Исповедь. Автор немов СЛОВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПРОКУРОРУ СТАНИСЛАВУ К. ГЛИНКИНУ Уважаемый суд! Поэты нередко обращаются к исповедям как одной из разновидностей философской лирики. Изложение исповеди ЛГ, как правило, включает в себя элементы медитативной лирики: глубокое раздумье о смысле жизни человека, о предназначении личности, о свершившейся самореализации или её отсутствии. Поэтому направление тематики стихотворения позволяет автору говорить и о судьбах людских вообще, и о земном пути своего литературного героя. Представленное стихотворение содержит как некоторые исповедальные моменты, так и нацеленность на избавление от ряда негативов прошлого. Автору в достаточной степени удались некоторые образы: «Прошлое падает пылью с небес – да, ведь до этого он пишет, что «… мысли несутся к холодной Луне». Хорошо представлен образ неутешительных результатов оценки своего недавнего прошлого. Считаю удачным это: «Исповедь – это что-то сакральное, Чистое, хрупкое, как горный хрусталь» (цитата приведена с корректировкой пунктуации – С.К.Г.). Хороша первая строчка стихотворения «Исповедь»: «Лист бумажный застыл в ожидании». Следом «И мысли несутся к холодной Луне». Что ж: ночь, луна, лист бумаги, ожидающий стихов – очень живая картина, как символа поэтического процесса. Следующие строки: «Время пришло говорить: "До свидания" – не совсем понятно, с кем здесь прощается ЛГ, но из дальнейшего явствует, что со своим не слишком достойным прошлым. Эта строка: «Время прошло верить себе» – здесь, очевидно, о том, что ЛГ чувствует себя только теперь вполне состоявшимся человеком, готовым положить конец самообману, неверной самооценке. Он хочет получить от своего созревшего «я» ответы на вопросы о значимости себя как личности, о своём предназначении. Также ЛГ сожалеет о былой ветрености. Но никаких примеров, доказательств этому не приводится: ни поступков опрометчивых, ни мыслей неправедных. Тем более непонятно волнение ЛГ, если: «Но все, то что было ветер унес». В конце ещё раз: «Брошу оковы – ошибки свои». Хотелось бы больше узнать, в чём себя так винит ЛГ, с тем, чтобы сравнить с ошибочным прошлым его ожидаемое светлое будущее: «Внутри быть наполненным имеет значение». Однако не всякое «наполнение» может быть более прогрессивным, нежели прошлое. «Мне измениться судьбою положено». «Пусть будет так, как Бог усмотрел». Что ж, в исповедях нередки обращения к Богу. Кто-то молит о прощении совершённых грехов, кто-то уповает на милость божью в настоящем, бывает, что просят и о чём-то конкретном, бытовом. Захотелось понять, каковы же причины обращения к Богу после исповеди перед самим собой. Мы видим, что у ЛГ непростое отношение к предначертанности его судьбы, определяемой, направляемой свыше. С одной стороны, он почему-то догадывается, что «блистательная слава ему не уготована – что есть грех, вообще-то, ибо тогда уж следует вспомнить и такое изречение: «На всё воля божия». С другой стороны, он полон намерений «Душу наполнить» (чем?), то есть приложить самому некоторые реальные усилия. Возможно, мною было неверно понято смирение ЛГ перед волей Всевышнего, ибо далее ЛГ восклицает: «Но сдаваться - значит плыть по течению». Более того, что совсем противоречит церковному постулату: «Пути господни неисповедимы», для ЛГ «дорога чётко видна». Но опять же: «Душу наполнить и вытерпеть крест» – не о том ли это говорит, что ЛГ считает предстоящее обновление божьим наказанием? Библейское выражение «Нести свой крест» иносказательно означает: терпеливо выполнять свой долг, обязанности; мужественно переносить удары судьбы, ее невзгоды. Ведь автор так пишет о предстоящем: «Мне измениться судьбою положено, Знаки - начало черных полос». Если это знаки судьбы предначертанной, то сменить её раб божий не в силах. Если же, увидев наступление этих «черных полос, ЛГ решает взбунтоваться против судьбы, то это очень далеко от покорности: «Пусть будет так, как Бог усмотрел». Кстати, ЛГ восклицает: «Я не мечтаю о славе блистательной». Кто знает, куда его дальше поведёт божественное провидение. На мой взгляд, автору бы следовало чётче показать, где кончается фатализм его литературного героя и начинается свобода выбора, свобода воли. Что касается художественного качества стихотворения. Присяжные указали на ряд огрехов: сбои ритма, пропущенные глаголы, нарушения грамматические и другие – полностью