнь - должны они изменить ее сами. Данный случай - отличный повод осуществить этот догмат на практике. Признав Израиль по собственной инициативе, Мусульмане выполнят предписание своей священной книги - Корана. Получив гарантии своей безопасности, Израиль сядет за стол переговоров. Отдельные вспышки напряженности возможны, мирное сосуществование станет нормой». В основу легло интервью с профессором Халилом Мохаммедом - Джейми Глазов, FrontPage Magazine |