Внутри меня. Автор Виктор Зорин СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОКУРОРУ Алисе Паниной ____________________ Уважаемые господа Присяжные. Ваша Честь! Как легко я пробежалась по рассказу «Внутри меня» Виктора Зорина. Прекрасный слог, тонкий юмор, в общем-то, понятная фабула: племянник захотел обмануть своего дядю, приобретя его мысли, в результате отдал всего себя, а дядя омолодился. Конечно, потихоньку закрадывались мысли, что было нечто похожее, близкое. Это и «Xchange» («Обмен телами»), и «Аватар, или Обмен душами», и «Без лица» и др. Ну и что: здесь свои особенности, свои некоторые идеи – хотя бы загадка шприцев, впрыскивающих ДНК. Использование генной технологии для организации переселения души в другое тело – понравилось. Аббревиатура ДНК – вообще научно. Жанр научной фантастики, насколько я знаю, сейчас не очень в моде. Это раньше были романы Жюля Верна, Ивана Ефремова, Станислава Лема, Братьев Стругацких и др. Многие произведения научной фантастики построены на неком допущении выдумки в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы и т.д., а не просто на описании условного чуда. Просто чуда. В рассказе присутствует научное определение «молекулы ДНК», здесь ещё они и активные. Присутствует. И всё. Замечу, что я слышала только об активных молекулах РНК. Но я не являюсь крупным специалистом в области генетики. Автор оставляет за кадром какие-либо пояснения особенности их действия, технологии, давая только эти сведения: «Я украл его у знакомого-химика, занимающегося психотропными препаратами». Пусть такое обобщающее: «химик» – не биолог, не генетик – может быть, может быть. Надеюсь, что хоть химик-органик. Итак, рассказ написан в жанре фэнтези, в котором все превращения выполняет только это «чудесное вещество», как его с иронией называет племянник. Что ж, главное допущение об этом веществе сделано. Теперь можно читать, как же оно будет использовано, какие с его помощью осуществятся метаморфозы. Тут-то и начинается некоторая круговерть, почему-то напомнившая мне карточную игру «Веришь – не веришь», только не одноходовую, а циклическую, так сказать: кто кого обманет. Здесь обманул дядя. Я уже упоминала, что мне понравился стиль, слог автора. Но не всё так безупречно. Вот мои некоторые придирки. «…чую, как пахнет мокрая земля». Как ни странно, глагол «чуять», применяемый к животному, собаке в том числе, обычно означает не одно и то же, когда речь идет о человеке. Попросту говоря, чтобы «чуять», у человека служат другие органы восприятия (не нос): «сердцем чую», «чует душа моя, что…». «вся природа это чувствует изнутри» - тут «вся… наливалась соками»?? «Но печалиться страшно трудно» - всё же трудно или не трудно изобразить печаль, а само это чувство, боюсь, не слишком подвластно человеку. «Он лежал в гробу не грустный…» - так и хочется добавить: «как принято» (?!) Кстати, следом за этим написано: Вокруг толпились малознакомые поклонники-поклонницы…» - впечатление, что мало знакомые дяде, усопшему, о чём он сожалеет. «Литераторы проникновенно…, поэтессы с кругами под глазами…». Литератор – понятие более широкое, нежели писатель, прозаик или поэт, то есть слово «литератор» поглощает подвид «поэтесса». «Отчего-то в комнатах нет пыльного запаха запустения, нафталиновой духоты. Оказывается, окно в кабинете приоткрыто, и весенние звуки ненадолго забегают в покинутые стены». - не уверена, что «звуки» могли поглотить «запахи» Вернёмся, однако, к трём шприцам с волшебными молекулами. Их действие, как я поняла, проистекало примерно так: - Первый «выстрел» из взятого наобум шприца-пистолетика – то ли помогает творчеству самого племянника, то ли это дядины мысли уже переместились в него, но результат налицо: я пронзительно лёгким усилием ума пишу на стене – быстро и легко». Однако выясняется, что есть и, так сказать, побочное действие препарата: рядом с племянником оказывается сам дядя. Причем это не галлюцинация несчастного племяша - в конце рассказа речь уже полностью переходит в уста того, кто теперь называет себя дядей. - Второй выстрел. Сделай ещё один укол, - (это слова дяди). «Я не удивляюсь, совершенно спокойно дотягиваюсь до второго шприца и щёлкаю маленьким «курком». Кстати, теперь появляется и «точно такое кресло» - клон, наверное. Всё. После второго укола личность племянника исчезает, а в его молодое тело вселяется, но, видно, не окончательно, коварный дядя. - Третий выстрел. «Михаил Андреевич … Дотянулся до последнего шприца-пистолетика и щёлкнул. Молодая, натянутая кожа показалась ему удачной обновкой. Вот теперь всё. Да, а еще раньше, до всех этих описываемых событий, читаем: «Дядя не просто умирал: он часами рассказывал мне сюжеты – один другого прихотливей и заманчивей. А я записывал каждое слово, чтобы вставить его в полное собрание СВОИХ сочинений - изобретательный дядя заранее переписал часть своей бесценной информации или всю её в мозг самонадеянного племянника. Именно она проецировалась на стену-экран после первого выстрела. Почему я занялась этими подробностями? А вот почему. В начале сказано: «Душа дяди … завещала мне три порции инъекции в виде одноразовых шприцов-пистолетиков». В середине: «Кто жертва? Пускай – дядя (в каждой смерти есть доля шутки!). Как? Шприцем-пистолетиком. Безболезненно и трудноопределимо. Я уколол его после обильного ужина, чтобы… Чтобы узнать его мысли, и воспользоваться ими для сочинения «романа века». Вот оно! Вот он, четвёртый шприц! Вот важнейший момент цикла перевёртышей! Не мог племянник уколоть дядю: он получил в наследство три шприца только после дядиной кончины – помните, какой тот грустный лежал?! Этот абзац идёт от имени самого дяди! Уф-ф! Вот как ловко автор нам подкинул злополучный четвертый шприц! Конечно же, это дядя напишет «роман века». Мало того, что он крадёт тело молодое, он даже мысли своего молодого родственника забирает: ничего не должно пропасть – всё сгодится для литературы. А я хочу признать, что если и не «рассказ века» написал Виктор Зорин, то очень-очень красивое, интригующее произведение. Кстати, нужно отдать должное автору: он не слишком злоупотребляет чудодейственным изобретением неизвестного «химика»: гробы не летают, чёрные руки не простираются из темноты. Разве только «весенние звуки», побочным явлением, удаляют неприятные «запахи» из квартиры. «Провести бы бархоткой по произведению», - как говаривает известный литератор Н.Бур. А потом признать Виктора Зорина виновным. Сильно виновным. Это уже говорю я, Вердикт-Прокурор Алиса Панина |