согласен. Автор пишет в своём обращении к Присяжным: «Или содержание несколько непонятно? Ведь все просто. Надо просто помолчать, закрыть глаза, не думать ни о чем. А потом прочитать, пытаясь прочувствовать все это. Уверен, что это реально, возможно и даже нужно. Иначе как Вы будете объективно оценивать работу, если для Вас тема неактуальна?!» Хочу заверить автора, что, в самом общем смысле, тема может быть названа актуальной, хотя лучше бы сказать попроще: интересна, вероятно, полезна и для молодых, и для пожилых. Я хочу обратиться к автору с некоторыми размышлениями о поэзии, сопоставляя их с поэзией стихотворения Известно, что этот вид литературы имеет свои правила, свою специфику. Ряд этих правил прописан в книгах-пособиях по стихосложению. Ряд неписаных правил можно осознать, только наработав свой собственный опыт создания стихов. Ряд особенностей и правилами-то назвать нельзя: это просто ощущение хороших стихов, замечательных стихов. Разумеется, у каждого поэта свои критерии оценок. Часто очень хорошими признаются именно чужие произведения. Какая радость, какая редкость, когда так можно воспринять и свои собственные. Но опыт, это и видение неудачных, проходных, неаккуратных, слабых, как чужих, так и своих творений. Вот некоторые писаные правила. • При всех особенностях, некоторых допускаемых вольностях построения поэтических строк не следует нарушать грамматический строй предложений, на что обратила внимание Елена Николаева: « - Время летит и значит безотлагательно Душу наполнить и вытерпеть крест».. …глагол пропущен (нужно наполнить душу? хочу? могу? наполнить душу). • Желательно, использовать одну из известных любому поэту классических метрик. Приведу для примера анализ одного из катренов, выполненный Светланой Илларионовой: « Мне измениться судьбою положено, Знаки- начало черных полос, Был я когда- то глупый и ветренный, Но все, то что было ветер унес. /--/--/--/-- /--/-/--/ /--/-/--/-- -/--/-/--/» Сбои ритма показаны наглядно. А вот это: «Я не мечтаю о славе блистательной, Пусть будет так, как Бог усмотрел. Как оказалось, я не такой замечательный И вряд ли оставлю след на земле» – третья строчка совсем разбежалась. Замечу, что есть, конечно, авторы, использующие более свободный ритмический рисунок, чем ямбы, анапесты и др. Однако это требует не меньшего, а может быть, и большего поэтического слуха. • Рифмы. Так уж сложилось, что если стих не белый, то рифмы должны служить опорой ритма, их выбор во многом определяет художественность, качество стихотворения. Конечно, бывают более удачные, менее удачные рифмы. Но просто взять и вставить два совершенно не рифмующихся слова – нельзя (см. 4-й катрен): «положено и ветренный . Кстати, «ветреный» пишется так. Стихотворение не имеет права выйти в свет, если не подобрана хоть одна рифма: искать, менять неподходящее слово. А может быть, всю фразу. А может быть, весь катрен. А… Неписаные правила. • Не следует злоупотреблять грамматическими рифмами: два прилагательных с одинаковыми суффиксами и окончаниями, например, «блистательный – замечательный», два наречия: «обязательно – безотлагательно» и др. Это слишком явные совпадения конечных звуков. • Не является достижением использование совсем уж приблизительных рифм: «Луне – себе», «себя – хрусталь», «меня – видна», «свои – освети», «усмотрел – земле». • Следует тщательно проверять используемые слова, словосочетания. Ян Кауфман указал вполне справедливо на режущее в серьёзном тексте просторечие «потухло». У меня вызвал небольшую улыбку последний вопрос: «Кто я, зачем я, имею ли вес?», в сочетании с последующим «Но все, то что было ветер унёс». Иначе говоря, необходимо уточнение о каком «весе» идёт речь: в обществе вообще? в писательской среде? и т.п. И ещё одно правило, которое следует отнести к писаным, хотя многие сетевые авторы этим пренебрегают: любое произведение нужно тщательно проверять на орфографическую и пунктуационную грамотность. В стихотворении есть и те, и другие ошибки. Мне хочется посоветовать автору больше анализировать стихотворения других: что понравилось в содержании, в форме. Какие образы построены, как организованы фразы, как дела с рифмами. И обязательно писать стихи, потому как ЧТО именно «Бог усмотрел» относительно автора немова, только время покажет. Стихотворение «Исповедь» считаю не состоявшимся. Автору – дерзать дальше:) Вердикт-Прокурор Станислав К. Глинкин |